Формула «Формулы»
15.06.200900:00
А в чем вообще дело? В противостоянии FIA и FOTA, причиной которого стали разные взгляды на стратегию дальнейшего развития "Формулы-1". FIA, ведомая ее нынешним президентом Максом Мосли, приняла решение о радикальном обновлении технического регламента с 2010 года. Командам предложен выбор: работать, как сейчас, или получить гораздо большую свободу, однако ценой жесткого и, главное, строго контролируемого ограничения бюджета (верхняя планка - 45 млн евро). Фактически это выбор между нынешней нестесненностью затрат в рамках регламента и гораздо большей технической свободой в границах лимитированной сметы.
СУТЬ РАЗНОГЛАСИЙ
По планам FIA и Макса Мосли, это облегчит новичкам присоединение к "Формуле-1", а давнишним участникам гонок позволит успешно соревноваться при гораздо более скромных бюджетах, если, конечно, они того захотят.Как показывают события последнего времени, члены FOTA не захотели, причем до такой степени, что на каком-то этапе дискуссий и подковерной борьбы команда Ferrari даже пыталась, правда безуспешно, оспорить решение FIA в суде. Недовольные грозили бойкотировать FIA и вообще уйти из гонок.
Впрочем, этот раунд схватки между FIA и FOTA не закончен. По некоторым сведениям, противоборствующие стороны пытаются найти компромисс. Например, договориться о введении лимита в 45 млн евро не с 2010-го,
а с 2011 года, а в 2010-м остановиться на 110 млн евро. Правда, кое-кто говорит не о компромиссе, а об ультиматуме: девятка бунтарей сопроводила заявки на участие в следующем сезоне определенными условиями своего присутствия на соревнованиях, на которые FIA пока никак не отреагировала. К тому же заявка - это только заявка, и она должна быть еще утверждена той же FIA.
НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ
К моменту начала проведения современных чемпионатов мира история автоспорта насчитывала уже более полувека. Была создана и успешно работала Международная ассоциация признанных автоклубов (AIACR), преобразованная в 1946 году в FIA, регулярно проводились Гран-при национальных автоклубов, и эти гонки проходили по единому международному регламенту - гоночной формуле. Участвовавшие в них машины превратились в мощные и высокоскоростные аппараты, на которых обкатывались новинки для серийных авто. Занять место в кок-питах стремились практически все автоспортсмены, и в результате конкуренции пилотами Гран-при становились лучшие водители в мире.Первый чемпионат "Формулы-1" прошел в 1950 году и состоял из Гран-при Великобритании, Монако, Швейцарии, Франции и Италии. Был еще ни на что не повлиявший этап в американском Индианаполисе, остановленный на 138-м круге из-за дождя. В 1958-м к личному зачету добавился Кубок конструкторов. В 1968 году была разрешена реклама на болидах, и "Формула-1" окончательно превратилась в коммерческое предприятие.
ЦЕНА ВОПРОСА
От принятых в "Формулу-1" новичков требуется вступительный взнос в $47 млн. Команды не раскрывают свои расходы, так что вся информация по ним носит приблизительный характер. По данным авторитетного журнала F1 Racing, в сезоне 2008 года бюджет Toyota составил $445,6 млн, McLaren - $433,3 млн, Ferrari - $414,9 млн, Honda - $398,1 млн, Renault - $393,8 млн, BMW Sauber - $366,8 млн, Red Bull - $164,7 млн, Williams - $160,6 млн, Toro Rosso - $128,2 млн, Force India-Mercedes - $121,85 млн и Super Aguri - $45,6 млн. То есть совокупный бюджет 11 "конюшен" перевалил за $3 млрд.Большая часть расходов приходится на разработку и производство новых двигателей. Крупные "конюшни" тратят на это от 100 до 200 млн евро в год. Сейчас этим занимаются BMW, Ferrari, Mercedes, Renault и Toyota, которые полностью или частично владеют командами. Прежде над моторами работали и независимые производители - Climax, Repco, Cosworth, Hart, Judd, Supertec, не имевшие своих команд.
Солидную долю издержек составляют зарплаты гонщиков. Двое из них вошли в последнюю версию "золотой" десятки мира спорта, которую ежегодно составляет Forbes: финн Кими Райкконен заработал в 2008 году $47,5 млн и занял 4-е место, а у испанца Фернандо Алонсо - $42,3 млн и 9-е место. Впрочем, им обоим далеко до Михаэля Шумахера, сколотившего за 16 сезонов в гонке $1 - $1,2 млрд и получавшего в годы расцвета до $100 млн.
Что касается прибыли, то, по оценкам Deloitte Sports Business Group, годовой доход "Формулы-1" составляет $3,9 млрд, из них $1 млрд приносят коммерческие права. Ведущие команды, спонсорами которых выступают крупнейшие мировые корпорации, зарабатывают сотни миллионов долларов.
ФЕНОМЕН ЭККЛСТОУНА
В миллиардное предприятие гонку превратил британец Бернард Экклстоун, в 1972 году купивший команду Brabham. (Кстати, в 1949 году Экклстоун и сам начинал как гонщик.) Он возглавил команду, а потом и Ассоциацию конструкторов "Формулы-1" (FOCA). До Экклстоуна доходы команд зависели от владельцев трасс, причем каждая "конюшня" вела переговоры самостоятельно. Экклстоун убедил их выступать единым фронтом и доверить FOCA участвовать в переговорах от их лица. Затем он выдвинул владельцам трасс ультиматум и заставил их принять выгодные для команд условия. В FOCA Экклстоун начал борьбу за коммерческие права и к марту 1981 года добился своего и здесь. В 1987-м Экклстоун ушел из Brabham и основал Formula One Promotions and Administration (FOPA), которая от имени команд контролировала права на телетрансляции (сегодня каждый этап смотрят в среднем 55 млн телезрителей).Сейчас бизнес-стороной "Формулы-1" занимается Formula One Group (FOG). Она действует под эгидой FIA и принадлежит Delta Topco, около 70% акций которой владеет один из крупнейших фондов private-equity CVC Capital Partners. 20% акций принадлежат J.P. Morgan, а 10% - Экклстоуну и его семейной компании Bambino Holdings.
Основные "дочки" FOG - Formula One Administration Ltd., владеющая коммерческими правами, которые принесли в сезоне 2007 года $938 млн, Formula One Management Ltd., контролирующая медийное обеспечение и продвижение всего "формульного" контента, и Formula One Licensing BV - ей принадлежат все торговые марки "Формулы-1" и логотипы. Рекламой на трассах торгует швейцарская компания Allsport Management SA, купленная FOG в 2006-м. А вообще бизнес-структура "Формулы-1" сложна и все время меняется.
ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?
Каждая гонка "Формулы 1" - это спектакль. Иногда трагедия, когда происходят аварии, иногда детектив, если вспомнить о шпионских скандалах с обвинениями со стороны Ferrari сначала в адрес Toyota, потом - McLaren, а подчас и мыльная опера, когда речь заходит об эксцентричном Экклстоуне и его жизни с теперь уже бывшей женой Славикой (дама на 30 см его выше и на 28 лет моложе).И все-таки нововведения FIA, которые поддерживает Экклстоун и против которых восстали члены FOTA, помогут гонке оставаться на пике зрительского интереса или, наоборот, низвергнут ее с пьедестала? В частности, руководители Ferrari заявляли, что уход знаменитых команд и замена их новичками приведут к снижению статуса и уровня гонки.
Президент FIA Макс Мосли, напротив, убежден, что "Формула-1" обречена, если ею будут заниматься одни "старики". "Ни один вид спорта не может быть здоровым без притока свежих сил, - цитирует президента FIA агентство DPA. - Даже Энцо Феррари в 1948 году начинал с нуля".
В этих рассуждениях есть резон. В начале 2000-х годов "Формула-1" переживала не лучшие времена: из-за непоколебимого лидерства Михаэля Шумахера и безусловного доминирования Ferrari соревнования лишились интриги и потеряли привлекательность. Поэтому многие обрадовались, когда гегемонию Шумахера и Ferrari в 2005-м нарушил Фернандо Алонсо из Renault, а зрители опять повалили на автодромы.
Да, считает Мосли, машины будут гораздо меньше "оттачиваться", поскольку команды не смогут тратить огромные суммы на микроскопические преимущества (например, $1200 на колесную гайку, используемую только один раз). Однако с трибун или по телевизору болиды не станут звучать или выглядеть менее "формулическими", нежели нынешние, крайне дорогие. Кроме того, они станут гораздо интереснее для увлекающихся техникой, поскольку будут иметь особые свойства, позволяющие им конкурировать с более дорогостоящими машинами.
Любителям остается только ждать.
Если все кажется под контролем, вы просто едете недостаточно быстро. МАРИО АНДРЕТТИ, АМЕРИКАНСКИЙ АВТОГОНЩИК |
Скорость нужна, а поспешность вредна. А.В. СУВОРОВ, РУССКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ (1730 - 1800) |