Top.Mail.Ru
архив

Французский ангел для Alitalia

Европейская антимонопольная комиссия дала добро на слияние итальянской авиакомпании Alitalia с франко-голландской AirFrance-KLM.

Благодаря этому союзу национальный итальянский перевозчик надеется выйти из штопора, в который попал в сентябре 2001 года.

 

Руководству Alitalia пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться этого разрешения. Высшие менеджеры по-разному смотрели на будущее авиакомпании. Борьба стоила служебного кресла генеральному директору Alitalia Франческо Менгоцци, ушедшему в отставку из-за разногласий с итальянским премьером Сильвио Берлускони.

 

Кислородная маска

 

В первой половине ХХ века далеко не каждая европейская страна имела возможность похвастаться собственной гражданской авиацией. То, что могли позволить себе развитые Англия и Франция, было недоступно для отсталой Италии. Готовясь ко второй мировой войне, в которой эта страна выступала на стороне фашистской Германии, Италия создала военно-морскую авиацию. Что же касается авиации гражданской, то ее история начинается лишь после военных событий.

В 1946 году новое итальянское правительство, на плечи которого легла задача восстановления страны, изможденной войной, задумалось о создании современной транспортной системы. Своими силами итальянцы справиться с этой задачей не могли, и на помощь были призваны британские и американские партнеры. В сентябре стороны подписали соглашение о создании компании AlitaliaAerolineeItalianeInternazionali, которая на 60% принадлежала итальянскому правительству, а на 40% – британской авиакомпании BEA (BritishEuropeanAirways), позже ставшей частью BritishAirways. Первоначально предполагалось, что AlitaliaAerolineeItalianeInternazionali будет обслуживать международные рейсы, тогда как внутренние маршруты начнет выполнять компания LineeAereeItaliane, созданная при участии американской TWA.

Тем не менее свой первый рейс новая AlitaliaAerolineeItalianeInternazionali совершила внутри страны. 5 мая 1947 года пилот Вирджинио Рейнеро на небольшом самолете G-12 производства компании Fiat доставил первых пассажиров из Турина в Рим. Четыре военных транспортника G-12, арендованные у военно-воздушных сил Италии, составляли первоначальный парк самолетов новой авиакомпании. Чуть позже фирма приобрела шесть двухмоторных самолетов SM-95 производства компании Savoia-Marchetti и с их помощью наконец вышла на международную арену. В июле 1947 года состоялся первый международный рейс по маршруту Рим – Осло. Интересно, что кабины 26-местных SM-95 не были герметизированы, экипажу и пассажирам приходилось во время полетов носить кислородные маски. Тем не менее новый сервис оказался весьма востребованным. Даже с тем небольшим флотом, которым располагала компания, за первый год своего существования ей удалось перевезти более 10 000 пассажиров и 110 тонн почты и грузов.

 

Сутки с половиной над Атлантикой

 

В начале 1948 года итальянцы взяли в аренду у ВВС Великобритании несколько дальних бомбардировщиков Avro Lancaster, перестроили их в пассажирские самолеты и начали обслуживать самый дальний на тот момент пассажирский рейс во всем мире: Милан – Рим – Дакар – Рио-де-Жанейро – Сан-Паулу – Буэнос-Айрес. Этот маршрут на долгое время стал визитной карточкой компании. Самолет, совершавший рейс AZ 510Z, находился в воздухе более 36 часов. За первые пять лет своего существования авиакомпания перевезла более 80 000 пассажиров – результат, который сразу позволил ей войти в число крупнейших европейских транспортных предприятий. При этом компания не уделяла слишком большого внимания развитию бортового сервиса. Она просто доставляла пассажиров из пункта А в пункт Б, что занимало порой более суток.

Все это время Alitalia оставалась планово-убыточной. Итальянское правительство активно поддерживало молодую компанию, считая ее необходимым инструментом для повышения имиджа страны в глазах мировой общественности. Только в 1951 году руководство AlitaliaAerolineeItalianeInternazionali посчитало, что начальный период завершился, и озаботилось получением прибыли. Для этого был заменен весь воздушный флот. Старые, небольшие самолеты, некогда перестроенные для перевозки гражданского населения, уступили место современным комфортабельным пассажирским лайнерам производства американской компании Douglas. С этого времени начался длительный «роман» итальянцев с американской авиастроительной корпорацией. Вплоть до того момента, как McDonnell Douglas прекратила свое существование, перейдя под управление Boeing, итальянская компания была крупнейшим в Европе и едва ли не единственным постоянным покупателем самолетов заокеанского производителя.

Кардинальному пересмотру подвергся имидж компании. Alitalia больше не желала ограничиваться доставкой пассажиров из пункта А в пункт Б. Менеджмент компании задумался об обеспечении комфорта перевозок. В 1951 году на рейсах компании появились первые стюардессы, униформу для которых заказали в доме мод Sorelle Fontana. Тогда же пассажирам Alitalia была впервые предложена горячая еда во время полета.

Менеджеры не ошиблись в выборе курса – 1952 год компания впервые закончила с прибылью. К 1954-му Alitalia смогла покрыть все убытки первых лет работы. Три года удачной работы позволили компании уже к 1955 году еще раз полностью обновить свой флот. Теперь в ее парке появились новейшие Convair 340 для местных рейсов и четыре DC-6B для межконтинентальных перелетов.

 

Папа на борту

 

В 1957 году правительство решило объединить две государственные авиакомпании в одну, а заодно и избавиться от иностранного капитала. Alitalia Aerolinee Italiane Internazionali и Linee Aeree Italiane слиливединуюавиакомпаниюAlitalia. Акции, принадлежавшие TWA и BAE, были выкуплены и переданы в специально созданную государственную холдинговую компанию IRI. Флот нового авиаперевозчика состоял из 37 самолетов, большая часть которых отвечала последнему слову техники того времени. В 1960 году компания впервые по итогам года перевезла 1 миллион пассажиров, а общая длина всех обслуживаемых ею маршрутов достигла почти 1 миллиона километров. Эти показатели позволили Alitalia подняться на 12-е место среди ведущих мировых авиаперевозчиков. У компании появились свободные средства. Руководство решило вкладывать их в укрепление своих позиций на отраслевом рынке. Alitalia выкупила 90% акций старейшей итальянской чартерной авиакомпании. На ее базе было основано чартерное подразделение SAM (SocietaAereaMediterranea), которое в течение уже первого года своего существования добилось показателя почти в 3600 летных часов. Одновременно было создано подразделение ATI (Aero Trasporti Italiani), обслуживающее короткие местные рейсы, в первую очередь между островами южной Италии.

В том же году компания окончательно переехала в аэропорт Leonardo da Vinci, в местечке Фиумичино недалеко от Рима. Этот аэропорт быстро стал одним из крупнейших авиаузлов Европы и долгое время считался образцом для подражания. С 1960 года самолеты Alitalia стал официально использовать для перелетов Папа Римский.

В середине 1960-х по числу перевезенных пассажиров и объемам доставленного груза, а также по финансовым показателям Alitalia занимала 3-е место в Европе и 7-е – в мире. Самолеты компании летали в 70 стран и обслуживали в общей сложности 163 рейса.

В 1970 году флот компании первым в Европе стал полностью реактивным. Alitalia закупила новые Boeing 747, и руководство компании решило, что настала пора вновь поменять имидж. Итальянский триколор на килях самолетов был заменен стилизованной буквой А, выполненной все в тех же традиционных цветах – зеленом, белом и красном, а рекламные кампании начали делать особый упор не на качестве, а на доступности полетов.

 

«Всегда опаздываем с отлетом…»

 

Проблемы у Alitalia начались в середине 1970-х годов. Мировой топливный кризис привел к резкому взлету цен на топливо и увеличению себестоимости полетов. Итальянскую экономику подкосила инфляция, а общество захлестнула волна активности прокоммунистических организаций, которая обходилась компании в 2500 потерянных из-за забастовок часов в год. Alitalia начала регулярно терять деньги, и правительство, как и четверть века назад, вновь оказало ей помощь. В ход пошли дешевые кредиты и незначительные налоговые послабления. Компании пришлось пересмотреть структуру воздушного флота, сделав акцент в первую очередь на наиболее экономичные модели самолетов. В парке появились Boeing 727 и MD 80. Впервые в своей истории компания была вынуждена принять решение об отмене некоторых маршрутов, не оправдывавших затрат. Одновременно руководство Alitalia пришло к заключению о необходимости диверсификации бизнеса. Компания стала вкладывать деньги в различные отрасли экономики, так или иначе связанные с деятельностью воздушного транспорта. Под контроль Alitalia перешли компании Sigma, разрабатывающая программное обеспечение для управления аэропортами, туристический оператор Italiatour и крупная чартерная авиакомпания Aermediterranea. Однако относительный успех в смежных областях не мог скрыть проблем, с которыми столкнулась фирма. Alitalia стремительно теряла популярность, уступая рыночную долю более успешным конкурентам – в первую очередь Lufthansa и AirFrance.

Постоянные забастовки персонала привели к тому, что иностранные клиенты перестали доверять перевозчику. Название Alitalia в шутку начали расшифровывать как «Always Late In Take-off Always Late In Arrival» – «всегда опаздываем с отлетом, всегда опаздываем с прибытием». Но эта шутка была столь недалека от правды, что, к примеру, пунктуальные немцы, для которых итальянские морские курорты к тому времени уже были излюбленным местом отдыха, практически перестали пользоваться рейсами Alitalia при перелетах в Италию, отдавая предпочтение своей родной Lufthansa.

В конце 1980-х годов ситуацию сумел выправить талантливый менеджер Карло Верри, впервые в истории компании приглашенный на должность генерального директора со стороны, из частного бизнеса. Ему за короткий срок удалось подписать с профсоюзами новый коллективный договор и перестроить работу компании, минимизировав убытки. Кроме того, Верри добился частичной передачи акций, принадлежавших правительству, в руки трудового коллектива компании. Верри погиб в автокатастрофе в конце 1989 года, не успев довести свою работу до конца, тем не менее благодаря Вери в 1990-е годы Alitalia вошла вполне благополучной компанией, стабилизировавшей свой бизнес. При этом она продолжала пользоваться финансовой поддержкой правительства страны, что вызывало недовольство Евросоюза. Alitalia отражала эти нападки, обещая провести приватизацию в ближайшем будущем, но в реальности постоянно отодвигая срок принятия этого решения.

2001 год компания встретила с оборотом $5 млрд в год, парком из 170 самолетов, расписанием, в котором значились рейсы в 66 стран мира, и годовым пассажиропотоком в 25 млн человек. Все изменилось в одночасье 11 сентября 2001 года.

 

Пикирующая авиакомпания

 

11 сентября стал черным днем не только для «американской демократии», но и для мировой авиационной индустрии. Резкое падение пассажиропотока (в случае с Alitalia – на 30,8% к концу 2001 года), возросшие затраты на обеспечение безопасности и увеличение страховых выплат привели к огромным убыткам авиакомпаний. В течение всего одного года, последовавшего за террористическими атаками, мировые авиакомпании сократили число полетов на 20% и уволили более 250 000 штатных сотрудников. При этом пассажиропоток все равно упал на 13 – 15%, а средняя заполняемость салонов самолетов снизилась с 73% до 67%. Некоторые авиакомпании – например, бельгийская Sabena и швейцарская SwissAir не смогли вынести такого удара и прекратили свое существование.

Руководство Alitalia уже в ноябре 2001 года пришло к выводу о том, что компанию придется срочно реорганизовать, иначе ее ждет банкротство. Программа сокращения издержек предусматривала увольнение более чем 3000 сотрудников (из общего штата в 19 000 человек), отмену многих не окупавшихся рейсов – в первую очередь трансатлантических – и продажу 20 самолетов. Однако упразднение одного штатного места в авиакомпании автоматически влечет за собой сокращение четырех работников аэропорта и увольнение трех служащих в смежных отраслях (гостиницы, рестораны, транспорт). Поэтому решение о сокращении было встречено в штыки профсоюзами, представляющими в Италии грозную силу. В 2002 году число локальных забастовок увеличилось на 21%.

С другой стороны, Alitalia оказалась в несколько лучшем положении, чем многие ее конкуренты, поскольку 60% акций компании принадлежали в момент кризиса правительству страны. Кабинет Берлускони снизил налогообложение аэропортов, уменьшил размер НДС на билеты и частично взял на себя расходы, связанные с ужесточением мер безопасности. В результате компании удалось закончить 2002 год с прибылью $97 млн, что, впрочем, было недостаточно для обслуживания долга.

Настало время кардинально менять ситуацию. Руководство Alitalia вновь заговорило о приватизации компании и об объединении с сильным партнером. Первые переговоры об объединении менеджеры Alitalia вели еще в 1999 году, но тогда союз с голландской KLM сорвался из-за финансовых разногласий. После того как KLM объединилась с AirFrance, итальянцы вновь вернулись к идее слияния. В рекордно короткие сроки руководству компании удалось заручиться согласием правительства на продажу госпакета акций и разрешением антимонопольных властей Европы на объединение с AirFranceKLM. Правда, из-за разногласий с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони относительно перспектив развития компании глава Alitalia Франческо Менгоцци 27 февраля 2004 года ушел в отставку. Технически объединение может затянуться еще на год, но образовавшаяся компания, которая сохранит торговые марки всех трех авиаперевозчиков, станет абсолютным европейским лидером. Объединение, фактически являющееся продажей KLM и Alitalia более сильной французской компании, щадит национальную гордость голландцев и итальянцев, поскольку сохраняются названия и символика легендарных авиакомпаний.

Итальянские профсоюзы встретили известие об объединении благосклонно.

Впрочем, лидеров профсоюзов радует не столько то обстоятельство, что белые самолеты с зелено-бело-красной буквой А на киле останутся в европейском небе, сколько то, что рабочие места в смежных с авиацией отраслях итальянской экономики не пострадают. Согласие профсоюзов означает, что устранено последнее препятствие на пути к слиянию авиакомпаний.

Еще по теме