Французское с нижегородским
Высшие руководители КПСС происходили из демократичных слоев, десятилетней школы, как правило, не заканчивали, а специальное образование получали в техникумах. Достаточно посмотреть на биографии членов Политбюро: генсек Леонид Брежнев, уроженец украинского уездного города, окончил землемерно-мелиоративный техникум, брежневский премьер Алексей Косыгин - кооперативный техникум, премьер-министр РСФСР Виталий Воротников родился в Воронеже и учился в авиационном техникуме, ну а бывший начальник Шанцева, глава Московского горкома Виктор Гришин появился на свет в семье рабочего, детство провел в деревне Нефедово Серпуховского района и закончил геодезический техникум. Биография Валерия Шанцева - типичная для представителя этого правящего класса. Родился он в костромской деревне с замечательным названием Сусанино. О родителях рассказывал так: "А вырос я в семье многодетной. У моей мамы семь классов образования, у папы - четыре". Учился, как и Воротников, в авиационном техникуме, а после армии - в заочном авиационном институте. "Настоящее" высшее образование - в Институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, как и многие другие партийные деятели того времени, Валерий Павлинович получил уже в зрелые годы.
Коммунист
Разумеется, недостаточно окончить техникум, чтобы сделать карьеру в КПСС, но именно из таких простых парней "верстали" партийных функционеров. Начав в качестве рабочего на московском авиационном заводе "Салют", Шанцев попал сначала в партком предприятия, оттуда в райком, потом в райисполком, в общем, вершиной его партийной карьеры стала должность секретаря горкома партии. Не приходится удивляться, что человек с подобной биографией приобрел твердые коммунистические убеждения.
Поэтому после распада СССР Валерий Шанцев в подполье возглавил оргкомитет по воссозданию московской партийной организации, после чего имел право заявить: "Я ушел из партии последним, когда всех трудоустроил". А уже в Нижнем Новгороде, полемизируя с лидером местных коммунистов, сказал: "Я жалею, что меня, коммуниста, сменили вы!"
Юрий Лужков активно подбирал опытные кадры из прежнего руководства города, так что бывший секретарь горкома стал сначала префектом Южного административного округа, а затем фактически вернул утраченные позиции, избравшись вместе с Лужковым вице-мэром.
Должность эту он занимал девять лет, пока не отменили выборы губернаторов. Назначая новых, Владимир Путин часто опирался на москвичей: среди назначенцев этого периода заместители Лужкова Шанцев и Михаил Мень, а также московский "осветитель" Георгий Боос. Политологи говорили, что, с одной стороны, федеральный центр хочет поставить своих людей в регионах, а с другой - "размыть" и ослабить команду столичного мэра. Впрочем, "Аргументы и факты" сообщали, что отъезду Валерия Павлиновича из Белокаменной предшествовал конфликт с Еленой Батуриной: Шанцев возглавлял тендерную комиссию по распределению земельных участков под застройку, а госпожа Батурина начала забирать их себе. Шанцев возмутился, и в итоге функцию распределения участков у него отняли, а отношения с Юрием Михайловичем испортились. Так или иначе, назначение произошло крайне быстро: от появления первых слухов до утверждения кандидатуры нижегородским Заксобранием прошло всего две недели, и сам вице-мэр, как говорят, тоже был застигнут врасплох.
Город солнца
Регион Валерию Шанцеву достался депрессивный. После ухода Бориса Немцова губернаторы сидели тут по одному сроку: сначала Иван Скляров, потом Геннадий Ходырев, оба как на подбор партийные и советские работники, правда, в отличие от Шанцева, местные. Дело у них не заладилось: опрошенные "Ко" эксперты единодушно утверждают, что к моменту приезда нового руководителя регион пребывал не в лучшей форме.
"На мой взгляд, предшественнику Шанцева Геннадию Ходыреву не хватило ни административного, ни кадрового, ни личного ресурса, чтобы управлять таким большим регионом, как Нижегородский, - рассказывает Владимир Лузянин, президент компании "Гидромаш" и глава Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей. - Ничем примечательным управление бывшего первого секретаря обкома КПСС Ходырева не отличалось, разве что критикой в адрес тех, кто был у власти до него. Немудрено, что при таком управлении область сделала реальный шаг назад. На одном из совещаний Шанцев рассказывал, как принимал дела от своего предшественника. Попросил Геннадия Максимовича составить список существующих проблем и незавершенных дел, на которые ему как новому губернатору нужно обратить первостепенное внимание. А через сорок минут получил в ответ пустой лист бумаги".
Сам Шанцев характеризовал принятое хозяйство так: "Приехал я в Нижний, провел ряд встреч и понял, что перспективы для развития нулевые. Регион жил одним днем, в аварийно-спасательном режиме. На момент моего прихода землеотводов под новое строительство было ноль, проектов, прошедших экспертизу, - ноль. И строили всего семь-восемь объектов в год! Замороженными стояли остовы и фундаменты школ, детских садов. Генерального плана развития Нижнего Новгорода - нет".
Преодолеть кризис управляемости - в этом опять же все опрошенные "Ко" комментаторы единодушны - новый начальник смог. "Шанцев принял область в 2005 г. в состоянии, близком к депрессивному, и тогда его методы управления дали заметный эффект, - считает руководитель Центра социально-политических исследований Приволжского филиала Института социологии РАН Евгений Семенов. - Он выступил как антикризисный управляющий и за год-полтора добился стабильности, выстроил бюджетную и социальную политику, создал понятные правила игры".
Объемы строительства в области сразу выросли в несколько раз.
"Не будем забывать, что на должность губернатора он пришел с поста вице-мэра, и система управления городом ему близка и понятна, - отмечает Евгений Семенов. - Возможно, поэтому он остановил свой взгляд в первую очередь на проблемах Нижнего Новгорода. И здесь среди наиболее значимых проектов необходимо вспомнить о введении в строй первой очереди метромоста (автомобильный уровень), о прокладке новой ветки метро, строительстве автомобильных развязок". В 2010 г. на церемонии вступления Валерия Павлиновича в должность губернатора (на второй срок) полпред президента в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота сказал, что первый срок Шанцева отмечен строительством метромоста и областной программой возведения жилья для молодых семей.
Централизация
К методам, примененным Шанцевым, стоит отнести централизацию. Например, он ликвидировал дуализм областного правительства и администрации губернатора, администрацию упразднил, а правительство возглавил лично. Губернатор лишил областное Министерство экономики прав юридического лица, тем самым отняв у его чиновников возможность распоряжаться финансами.
Ну и, как и многие губернаторы, Валерий Шанцев не очень любит местное самоуправление. Одна из первых акций инвестиционной политики нового губернатора фактически запрещала муниципалитетам самостоятельно выделять земли под инвестпроекты. Обосновывая эту меру, Валерий Павлинович говорил: "Я убежден, что из каждого муниципалитета просто невозможно развивать область и формировать новый облик производительных сил, а следовательно, и планировать налогооблагаемую базу. Во-первых, уровень квалификации людей там ниже, чем в областном правительстве и на уровне области. Во-вторых, они просто многих вещей не знают: перспектив развития энергетики, маркетинга, мир". Прокурор Нижегородской области Владимир Демидов попытался было оспорить новый порядок земельных отношений, но проиграл и лишился своего поста. Особенно пострадал областной центр. "Большой ошибкой я считаю сокращение бюджета Нижнего Новгорода как одного из муниципальных образований, точнее, урезание прав города на фоне области в целом", - подчеркивает местный политтехнолог, исполнительный директор Ассоциации предпринимателей Московского района Нижнего Новгорода Роман Амбарцумян.
Все эти меры привели к тихой и затяжной войне с мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым. Война эта стоила обеим сторонам нервов. Например, в Интернете был создан сайт "Шанцев.нет", где публиковались различные критические материалы против главы области.
Ситуация обострялась тем, что на стороне Вадима Булавинова фактически выступили два депутата Государственной думы от Нижегородской области - экс-владелец ликеро-водочного завода "РООМ" Роман Антонов и знаменитый журналист Александр Хинштейн. Насколько можно судить, исходной точкой конфликта стал вопрос о том, кто будет "рулить" в местном отделении "Единой Росии". В разгар этого конфликта команда Шанцева стала нести потери.
Проблемное место
Сам нижегородский губернатор в одном из интервью подчеркнул: "Я, например, только первые три года потратил на то, чтобы улучшить механизм управления, чтобы расставить каким-то образом людей". Но, видимо, расставлены они были не лучшим образом.
Для возрождения жилищного строительства Валерием Шанцевым была создана корпорация "Нижегородкапстрой", часть акций которой принадлежала администрации, а часть - московским застройщикам. Главным совладельцем являлась корпорация "СУ-155", что дало политическим оппонентам Шанцева повод обвинять его в лоббировании интересов столичного стройхолдинга. Но это мелочи. Начались и более серьезные скандалы.
Сначала под раздачу попал министр социальной политики области Никита Гурьев (бывший сотрудник Шанцева в заявочном комитете сочинской Олимпиады). Когда контракт с "Нижегородкапстроем" по возведению социального жилья оказался выполнен ненадлежащим образом, Гурьев не стал взыскивать неустойку, и прокуратура возбудила против министра уголовное дело по обвинению в халатности.
Затем Счетная палата выяснила, что заместитель губернатора по строительству Валерий Англичанинов вопреки запрету для чиновников заниматься бизнесом фактически является совладельцем "Нижегородкапстроя". Параллельно с этим в 2010 г. прокуратура обнаружила, что аналогичные грешки - участие в капитале коммерческих структур - имеются у областного министра сельского хозяйства Леонида Седова и заместителя министра экологии Николая Шильнова. Под суд никто не попал, но из регионального правительства все указанные лица ушли.
К разбирательству инцидента с Валерием Англичаниновым и прочих грехов администрации был даже подключен известный (и, по слухам, недешевый) телевизионный разоблачитель Андрей Караулов*, опубликовавший открытое письмо "Шанцев, остановись!".
Можно предположить, что всех этих скандалов не было бы, если бы не противостояние Шанцева с Булавиновым и Хинштейном. Но в 2010 г. Вадим Булавинов добровольно отказался выдвигаться в мэры города, сейчас он депутат Госдумы. Александр Хиштейн сменил место базирования на Самарскую область, Роман Антонов - на Орловскую. Уходя, Хинштейн сказал: "Конфликт с губернатором Валерием Шанцевым вышел за рамки здравого смысла. Когда область отказывается от федеральных денег, связанных с моим именем, это ненормально. А речь идет о сотнях миллионов рублей, которые могли быть потрачены на социальные нужды".
"В 2010 г. были отменены всенародные выборы мэра Нижнего Новгорода, и появилась новая управленческая модель, где главу города выбирали из депутатов, а главу администрации (сити-менеджера) назначали, - рассказывает Евгений Семенов. - Несмотря на то, что нижегородцы категорически протестовали против этого, Валерий Шанцев не скрывал, что такая модель его устраивает больше, и, основывая свой взгляд на принципах единоначалия, добился ее принятия. Однако после этого конфликт в сфере местного самоуправления не исчез. Сегодня взамен конфликта между мэром и губернатором возник новый конфликт, между главой города Олегом Сорокиным и сити-менеджером Олегом Кондрашовым. Если вспомнить, что Дзержинск не принял новую управленческую модель, которую лоббировал Шанцев, и сохранил выборы мэра, да добавить к этому еще ряд конфликтов, существующих между губернатором и главами малых городов и районов области, то можно сказать, что работа с местным самоуправлением - проблемное место Валерия Шанцева".
Ничего личного
Хотя скандалы задевали министров нижегородского правительства, губернатор оставался практически вне подозрений. Правда, "Ведомости", публикуя данные о часах крупных чиновников, не обошли вниманием и Валерия Павлиновича: на его руке были замечены Rado Integral Bicolor стоимостью в $1800. Но никакого криминала в этом нет: согласно декларациям о доходах, Шанцев получает в год более 5 млн руб., владеет недвижимостью и автомобилями, но у него нет никаких бизнес-активов. И ни в какие коррупционные схемы Валерий Шанцев до сих пор открыто вовлечен не был. Правда, блогер max-zen заявляет в "Живом журнале", ссылась на некоего нижегородского предпринимателя, что за получение подряда на строительство дороги "компании пришлось заплатить взятку Шанцеву в размере 8 000 000 рублей... Причем 5 000 000 получил лично Шанцев, а 3 000 000 распределилось между другими заинтересованными лицами, от которых принятие этого решения зависит".
Но это практически единственное сообщение такого рода, найденное в Сети, и, разумеется, совершенно бездоказательное.
Зато и опрошенные "Ко" бизнесмены, и эксперты согласны в том, что Валерий Шанцев сделал Нижегородскую область совершенно образцовой с точки зрения работы с инвесторами.
Во всех своих интервью Валерий Павлинович подчеркивает, что есть единственный инструмент развития области - это инвестиции. Им сразу же были созданы Министерство инвестиционной политики и региональный инвестиционный совет. Был сформирован порядок рассмотрения проектов, в соответствии с которым срок выдачи всей разрешительной документации инвестору не превышает 104 дней, и это в сложных случаях.
По словам губернатора, "за шесть лет мы рассмотрели 5,5 тысячи таких проектов". При этом Шанцев постоянно бывает за границей, встречаясь с зарубежными бизнесменами и рекламируя свой регион. "Надо отдать ему должное - это очень энергичный губернатор, - заявил "Ко" управляющий филиалом ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский. - И он очень активно популяризирует область среди потенциальных инвесторов".
"Самые главные достижения Валерия Шанцева на посту губернатора Нижегородской области, на мой взгляд, - это создание "зеленого коридора" для крупных инвесторов; инвестсовета при губернаторе, где вопросы решаются в режиме единого окна", - полагает Роман Амбарцумян.
Статистика показывает, что за шесть лет (с 2006 г. по 2011 г.) средние темпы прироста инвестиций в основной капитал на территории Нижегородской области составили 12,3%, в то время, как в среднем по Приволжскому округу эта цифра равняется только 8%.
Однако успехи в привлечении инвестиций до последнего времени не отражались на темпах роста. Средние за пять лет (с 2006 г. по 2010 г.) темпы роста ВРП в области составили 3%, в то в время, как для России в целом эта цифра составляет 3,9%, а для Поволжья - 4%. Промышленность области пережила во время финансового кризиса очень сильный спад, и хотя сейчас она быстро восстанавливается, но средние за шесть лет темпы роста промышленного производства равны нулю.
Возможно, одна из проблем заключается в том, что, увлекаясь крупными проектами, губернатор пренебрегает малым бизнесом. "Из недостатков я бы отметил отсутствие инициативы работать с малым бизнесом, нежелание идти на диалог с яркими представителями малого бизнеса, - считает Роман Амбарцумян. - При сохранении тенденций к укрупнению бизнеса в регионе представителям малого бизнеса в ближайшие три года придется подыскивать работу в госструктурах. Я вхожу в три ассоциации и постоянно слышу про ущемление прав предпринимателей".
Большие стройки
Валерий Шанцев |
Год рождения: 1947 Место рождения: село Сусанино Костромской области Образование: авиационный техникум, МИРЭА, Академия народного хозяйства им. Г.В. Плеханова Профессиональный опыт: 1990-1991 - секретарь МГК КПСС 1991-1994 - коммерческий директор хоккейного клуба "Динамо" 1994-1996 - префект Южного административного округа Москвы 1996-2005 - вице-мэр Москвы, с 2005-го - губернатор Нижегородской области Семейное положение: женат, имеет сына, дочь, троих внуков Хобби: хоккей, футбол, бильярд |
Несмотря на спад производства во время кризиса, Валерию Шанцеву удалось удвоить областной бюджет и благодаря этому реализовать много социальных проектов. Это, например, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, программа привлечения на село молодых специалистов (по ней человек, десять лет проработавший в сельской местности, получает жилье и автомобиль "Жигули"). Во время кризиса областной бюджет доплачивал по 50 000 - 100 000 руб. всякому жителю области, покупающему автомобиль нижегородского производства.
"Все его дела на виду, - отмечает Владимир Лузянин. - Строятся дороги, обновлен парк городского транспорта, реализуется программа строительства 42 физкультурно-оздоровительных комплексов, восстанавливаются памятники культуры и архитектуры, осенью в нагорную часть города придет метро, его нижегородцы ждали двадцать лет, в ближайших планах губернатора - строительство нового здания для Нижегородского театра оперы и балета. Во время одного из посещений Нижнего Новгорода Владимиром Путиным я от имени нижегородцев поблагодарил его за такого губернатора".
Правда, еще одним серьезным ударом по репутации руководителя региона стали летние пожары 2010 г. На селекторном совещании Шанцев заявил Владимиру Путину, что с пожарами в Нижегородской области справляется. После этого огнем было уничтожено несколько небольших поселений. Однако Валерий Павлинович не стал ни подавать в отставку, ни ставить вопрос о доверии. "Когда сгорела "Хромая лошадь" в Перми, это было одно, - заявил губернатор журналистам. - Там не было стихийных бедствий". По мнению Шанцева, "если каждый месяц ставить вопрос о доверии, то некогда будет работать".
Нижегородцы этот эпизод до сих пор поминают недобрым словом. А в 2012 г. ко всем неприятностям добавились еще и массовые протестные акции, получившие общероссийский резонанс. "Ситуация пока не носит драматического характера, но настораживает, - считает Евгений Семенов. - Дело в том, что Шанцев, победив своих конкурентов, принял на себя весь груз ответственности за все происходящее в регионе, но при этом не стал искать способов сближения с представителями местных элит. Монополизация политического и бизнес-пространства всегда способствует росту недовольства, и сегодня в регионе явно наметилась тенденция к численному увеличению групп латентных оппозиционеров".
К тому же, по мнению Евгения Семенова, сегодня не вполне определены отношения между Шанцевым и новым приволжским полпредом Михаилом Бабичем. "Отношения между прежним полпредом Григорием Рапотой и нижегородским губернатором носили доверительный и, скорее, дружеский характер, - считает эксперт. - Но Бабич - человек другого поколения, это энергичный политик, и вряд ли он позволит себе добродушное невмешательство в региональную политику".
Так или иначе, у Валерия Шанцева есть все шансы остаться в области надолго, причем, по мнению социологов, он может выиграть губернаторские выборы.
"Человек-скала, жесткий, немного суровый и всегда знающий, что и как делать, не терпящий критики, при этом современный для своего возраста, - характеризует губернатора Роман Амбарцумян. - Его имя прочно войдет в историю города".
* Признан в России иноагентом