Фумитака Кавашима: «Российский рынок уникален»
В прошлом году рост продаж компании Toyota в России составил почти 300%, было реализовано 26 500 автомобилей. В отличие от конкурентов Toyota не может похвастаться ни собственным производством в России, ни низкими ценами, ни большим количеством дилеров. О составляющих успеха обозревателю «Ко» Игорю Комарову рассказал вице-президент ООО «Тойота Мотор» Фумитака Кавашима.
«Ко»: Какие факторы повлияли на беспрецедентный рост продаж Toyota в России?
Фумитака Кавашима: Основной фактор – это, конечно, продукт. А именно высокое качество Toyota, которое по достоинству оценено клиентами. Сказалось на результатах продаж и то, что в 2003 году ООО «Тойота Мотор», национальная компания по маркетингу и продажам в России, полностью приняла на себя функции дистрибутора. Благодаря профессиональной работе наших дилеров, агрессивной маркетинговой политике, а также обновленному и сбалансированному модельному ряду автомобилей нам удалось достичь таких результатов.
«Ко»: Назовите главные проблемы, с которыми вы столкнулись в 2003 году, во время бурного роста продаж Toyota и всего автомобильного рынка в целом. Как вы их решали?
Ф.К.: Главная проблема в самом росте – спрос превысил предложение. Мы пытались найти все возможные пути решения проблемы. Были увеличены квоты для России, планирование будущих заказов осуществлялось в соответствии с растущими объемами рынка.
«Ко»: В чем отличие политики OOO «Тойота Мотор» в отношении дилеров по сравнению с другими марками, представленными на рынке?
Ф.К.: Для нас важно, чтобы дилер Toyota соответствовал ряду довольно жестких требований, которые предъявляют к дилерам компании во всем мире. Мы также уделяем серьезное внимание методам ведения бизнеса. В их основе лежит концепция «трех S». Первая S – собственный автосалон (showroom), вторая S – наличие современной сервисной станции (service shop), третья – наличие склада запчастей (spare parts shop).
«Ко»: К какой модели развития тяготеет российский авторынок: более демократичной, американской, или жесткой – европейской (имеются в виду отношения между производителями и дилерами)?
Ф.К.: Российский рынок абсолютно уникален. Мы не сравниваем его с американским или европейским. Для России мы вырабатываем собственную маркетинговую стратегию, основанную на глубоком изучении всех особенностей.
«Ко»: Оцените, пожалуйста, вероятность строительства сборочного производства Toyota в России.
Ф.К.: Toyota постоянно изучает возможности организации такого производства. Однако каких-либо утвержденных планов нет, и решений на этот счет пока не принималось. Вопрос требует глубокого, всестороннего изучения.
«Ко»: Какие планы у Toyota в России и мире в 2004 году?
Ф.К.: Toyota поставила целью достичь в Европе в 2004 году уровня продаж в 850 000 автомобилей Toyota и Lexus, включая 30 000 машин, которые будут реализованы в России. Что же касается глобальных планов, то в 2004 году перед Toyota стоит задача достичь уровня продаж в 6,33 млн машин.