Фуры нагрузили
На прошлой неделе водители фур провели предупредительную протестную акцию, пустив свои машины по дорогам со скоростью 10 км/ч, а 11 ноября обещают масштабную забастовку и чуть ли не блокирование Москвы.
Причиной протестов стало введение платы за проезд грузовиков весом более 12 т по федеральным трассам в размере 3,06 руб. за км. Контроль взимания платы поручен компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая принадлежит «Ростеху» и Игорю Ротенбергу, сыну олигарха Аркадия Ротенберга. В «Росавтодоре» подсчитали, что итоговые затраты на запуск системы контроля составят 32 млрд руб., а расходы на эксплуатацию в течение 13 лет – 64,3 млрд руб. при ежегодных сборах в 50 млрд руб.
Ударит нововведение, впрочем, не столько по транспортникам, сколько по простым потребителям, на которых грузоперевозчики переложат свои повысившиеся издержки. Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев спрогнозровал: как только транспортная составляющая в цене товара вырастает на 1%, товар подорожает более чем на 3%. Опираясь на этот прогноз, генеральный директор транспортной компании «Русхолтс» Александр Кузьмин заявляет: цена попытки залатывания бюджетных прорех за счет автоперевозчиков – серьезное усиление инфляции на внутреннем рынке. «Нетрудно подсчитать, что автоперевозки могут подорожать на 8–15%, в зависимости от протяженности маршрута. Таким образом, повышение может составить четверть цены товара», – говорит эксперт.
В то же время руководитель направления мониторинга компании iRZ Online Антон Лесничин отмечает, что подобные схемы уже действуют в ряде европейских стран, и российские тарифы гораздо ниже европейских. «Конечно, введение тарифа не может не повлиять на стоимость перевозимых товаров, она наверняка вырастет, – считает Антон Лесничин. – Однако ждать массового роста цен вряд ли стоит. В основном на таких фурах перевозят не продукты или товары массового потребления, а строительные грузы (песок, цемент, щебень и т. д.). Доля социально значимых товаров в общем объеме грузоперевозок не превышает 10%». По мнению эксперта, «вполне возможна замена грузоперевозчиками машин на более легкие. Также есть вероятность, что грузоотправители стройматериалов начнут присматриваться к железнодорожным перевозкам, полагает он.
Дмитрий Колотильщиков, руководитель отдела междугородних автомобильных перевозок компании Itella в России:
"Постановлением Правительства установлен размер платы равный 3,73 рубля на один километр пути, подлежащий уплате до начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам. Что это значит для грузоперевозчика? Грузоперевозчик должен до даты подачи автомашины на погрузку внести авансовые платежи на счет оператора. Учитывая, что в соответствии с условиями договоров перевозки грузов, оплата услуг происходит с отсрочкой платежа, денежные средства реально поступают на счет транспортной компании спустя 40-60 дней с момента даты начала перевозки. Не имея авансовых платежей за предстоящие перевозки, не располагая свободными резервными денежными средствами, перевозчики с целью внесения авансовых платежей, будут вынуждены обращаться в коммерческие банки. Безусловно, внедрение системы взимания платы дополнительно потребует создания на каждом транспортном предприятии новых рабочих мест для регистрации в реестре взимания платы, оформления «маршрутных карт» и т.д., а значит, увеличит фонд заработной платы перевозчика. Дополнительно увеличатся затраты перевозчиков также в связи с внесением платы за движение к местам погрузки машин (так называемый «порожний пробег»), который составляет в среднем 10% от общего количества пройденного пути. Исходя из всех дополнительных затрат, которые будут нести перевозчики, транспортные операторы должны быть крупными и финансово стабильными, чтобы полноценно продолжать оказывать транспортные услуги".
Перевалов Вячеслав, директор ООО "Негабарит онлайн", CEO проекта попутных и транзитных машин www.gruzigruz.com:
"Увеличение дополнительного обременения в виде налога в 3,73 руб/км. возлагаемых на Перевозчиков не столь важны, как ни странно. Важным фактором будет общее повышение цен на все группы товаров - от ТНП, строительных и отделочных материалов, до продуктов питания. Ведь мы, как Перевозчики, вынуждены будем зеркально данное повышение отразить в стоимости фрахта (перевозки). А экономика повышения стоимости перевозки будет следующая. При условии, что основным видом доставки являются перевозка 20-ти тонным тягачами, где стоимость варьируется от 40 до 50 руб/км, то не сложно подсчитать, что стоимость перевозки увеличится на 10-15%. И, поверьте, сейчас многие Перевозчики планомерно будут повышать цены. Это конечно же ударит по карману конечного Потребителя".
Александр Казаков, директор по логистике по России, UPM:
"Возможно не сразу, но в достаточно короткий срок влияние испытают и те отрасли, которые напрямую не связаны с автомобильной перевозкой грузов. Особенно сбор скажется на сравнительно дешевых по стоимости грузах, как правило доставляемых на небольшие расстояния, причем вблизи крупных городов, между которыми и проходят федеральные трассы. Также наивно полагать, что перевозка подорожает только лишь на величину сбора, напрямую рассчитанного из километража при конкретной доставке. Согласно предлагаемой компанией ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» процедуре, собственники подвижного состава должны будут предварительно вносить на депозит средства на оплату сбора. Зная не понаслышке ситуацию у многих транспортников с оборотными средствами, нужно понимать что эти средства им потребуется где-то брать под немалые проценты, т.к. действующую учетную ставку ЦБ и «аппетиты» коммерческих банков никто не отменял. Сюда же нужно добавить неизбежные порожние пробеги, которые также будут облагаться сбором, а значит при первой возможности перевозчик будет перекладывать такие затраты на грузовладельцев. Исходя из перечисленного, мне видится, что в среднем увеличение затрат на транспортировку составит 8-10% - для каких-то грузов это укол, но не болезненный, а для большинства – почти смертельная инъекция".
Александр Арский, доцент кафедры "Маркетинг и логистика" ФГОУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации":
"Данная проездная плата безусловно увеличит логистические издержки компаний перевозчиков и тех компаний которые используют собственный транспорт для распределения продукции. Значительные издержки по данной статье затрат будут на расстояниях свыше 1000 км. Проездная плата в размере 3 р. за км. составляет почти 50% от затрат моторного топлива на этот пробег. Рассчитаем 3 руб. х 100 км. = 300 руб., а затраты топлива (при расходе топлива 17 л. на 100 км) 17 лит. х 34,7 руб = 590 руб. Что "ощутимо" для бюджета компании. Стоит отметить, что порожний пробег (после разгрузки в точке сбыта) так же оплачивается перевозчиком. Выход по снижению издержек в этом случае заключается в более рациональной загрузке кузова(контейнера) - консолидации грузов. С другой стороны увеличение издержек в секторе автотранспорта делает железнодорожные перевозки более привлекательными".
Игорь Ребельский, Генеральный директор транспортно-логистической компании V.I.G. Trans:
"Безусловно данный сбор скажется на транспортных издержках и приведет к росту цен на транспортные услуги и рост цен для конечного потребителя. На конечный товар цена может вырасти вплоть до 15%. Данная мера, с точки зрения правильности ее использования в перспективе, может дать много положительных моментов. Если денежные поступления будут использоваться по назначению: для ремонта дорог, мостов, улучшения транспортных развязок, то в перспективе это будет носить положительный характер. Но такие меры нужно вводить поступательно. Ассоциация производителей уже написала письмо Медведеву и Нарышкину, в котором просили вести тестовый режим и отсрочить взимание платы на год. Также они настаивали, что тариф 3,7 руб. за 1 км слишком высок, и просили его пересмотреть. Я думаю, что изначально нужно запустить это в тестовом режиме и посмотреть как это все работает, так как система это масштабная и непростая. Небольшие компании, в силу незнания или неумения работы данной системы могут попасть на огромные штрафы. В таком случае они будут не в состоянии дальше работать на рынке. Также это может привести к резкому скачку цен на транспорт и сформировать некую панику на рынке. В текущей ситуации не совсем целесообразно вводить подобные меры так кардинально и радикально".