Гарантии - народу, деньги - олигархам
Нефтедолларовый дождь, обрушившийся на Россию и усугубляемый небывалой социальной щедростью нового руководства страны, не мог не привести к образованию у граждан определенных денежных излишков. По данным Госкомстата, реальные денежные доходы населения с января по август этого года выросли на 108,9% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.
А ведь частные сбережения - это прежде всего колоссальный инвестиционный ресурс. Не случайно Сбербанк стал крупнейшим кредитором российской экономики. Это при том, что, по оценкам столь осведомленного эксперта, как премьер Касьянов,* данный финансовый институт "специализируется не столько на кредитовании экономики, сколько на управлении сбережениями граждан".
Но главная и, наверное, извечная проблема заключается в том, что Сбербанк и еще с десяток банков аккумулируют от силы треть частных сбережений. Остальное, по традиции, в "чулках". Причем после августа 98-го традиция эта стала еще крепче.
Вот и получается курьез. Народ за последние год-полтора слегка разбогател, а банкам и прочим финансовым институтам это народное богатство по-прежнему практически недоступно. Ситуация осложняется тем, что внимание к российским вкладчикам стали проявлять дочерние учреждения западных финансовых институтов. Их расчет прост: население не верит местным банкам, а не банкам вообще. Правда, российские "дочки" традиционных мировых лидеров банковской розницы вроде Citibank, Chase Manhattan или Deutsche Bank пока не очень заметны. Лидируют австрийские Raiffeisen Bank и Bank Austria и турецкий Garanti Bank.
Судя по всему, в отношении американцев и немцев отечественным финансистам еще удается пролоббировать протекционистские меры. (Хотя и они в долгу не остаются. По некоторым данным, недавняя атака западных СМИ на Александра Смоленского в немалой степени инициирована Chase Manhattan.) А вот бороться с австрийцами, которые знакомы с нынешними руководителями ЦБ аж с советских времен, сложнее. Не случайно же "Банк Австрия (Москва)" стал первым дочерним учреждением западного банка, открывшимся в России.
Объяснима и активность Garanti Bank. Если учесть объемы строительных заказов, получаемых турецкими строительными фирмами в России, и величину российско-турецкого товарооборота (в том числе и челночного), то вообще удивительно, почему Garanti пошел в народ только в этом году.
К слову, участие в финансировании крупных строительных подрядов существенно облегчает "иностранцам" задачу по расширению местной розничной сети. Ведь сколь бы ни была велика после 1998 года задолженность российских банков перед нерезидентами, а свою недвижимость никто из них "западникам" так и не отдал. (Еще одна причина, почему американцы или немцы проигрывают тем же туркам.) Филиалы и отделения рухнувших "монстров" расхватали их "бридж-банки", а также дружественные или недружественные санаторы. Даже "Банку Австрия (Москва)" - с его-то связями! - удалось открыть отделение на престижной Тверской-Ямской лишь в октябре этого года.
Между тем, невзирая на соответствующий закон Паркинсона (если корпорация строит себе помпезные офисы - значит, дела ее плохи), оправданный примерами "Российского кредита", Инкомбанка и "Моста", обыватель по-прежнему покупается как раз на красочную обертку в виде сверкающих банковских филиалов и отделений. Раз банк так много вкладывает в дизайн - значит, богатый и деньги вернет.
Благо подобный подход не без выгоды для себя культивируют в обществе и отечественные финансисты. Так, Александр Смоленский, рассуждая как-то (уже после кризиса) о конкурентных возможностях иностранных "дочек", высказался в том духе, что, мол, они-то ничего не вкладывают в здешний бизнес. У них все вплоть до ручек - арендованное. В любой момент снялись и ушли.
И ведь в чем-то олигарх прав. Дочерние банки иностранных финансовых институтов на деле являются не чем иным, как российскими ООО или ЗАО, несущими те же риски, что и сугубо местные банки. И ответственность материнской компании, сколь бы именитой та ни была, ограничена суммой, внесенной в уставный капитал.
Самого олигарха, конечно, можно упрекнуть в том, что, например, его собственная ритейловая "жемчужина" - процессинговая компания STBCard построена на деньги ЕБРР, которые до сих пор не возвращены. Но и "иностранцев" сложно заподозрить в масштабных собственных инвестициях в развитие местных сетей.
Более того, учитывая величину комиссионных и размеры минимальных сумм, необходимых для открытия вклада в "иностранном" банке (обычно они не опускаются ниже $1000), можно предположить, что и с нынешним объемом розничных операций западные "дочки" справляются, что называется, на грани рентабельности.
Впрочем, для российских банков столь высокие тарифы, устанавливаемые "иностранцами", возможно, и благо. Есть поле для конкуренции. Другое дело, что продвинутых представителей среднего класса высокие комиссионные "западников" не слишком смущают. А иные слои населения вообще не спешат нести свои кровные в банки. Все опять упирается в проблему доверия.
До кризиса активист отечественного ритейла "СБС-Агро" с помощью ряда депутатов усиленно продвигал закон о гарантировании банковских вкладов. Сейчас столь же мощного лоббиста нет. В результате происшедших после августа 98-го пертурбаций Сбербанк существенно обгоняет ближайших конкурентов по объемам частной "привлеченки". А ему, "Сберу", закон о гарантировании вкладов не нужен.
Не нужен этот закон и Банку России, скептически оценивающему перспективу передачи собираемых им обязательных резервов в довольно эфемерный фонд гарантирования частных вкладов.
Правительство, в свою очередь, возможно, и желает, чтобы частные сбережения работали более интенсивно, чем сейчас. Но, с другой стороны, даже если закон о гарантировании вкладов и примут, то Белому дому выгода с этого небольшая. Не он же будет распределять привлеченные под закон средства. В связи с этим кабинет Касьянова нашел довольно изящный (по крайней мере для себя) выход из положения. Как заявил в одном из своих недавних интервью сам премьер, правительство намерено совместно с ЦБ определить три-четыре банка, которые получат госгарантии по вкладам.
Таким образом, способствуя увеличению числа банков, которые априори могут рассчитывать на доверие - а стало быть, и на деньги населения (сейчас госгарантии имеют лишь Сбербанк и Внешторгбанк), - Белый дом заодно дезавуирует заявления тех своих оппонентов, которые утверждают, что государство пытается монополизировать финансовый рынок.
При этом, правда, почему-то выносится за скобки то обстоятельство, что отбор счастливчиков, которые получат госгарантии, будет во многом напоминать приснопамятные тендеры на право участия в каких-нибудь госпрограммах. (А о том, как проводились подобные мероприятия, Касьянов должен помнить, как никто другой.) Не говоря уже о том, что сожаления премьера о доминировании Сбербанка на рынке частных вкладов выдают его досаду на невозможность полностью вывести крупнейший банк страны из-под контроля "оппозиционного" ЦБ. И в этом плане не иначе как ответным демаршем можно назвать слова главы ВТБ Юрия Пономарева о том, что "ни Сбербанку, ни "Внешторгу" по большому счету государственные гарантии не нужны".
"Птенцы гнезда Геракла" мало чем рискуют. Понятно, что даже начни правительство реализовывать свой план, "Сбер" и ВТБ получат гарантии в любом случае. Иначе грош цена самим этим гарантиям. Вкладчик по своей природе консервативен. И если в списке прогарантированных банков он не обнаружит, скажем, "Сбер", то скорее заподозрит в некомпетентности правительство, нежели учреждение Андрея Казьмина - в несоответствии центробанковским критериям надежности.
Другое дело, что с достаточно большой долей вероятности можно предположить: в упомянутую Касьяновым "тройку-четверку" войдут такие финансовые институты, как Альфа-банк или Промышленно-строительный банк Санкт-Петербурга. Словом, те банки, которые связаны с наиболее равноудаленными от Кремля и Белого дома бизнесменами.
В связи с этим, кстати, вполне возможно, что одной из мотиваций ожидаемого объединения МДМ-банка и Конверсбанка является желание первого уделять ритейлу больше внимания. Благо у "Конверса" есть кое-какие неплохие наработки по этой части. Вроде номерных счетов, например. Да и филиальная сеть приличная. А в том, что альянс "МДМ-Конверс" при премьере Касьянове сумеет попасть в список получивших госгарантии, можно не сомневаться.
Тем же, кто не удостоится высочайшей милости, придется, очевидно, довольствоваться "карточными" проектами. При известной изобретательности они позволяют привлекать частные сбережения. Но на короткий срок.
** признан в России иноагентом
Еще по теме







