Гарантийный ремонт техники ушедших с рынка марок: куда обращаться

После ухода с рынка многих иностранных брендов российских покупателей волнует вопрос: кто проведет и оплатит гарантийное обслуживание или ремонт айфонов, немецких автомобилей или бытовой техники? «Компания» рассказывает, куда обращаться, каковы сроки ремонта и куда жаловаться в случае отказа

Кто отвечает за гарантийный ремонт ушедших торговых марок

По закону, если торговая марка покидает рынок по собственной инициативе, она не имеет права отказать потребителю в гарантийном обслуживании. За ремонт по гарантии отвечает продавец — ритейлер или мелкая торговая точка, где был куплен товар, а также производитель или импортер. Покупатель всегда вправе запросить информацию о поставщике товара, она должна быть указана на упаковке или в технических документах, и предъявить ему свои требования.

В случае ухода юридического лица с российского рынка и появления преемника все обязательства по гарантийному ремонту переходят к последнему. При этом отсутствие на рынке нужных товаров или запчастей не является основанием для отказа в проведении гарантийного обслуживания. Если ремонт невозможен, покупатель имеет право на замену товара на аналогичный либо на возврат денег.

Регламентируются отношения покупателя и продавца законом о защите прав потребителей (ЗПП) 

Как сдать товар на гарантийный ремонт

Продавец может осмотреть товар перед принятием, но при этом должен составить полную опись. Магазин отправит его эксперту на проверку. При подтверждении гарантийного случая требование покупателя о замене, ремонте или возврате денег удовлетворят. 

Сроки гарантийного ремонта

Срок гарантии на товары устанавливает производитель или продавец. Обычно он составляет от шести месяцев до двух лет. В этот период производитель обязан удовлетворить требования покупателя по замене товара, возврату денег и безвозмездному устранению дефектов. При этом гарантийные обязательства — это всего лишь право торговых марок, по факту они могут их и не устанавливать.

Однако на случай отсутствия гарантийного срока законом о правах потребителя введено такое понятие, как срок ответственности за качество товара. Он составляет два года, в течение которых покупатель может обратиться с претензией. Но придется доказывать, что дефекты возникли до продажи товара, а не после. Для этого нужно будет заказать экспертизу, которая подтвердит заводской брак.

Продолжительность гарантийного ремонта по закону составляет не более 45 дней с момента обращения покупателя. Все то время, что товар находился в ремонте, должно быть добавлено к гарантийному периоду.

Если товар был в ремонте более 45 дней, потребитель имеет право на неустойку, составляющую 1% от стоимости товара за каждый просроченный день. Также можно потребовать заменить его, если ремонт по гарантии затянулся, или вернуть деньги. Для этого необходимо обратиться в Роспотребнадзор или в суд. 

Куда жаловаться в случае отказа в гарантийном ремонте

Согласно закону о защите прав потребителей, приостановка сотрудничества с иностранным производителем не является уважительной причиной для отказа в гарантийном обслуживании. Если продавец или импортер отказался выполнять свои обязательства, покупатель может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или судебные органы. Можно направить письменное обращение или электронное на сайте Роспотребнадзора.

Обращение рассматривается в течение 30 дней, после чего выносится решение. Как правило, это проведение проверки в отношении компании, в результате которой работу организации могут даже прекратить.

Но Роспотребнадзор не может вернуть деньги покупателю. Сделать это можно только через суд.

Исковое заявление в суд подается в письменной форме, к нему прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства (заявление на имя продавца, отказ продавца [импортера] выполнять гарантийный ремонт и т. д.). Также должен быть приложен расчет взыскиваемой денежной суммы.

Помочь написать такое исковое заявление могут в Консультационном центре по защите прав потребителей, имеющемся в каждом регионе при управлениях Роспотребнадзора.