Гарри едет на Ибицу
Гарри Чагласян, пожалуй, самый известный в Москве промоутер ночных клубов. Сначала этот американец открыл в российской столице клуб Papa John's, а затем амбициозный "XIII". В Москву он впервые приехал четыре года назад "на недельку".
"Ко": Сколько вам лет и с чего вы начинали?
Гарри Чагласян: Мне 32 года, а начинал я в Лос-Анджелесе с работы в клубе Roxy. Мой отец владеет компанией, которая занимается мобильными автокафе и обслуживает почти весь Лос-Анджелес. В некотором смысле в клубный бизнес я попал благодаря ему. Когда я приехал в Россию в 1996 году, то понял, что таких кафе здесь практически нет. И тогда мы привезли в Москву несколько машин на День города. Тогда мы тесно работали с мэрией. После этого я открыл пиццерию "Джонни-толстяк", потом - Papa John's и клуб "ХIII".
"Ко". Что такое вообще клубный бизнес? Можно ли на нем хорошо заработать?
Г.Ч.: К сожалению, в России много заработать в этом бизнесе нельзя, так как клубной культуры здесь пока не существует. Хотя в мире клубный бизнес - это целая индустрия. Существуют туристические компании и даже модные бутики, обслуживающие только клубный бизнес.
"Ко": Но будь этот бизнес абсолютно неприбыльным, вы вряд ли стали бы им заниматься...
Г.Ч.: Конечно. Но для начала нам пришлось доказать, что "XIII" - это не просто место для отдыха, а брэнд, с которым можно участвовать в различных проектах. Например, в этом году мы совместно с Marlboro провели тур по лучшим российским клубам. Такие проекты стали возможны только сейчас, когда "XIII" действительно стал брэндом. То же самое можно сказать и о проекте "Жара на Ибице" - "XIII" представляет первое российское клубное путешествие. Собственно, наш бизнес и заключается в постоянной организации новых проектов, привлечении новых спонсоров. Некоторые люди думают, что в нашем бизнесе главное - привлечь максимальное количество посетителей и сделать так, чтобы им было весело. Но деньги-то зарабатываются не на этом. Сам по себе клубный бизнес затратный. Особенно если работать действительно качественно: приглашать лучших ди-джеев, играть модную музыку.
"Ко". А чем, собственно, привлекает спонсоров "XIII"? Как вам удалось заполучить в свои проекты Marlboro? Или, скажем, Pepsi?
Г.Ч.: Мы сумели доказать, что отличаемся от других, завоевав в 1999 году звание "лучшего московского клуба года" по итогам конкурса, который был организован журналом "Не спать!" и компанией "Дива-промоушн". Концепция клуба "XIII" весьма своеобразна, поскольку в клуб приходит взыскательная публика, которую надо постоянно удивлять. Каждый раз мы должны предложить им что-нибудь новенькое - костюмированное шоу или прогрессивную музыку. Мы сотрудничаем с известными английскими промоутерами.
"Ко": Почему вы вообще создали "XIII"?
Г.Ч.: Когда я в 1998 году впервые увидел это здание (клуб "XIII" находится в старинном особняке XVIII века на Мясницкой. - Прим. "Ко"), оно показалось мне настолько уникальным, что я сразу же решил сделать в нем необычный клуб. Особняк долго пытались сдать в аренду, но он никому не подходил. Сделать из него деловой офис было сложно, для представительства здание тоже не годилось. Осмотрев особняк, я понял, что здесь можно открыть несколько залов с разной концепцией, разной музыкой.
В других странах этот бизнес устроен иначе. Сам клуб является только помещением, где каждый день какой-то промоутер проводит свою вечеринку. Я думаю, что через некоторое время так будут поступать и в Москве, потому что это единственный способ реально заработать. Но здесь сейчас пока не понимают, как это можно в среду играть трип-хоп, в четверг - рэп, а в пятницу - прогрессив-хаус. Сейчас в клубах владелец зачастую является и управляющим, и арт-директором, и промоутером в одном лице. К сожалению, это не способствует развитию бизнеса.
"Ко": Какой стартовый капитал необходим для открытия клуба?
Г.Ч.: Все зависит от концепции. Papa John's, например, был заброшенным кулинарным цехом, на ремонт и отделку которого пришлось потратить несколько десятков тысяч долларов. В среднем же на создание приличного клубного заведения в России требуется от десятков до сотен тысяч долларов. Papa John's оказался успешным проектом. Это типично американское заведение с живой музыкой и набором вечеринок. У "XIII" совершенно иная концепция. Правда, многие посетители Papa John's частенько заглядывают и в "ХIII". Они ведь расположены практически друг напротив друга.
"Ко": Быстро ли окупаются такие вложения? И окупаются ли они вообще?
Г.Ч.: На это нужен как минимум год, а порой и гораздо больше времени. Все зависит от энергии промоутера, менеджмента и опять-таки от концепции. В России создание клубов пока невозможно поставить на поток. За границей это отлаженный бизнес, на котором можно зарабатывать.
"Ко": Что нужно клубу, чтобы выжить в наших условиях?
Г.Ч.: Клуб - это обычная компания. Что она продает? Прежде всего атмосферу. Вы выживаете, если все составляющие "атмосферы" - музыка, звук, свет, сервис, интерьер, одежда официантов, охрана и даже туалет - высокого качества.
Не могу сказать, что я долго сидел и планировал, что и как должно быть в моем клубе. Многие вещи делаются почти интуитивно. Интуиция в нашем деле даже важнее, чем выверенный финансовый план и экономическое обоснование. Конечно, есть риск не угадать, но мне это даже нравится.
"Ко": Существует ли конкуренция между московскими клубами?
Г.Ч.: На самом деле хороших клубов в Москве мало. Но конкуренция есть. У меня была идея создать некий "круглый стол" промоутеров или хозяев клубов: так легче работать со спонсорами, организовывать новые проекты, приглашать самых известных музыкантов, короче говоря, развивать бизнес. К сожалению, идею такого объединения мои коллеги не поддержали. По-моему, это глупо. Москва - огромный город, и все заведения могут тут сосуществовать вполне спокойно.
"Ко": Как вы оцениваете перспективы клубного бизнеса в России, ведь он развивается практически только в Москве и Санкт-Петербурге?
Г.Ч.: Настоящей клубной жизни нет нигде, кроме Москвы. Мы делали тур по многим крупным городам России, поэтому у меня есть основания так говорить. Особенно меня удивил Питер. Честно говоря, я ожидал найти в этом городе более прогрессивную музыку и публику. Но ни одного нормально клуба мы там не обнаружили. Музыка старая, ди-джеям платят гораздо меньше, чем в Москве.
"Ко". А в Москве каждый месяц открываются один-два клуба. Значит, есть ниши, которые еще не заполнены?
Г.Ч.: Да, есть. Например, клуб "XIII" заполняет сейчас огромную нишу, которая не занята никем. Это клуб с динамично меняющейся атмосферой, когда один вечер не похож на другой. Именно это и привлекает нашу публику. Для этих людей важнее всего комфорт, новизна, стремление к ненавязчивой роскоши и в то же время к декадансу.
"Ко": Возможно ли поддерживать стабильный интерес к заведению только на собственные деньги?
Г.Ч.: Нет, сделать все это на свои деньги нереально. Приходится привлекать спонсоров. Например, делать для них тематические вечеринки. Надо сказать, что спонсоры не сразу соглашаются на участие в каком-либо новом проекте. Их надо убеждать.
"Ко": Вы уже вышли на тот уровень, когда можете быть интересным для спонсоров? Могли бы вы, например, открыть третий клуб?
Г.Ч.: В общем, да. Новые проекты у нас возникают регулярно. Всем известен наш новогодний Millennium, когда мы одновременно провели три тематические вечеринки. Теперь мы осуществляем летний проект - "Жара на Ибице". Все эти масштабные мероприятия можно организовать только благодаря поддержке и помощи спонсоров. А что касается нового клуба, то могу сказать, что останавливаться на достигнутом нельзя, надо все время делать что-то новое и интересное.
"Ко": Сильно ли криминализирован клубный бизнес?
Г.Ч.: Как и любой другой бизнес в Москве. Но мы законопослушны, так что бояться нам нечего. Я хотел бы продолжать свой бизнес в России.
"Ко": Вас не пугает возможность повторения финансовых потрясений, похожих на кризис 1998 года?
Г.Ч.: Конечно, вести дела в России довольно рискованно. Но при этом здесь есть возможность сделать что-то новое и интересное, чего до тебя еще никто не делал. Мне, например, скучно работать в Америке. Там уже нет элементов риска и новизны, а здесь все по-другому. Для меня важно получать удовлетворение от работы. А потом, Россия - как болото: чем дольше ты здесь, тем больше засасывает.
"Ко": В одном из интервью вы сетовали на то, что московская мэрия уделяет мало внимания развитию клубов. Вы хотели таким образом привлечь внимание властей?
Г.Ч.: Мы тесно работаем с департаментом культуры московской мэрии, и наша сверхзадача - поменять отношение к клубам и клубному бизнесу. Мы понимаем, что это работа на несколько лет, но это нужно делать. Нужно дать понять людям, что клубы - это часть нашей культурной жизни. Ведь из-за последних событий Москва рискует прослыть криминальной столицей. Посмотрев программы CNN и почитав западную прессу, иностранцы думают, что приезжать в Россию опасно. Клубы в состоянии разрушить этот негативный образ.
"Ко": Вы богатый человек?
Г.Ч.: Ну я не сказал бы, что богатый. Но позволить себе поехать на Ибицу могу.