Top.Mail.Ru
бизнес

Газ, финансы и уран: какие потери понесет Запад от обострения на Украине

Фото: Vera Kevresan / EyeEm / Getty Images Фото: Vera Kevresan / EyeEm / Getty Images

С каждым днем конфликт на линии соприкосновения в Донбассе разгорается с новой силой. Из опасного региона тысячами вывозят людей, Запад продолжает называть сроки «вторжения» и угрожать Москве очередными санкциями. Опрошенные «Компанией» эксперты признают, что на России информационная война и реальные действия из-за рубежа скажутся сильнее, однако потери Запада тоже будут велики — как экономические, так и имиджевые.

Украина, по собственным данным, уже теряет на информационной войне, и отнюдь не мало. По словам замглавы офиса Зеленского Ростислава Шурмы, ущерб стране от распространения информации о «вторжении» исчисляется миллиардами долларов в месяц.

«Мы видим, что безвозвратные потери составляют в такой стрессовой ситуации как сейчас 2-3 миллиарда долларов в месяц. Это и остановленные инвестиции, и дополнительная инфляция, потери в туристической сфере, сокращение авиаперевозок», — пояснил Шурма в беседе с РБК-Украиной.

Вместе с этим страна теряет деньги на спекулятивном давлении на финансовые рынки, которое сказывается на курсе национальной валюты (в январе гривна подешевела до минимума за 12 месяцев) и блокирует заимствования. Это порядка 1,5—2 миллиарда долларов, отметил Шурма.

По его словам, то, сколько денег Украина теряет сейчас, — далеко не предел, однако если обстановка стабилизируется, то уже через несколько месяцев потерь не будет совсем. Впрочем, несмотря на миллиардные потери, бюджет страны полностью «закрывается» за счет сотрудничества с международными финансовыми организациями.

План с изъяном

В случае дальнейшей эскалации на Украине, потери понесут и страны за океаном, заявил «Компании» начальник аналитического отдела «Церих кэпитал менеджмент» Николай Подлевских. По его словам, США — одновременно жертва и интересант сложившейся ситуации.

«Главная цель санкций — сделать так, чтобы деньги, в том числе европейские, пошли на американский рынок. Тогда ФРС сможет повысить ставку и пытаться тормозить инфляцию. Если денежный рынок будет оголяться, то повышение ставки чревато катастрофами, в первую очередь, на фондовом и долговом рынке. Поэтому США выпрыгивают из штанов и пытаются сделать так, чтобы основным рынком стал американский», — считает эксперт.

По словам Подлевских, от торговых ограничений и высылки дипломатов теряют обе стороны, однако финансовые и технологические санкции по Западу сильно ударят. Так, возможные ограничения SWIFT привели к тому, что Россия и Китай решили создать альтернативную систему расчетов, а это потенциально выведет из доллара значительную часть товарооборота.

По словам эксперта, пострадают и высокотехнологичные секторы. Например, «просадку» может получить зарубежное авиастроение, если Россия решить прекратить экспорт титана и изделий из него. Кроме того, РФ имеет позиции по обогащению урана.

«Непоставка обогащенного урана на горизонте года может создать очень напряженную ситуацию с топливом для электростанций США. В условиях, когда энергетические ресурсы дорожают, рост стоимости урана — тоже существенная угроза. Это может быть очень чувствительно для США, Франции, Англии и других стран. Так что нам есть чем надавить и поставить оппонентов в очень тяжелое положение», — сказал эксперт.

«Все готовы к разрыву с Россией»

Одна из очевидных сторон зарубежной экономики, которая пострадает, — это энергетика, заявил «Компании» эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников*. Он отметил, что поиск альтернативных источников газа — не быстрый процесс. «Пока рынок переориентируется, у Европы могут возникнуть проблем, на год или на два. Однако, для “Газпрома” это тоже проблема: рухнут его доходы от экспорта — значит, рухнут доходы бюджета — РФ», — напомнил он.

Тем не менее Запад, по мнению Колесникова, понесет куда меньшие потери, чем Россия, так как мировая экономика интернационализирована. «Внутренне и технически все готовы к разрыву отношений с Россией. Конечно, это плохо для мировой торговли и экономики, но прежде всего катастрофа ждет именно экономику РФ», — сказал эксперт.

Сейчас Запад не несет очевидных потерь, если не учитывать утраченную выгоду, которую сложно посчитать, добавил политолог Валерий Соловей. «Поскольку Украина находится в политическом фокусе геополитического кризиса уже несколько месяцев, то деньги оттуда выведены, новые деньги туда не заводились, а инвестиционные проекты не открывались», — напомнил он.

Потери Запада в случае дальнейшей эскалации минимальны, если они вообще есть, считает экономист Никита Кричевский. На его взгляд, на нынешнем этапе от обострения обстановки выигрывает не Запад, а Китай, который по бросовым ценам получает от РФ природные ресурсы в обмен на поддержку. «Если бы Запад получал ресурсы по таким ценам, он был бы в выигрыше, но он покупает топливо по рыночной стоимости», — сказал эксперт.

«Я думаю, что Запад скорее проигрывает, — поспорил Подлевских. — В частности, это потеря имиджа оплота демократии и справедливости». Он напомнил о недавнем визите президента Бразилии Жаира Болсонару, который приехал в Россию, несмотря на то, что США рекомендовали ему этого не делать. В Вашингтоне опасались, что визит будет трактоваться как поддержка России в украинском конфликте.

«Думаю, что руководители стран, несмотря на информационную войну, оценивают ситуацию достаточно здраво, а страны, не имеющие мощного стратегического потенциала, в этой “войне” будут мгновенно ориентироваться на победителя. Если они видят, что гегемон (в данном случае США) закачался, то начинают смотреть по сторонам. И визит руководства Бразилии к нам — один из таких моментов», — заключил эксперт.


* Признан в России СМИ-иноагентом.