Top.Mail.Ru
$ 58.90
£ 62.65
¥ 40.36
 58.93
 8.14
Нефть WTI 78.98
GOLD 1627.51
РТС 1053.46
DJIA 29096.81
NASDAQ 10800.98
BTC/USD 19043.90
мнения

Газ с монгольским прищуром

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ / Legion-Media

План построить магистральный газопровод от главных газовых промыслов России в Ямало-Ненецком автономном округе до Китая — замысел не новый. Много лет подряд он обсуждался как «Западный вариант Восточной программы» «Газпрома», потом — как «Алтай», а сейчас — как «Сила Сибири — 2». Предложение провести трассу через российско-китайскую границу между Казахстаном и Монголией не прошло. В Пекине категорически отвергли идею транзита (к радости экологов и этнографов, которые выступали с протестом против прокладки труб через священное для алтайцев заповедное плато Укок).

Михаил Крутихин

С тех пор китайцы от неприятия транзитных решений не отказались, однако в Москве все равно решили, что новый газопровод для них годовой мощностью 50 млрд кубометров (с перспективой выхода на 100 млрд в год) будут строить через Монголию. Монголы обрадовались и создали у себя все условия для проектирования их участка газопровода, пока «Газпром» продолжает докладывать российскому правительству о ходе предварительных работ по сибирской части трассы, где до подготовки конкретной проектной документации и тем более до инженерной съемки на местности дело еще не дошло.

В отсутствие китайского согласия коммерческий (да и геополитический) смысл гигантского проекта, требующего колоссальных затрат времени, сил и денег, не просматривается. Тем не менее у «Газпрома» есть вполне практическое объяснение плана создания «Силы Сибири — 2».

Во-первых, газовому монополисту надо спасать контракт с китайцами по первой «Силе Сибири». Еще в мае 2020 года специалисты по бурению скважин на Чаяндинском месторождении в Якутии пришли к выводу — и опубликовали свои выкладки в СМИ — что запасы газа на этом промысле и на Ковыктинском месторождении в Иркутской области не могут обеспечить обещанных Китаю поставок в размере 38 млрд кубометров в год в течение 30 лет. Нехватку газа придется восполнять откуда-то еще, и богатые ямальские залежи, которые раньше собирались сделать главным источником газопровода «Алтай», могли бы претендовать на роль «спасителя».

По этому сценарию «Сила Сибири — 2» получит в Иркутской области ответвление к Ковыктинскому месторождению, где ямальский газ вольется в экспортный поток по маршруту Ковыкта — Чаянда — Амурский газоперерабатывающий завод — граница КНР. За срыв условий контракта, подписанного в мае 2014 года в Шанхае, платить «Газпрому» не придется. А дополнительные издержки на строительство газопровода с Ямала, вызванные просчетами «газпромовского» менеджмента, покроет, как всегда, государство (под предлогом необходимости нового пути поставок газа в Китай через Монголию, пусть и не согласованного с китайцами).

Во-вторых, у «Силы Сибири — 2» явно просматривается еще одна практическая цель. В планы, которые «Газпром» готовил для востока России, входила трасса, призванная соединить Амурский газоперерабатывающий завод «Силы Сибири» с Хабаровском, где можно организовать смычку с уже построенным и в основном бездействующим газопроводом Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Когда-то «Газпром» собирался построить на Дальнем Востоке предприятие по сжижению газа в составе трех технологических линий. Две линии хотели запитать газом с Сахалина, а третью — поставками из Восточной Сибири. Развитие газодобычи на сахалинском шельфе стало невозможным из-за американских санкций, наложенных на проект освоения Южно-Киринского месторождения, тот проект СПГ в «Газпроме» похоронили, но приток ямальского газа через отвод от «Силы Сибири — 2» до Хабаровска может спасти новый контракт с китайцами.

В начале февраля этого года «Газпром» и CNPC подписали соглашение о поставке газа по «дальневосточному маршруту» в объеме 10 млрд кубометров в год. И, поскольку газа на Сахалине для выполнения таких обязательств пока недостаточно, развитие «Силы Сибири — 2» в направлении тихоокеанского побережья может стать решением проблемы.

Таким образом, как минимум два мотива для строительства магистрали с Ямала на юг через всю Восточную Сибирь и далее на восток вдоль китайской границы у «Газпрома» есть. Вариант выхода через Монголию в Китай можно считать половинкой мотива или даже просто предлогом для дорогостоящих усилий по спасению двух уже подписанных контрактов, поскольку транзитный план Пекином не поддерживается. 

В целом «Сила Сибири — 2» выглядит как развитие геополитических замыслов российского руководства. Владимир Путин не раз высказывался в пользу соединения восточной газотранспортной инфраструктуры страны с западной, нацеленной на Европу, чтобы иметь возможность перебрасывать экспортные потоки газа с Запада в Азию и обратно. Трасса от ямальских месторождений на Восток может стать принципиальным решением задачи, поставленной президентом. Непомерная стоимость такого проекта, которую вряд ли компенсирует цена российского газа в Китае, а также несравнимые объемы европейского и китайского газовых рынков, в этом свете представляются отнюдь не главным фактором.


Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции