Газификация Турции откладывается

09.06.200300:00

В ближайшее время «Газпром» может быть втянут в разорительный арбитражный процесс. Иск против российского монополиста пообещал подать министр энергетики Турции Хелми Гулер. Главное требование турок – изменение формулы расчета цен на газ, поставляемый по трубопроводу «Голубой поток», который проложен по дну Черного моря.

Начавший действовать в январе 2003 года «Голубой поток» является на сегодня крупнейшим экспортным проектом российского газового концерна. Всего за время эксплуатации трубопровода (срок действия договора – 25 лет) «Газпром» планировал отправить по нему в Турцию 365 млрд куб. м газа на общую сумму более $32 млрд. Однако после демарша Анкары получение этих денег оказалось под вопросом. И дело не только в них: гораздо большую проблему для «Газпрома» представляют $3,5 млрд кредитных средств, уже вложенных в строительство трубопровода, необходимость которого для Турции была, по мнению нынешнего руководства страны, искусственно преувеличена. Причем до такой степени, что ряд высших руководителей турецкого партнера «Газпрома» – компании BOTAS – оказались под следствием по обвинению в коррупции.

У «Голубого потока» достаточно и других проблем. Бурный экономический подъем в Турции конца 1990-х сменился спадом. В результате попытки превратить страну в «энергетический перекресток» континента кажутся теперь чуть ли не прожектерством. В свое время Турция заключила большое количество газовых контрактов – с российским «Газпромом», Ираном и Нигерией. Сейчас законтрактованные объемы при сжимающемся спросе оказались излишними. Но деваться Анкаре некуда. Невыполнение условий договоров, основанных на принципе take or pay (бери или плати), может вылиться для Турции в крупные штрафы – по некоторым оценкам в $700 млн – $800 млн в год. Потому правительство Реджепа Эрдогана и пытается всеми правдами и неправдами найти выход из сложившейся неприятной ситуации.

Тучи вокруг «Голубого потока» начали сгущаться еще до его пуска в эксплуатацию. В середине 2002-го появилась информация о резком снижении объемов поставок и пересмотре согласованных тарифов (около $126 за тысячу куб. м). В интервью анатолийскому агентству тогдашний министр энергетики Турции Зеки Чакан сообщил, что «Газпром» не только согласился уменьшить размеры обязательных ежегодных поставок с 4 млрд куб. м до 2 млрд, но и снизить цену на 9% – до $115 за тысячу куб. м. Выторгованные турками уступки не облегчили судьбы «газпромовского» проекта. Через два месяца после начала эксплуатации BOTAS прекратила отбор законтрактованных объемов топлива и вновь выдвинула требования о снижении цен, на этот раз до $75 – 80. По словам одного из экспертов, при таком уровне цен под вопросом оказывается не только возврат инвестиций, но и оплата эксплуатационных расходов, составляющих около $8 млн ежегодно.

Две недели назад для переговоров с BOTAS в Турцию отправился заместитель председателя правления «Газпрома» Юрий Комаров, курирующий экспортное направление компании. Однако в ходе его визита достичь компромисса не удалось. Между тем 1 июля в действие вступает условие контракта take or pay, по которому Турция обязана оплачивать согласованные объемы поставок газа вне зависимости от того, выбирает она их реально или нет. Приближение момента истины резко обострило риторику турецкой стороны. Угроза обращения в арбитраж – одно из проявлений этой нервозности. Представители «Газпрома», правда, в неофициальном порядке, демарши Анкары комментируют довольно скупо. В беседе с «Ко» сотрудник пресс-службы компании заявил, что суда «Газпром» не боится: «В конце концов, есть контракт. И ничего, кроме него. Если дойдет до «горячего» мы опротестуем любые скидки, не зафиксированные в нем».

Подчеркнем, что эксперты отмечали рискованность строительства «Голубого потока» с самого начала реализации проекта. В прошлогоднем докладе «Газпром» как заемщик» аналитики компании «Ренессанс Капитал» писали: «Газопровод вряд ли сможет стать рентабельным газотранспортным предприятием, однако его стратегическое значение трудно переоценить». По мнению ведущего аналитика ИК «АВК-ценные бумаги» Александры Вертлюгиной, основной проблемой «Голубого потока» является изначальная ориентация на один рынок. «С одной стороны, «Газпром» не может идти на уступки Турции, поскольку в цену газа, транспортируемого по трубопроводу, заложены затраты на его строительство. С другой стороны, если Турция найдет способ отказаться от поставок российского газа, проект вообще может не окупиться», – считает аналитик.

«Война нервов» между «Газпромом» и Турцией наверняка будет продолжаться вплоть до 15 июня. На это число намечено рассмотрение «газовой проблемы» в рамках турецко-российской межправительственной комиссии. По имеющейся информации, один из вариантов компромисса сводится к модели «труба за газ». Дело в том, что турецкое правительство сейчас готовит BOTAS к приватизации, и «Газпром», заинтересованный в зарубежных сетях, вполне может стать покупателем части активов этой компании. Если данная схема будет принята, сторонам останется лишь договорится о коэффициентах конвертации российского газа в турецкие трубы.