Top.Mail.Ru
рейтинги

«Газмясжелезо». Как углеводородная Россия становится аграрной

Иллюстрации: Юрий Реука Иллюстрации: Юрий Реука

Новый рейтинг журнала «Компания» был задуман как дефиле чемпионов торговли с Юго-Восточной Азией. Безусловно, «разворот на Восток» немыслим без Малой Азии, Магриба и стран Персидского залива. Но после негласного банковского бойкота российских компаний в ОАЭ и снижения закупок российской нефти Турцией понятие «Восток» пришлось несколько сузить. Кроме того, интересно посмотреть на торговые отношения с некоторыми странами. 

Герои были, конечно, найдены, и их имена всем хорошо знакомы. Однако, как это часто с нами бывает, в ходе изучения их подвигов обнаружились интересные вещи. Так, обращают на себя внимание две «металлические аномалии», которые продолжаются уже третий год. Это поставки российского алюминия в Китай, которому свой некуда девать, и наплыв российской стали в Индию, которая сама выплавляет ее в неимоверных количествах.

Причин здесь три: не очень патриотичное желание индусов и китайцев сэкономить, потеря западных рынков российскими метзаводами и желание последних застолбить новые рынки на Востоке, несмотря на вынужденный демпинг. Получится ли, покажет время. Но учитывая стоимость логистики между Индией и РФ, пока они, похоже, продают чермет себе в убыток.

Статистика внешней торговли РФ закрыта, поэтому ее структура в Юго-Восточной Азии в целом выглядит несколько туманной. Другие источники (оценки экспертных организаций и данные таможенной статистики государств-партнеров) в целом подтверждают то, о чем с гордостью заявляет Минсельхоз: доля сельхозпродукции и продовольствия в структуре отечественного экспорта постоянно растет. Их объемы и стоимость пока еще теряются на фоне традиционных потоков нефти, газа и металлов, поэтому в рейтинге это не всегда отражено.

Однако российские продукты питания (включая рыбу) активно покупали 6 из 10 стран: Китай, Индия, Индонезия, Монголия, Япония, Корея. Крупнейшими поставщиками стали ОЗК и близкая к ВТБ «Грейн гейтс» (бывшая «Деметра»), «Русагро », «Норебо», «Мираторг», «Русское море», «Эконива», «Сибагро». Последняя сумела завоевать 65 монгольского внутреннего рынка свинины.

Так что пресловутое название вымышленной компании «ГазМяс», придуманное комедиантами из скетч-шоу «Наша Russia», вполне может характеризовать складывающуюся структуру взаимоотношений России с Востоком.

Китай: наше все

Игорь Сечин, Алексей Миллер, Леонид Михельсон, Олег Дерипаска, Владимир Потанин
$190 млрд ↑

Миллер, Сечин, Михельсон

Китай уже третий год остается для России если не безальтернативным, то главным рынком, где она может обменивать свое сырье и продукцию первичного передела на все, что сделано руками человека. В 2023 году товарооборот между странами побил очередной рекорд и достиг $190 млрд, поднявшись еще на 30.

Более половины в нем занимают энергоресурсы. По данным китайской таможни, в 2023 году Россия экспортировала в КНР около 80 млн тонн нефти и заняла первое место, опередив Ирак, Бразилию, Саудовскую Аравию и ОАЭ. Основным поставщиком была «Роснефть». Угля в Китай ушло около 50 млн тонн, больше, чем из Индонезии и Австралии. Крупнейшими поставщиками стали СУЭК и «Кузбассразрезуголь». По экспорту трубопроводного газа в Китай Россия также находится на первом месте. Согласно внешним оценкам, в 2023 году она поставила по «Силе Сибири» около 15,5 млрд кубометров. Это, конечно, на порядок меньше, чем покупал у «Газпрома» три года назад Евросоюз. Но втрое больше поставок Туркменистана.

Российский СПГ на китайском рынке пока уступает сжиженному газу из Катара и Австралии. Согласно данным таможни КНР, в 2023 году Россия поставила в Китай около 20,5 млн тонн газа. Экспортирует его «Новатэк».

Перенаправлять экспорт своих цветных металлов на китайский рынок Россия начала еще весной 2022-го. С тех пор доля российской меди на китайском рынке выросла впятеро, доля российского никеля — почти в шесть раз, а доля российского алюминия удвоилась. Хотя Китай и сам выплавляет много алюминия, и ранее тот же «Русал» конкурировал с его компаниями.

По словам Владимира Потанина, в ближайшие годы «Норникель» будет продавать в КНР более половины своей меди, никеля и металлов платиновой группы. И дело не только в «зеленом переходе». Сегодня Шанхайская фьючерсная биржа — это крупная площадка, где торгуются российские алюминий, никель и медь.

Правда, этим летом 80 расчетов в юанях между Москвой и Пекином стали блокироваться из-за опасения вторичных санкций на китайской стороне. Чтобы избежать подобных осложнений, металлурги выводят производство в КНР. В конце 2023 года «Русал», у которого возникли проблемы с импортом глинозема из Австралии и Украины, купил 30 акций китайской Hebei Wenfeng New Materials. А весной 2024 года Владимир Потанин заявил о планах к 2027 году перенести в Китай производство меди.

Индия: нефтяная камасутра

Александр Дюков, Игорь Сечин, Андрей Чемезов, Алексей Лихачев
$65 млрд ↑

Дюков, Чемезов

Товарооборот с Индией вырос в прошлом году почти вдвое, до рекордных $65 млрд. Это сделало Россию четвертым крупнейшим торговым партнером Индии.

Индия покупала в России главным образом нефть, уголь, зерно, удобрения и металлы. Обратно шли промышленное оборудование и сельхозтехника, фармацевтические препараты и дженерики, специи и чай, автомобили и автозапчасти.

Но более 70 товарооборота составляет нефть: Россия в 2023 году стала вторым крупнейшим поставщиком нефти в Индию после Ирака. Согласно таможенной статистике Индии, в 2023 году ее поставки из России удвоились и составили 40 млн тонн.

Судя по данным западных СМИ, индийские НПЗ покупают ее у России дороже «ценового потолка», но с большой скидкой, а потом продают в Европу нефтепродукты или даже прямо реэкспортируют российскую нефть в ЕС. Крупнейшими поставщиками эксперты называют «Роснефть», у которой в Индии есть собственный НПЗ Nayara Energy, и «Газпромнефть».

Россия также вошла в тройку крупнейших поставщиков угля в Индию после Австралии и США. По данным индийской таможни, в 2023 году Индия импортировала около 6,4 млн тонн российского коксующегося угля — вдвое больше, чем годом ранее. Как и в случае с Китаем, это в основном СУЭК, «Кузбассразрезуголь» и «Мечел».

Третья группа российского экспорта — металлы для растущего индийского автопрома и военпрома. Это железо и сталь, алюминий, никель, титан и палладий. Как и в случае с Китаем, низкая цена российской стали сделала ее даже выгоднее продукции собственных индийских сталеплавильных заводов. Ее поставляли НЛМК, «Северсталь», ММК, «Евраз», ТМК. Цветные металлы экспортировали «Русал» и «Норникель».

Четвертая и стратегически самая важная группа — инвестиции предприятий «Ростеха» в ракетное СП BrahMos. Продажи крылатых ракет могут принести ему $9 млрд, как заявил управляющий содиректор предприятия Александр Максичев на полях Международного военно-морского салона.

Также стратегическим проектом является АЭС «Куданкулам», где «Росатом» уже построил два блока из шести, и еще несколько крупных проектов в атомной энергетике. Российские инвестиции в Индию оцениваются в $16 млрд.

Корея: между углем и газом

Алексей Миллер, Леонид Михельсон, Олег Дерипаска
$15 млрд ↓

Дерипаска

Товарооборот между Россией и Южной Кореей в 2023 году снизился на 22,6 и составил $15 млрд. А за два года это падение из-за санкций и геополитической напряженности стало двукратным. При этом экспорт из Кореи в целом (несмотря на резкое снижение поставок в Россию корейских автомобилей, автозапчастей, полупроводников и кораблей) просел лишь на 4. Связано это с увеличением поставок корейской косметики, шин, красок, продовольствия, подъемных кранов, станков, инструментов и т. п. А вот импорт из России упал на 40 — с $14,8 до $8,9 млрд. Основное падение пришлось на нефть (официально Корея не купила у России ни барреля, по другим данным, что-то все же купила), уголь и газ.

Тем не менее из-за низких цен корейцы охотно покупают около 2 млн тонн российского угля в месяц. Основными его поставщиками стали СУЭК, «Кузбассразрезуголь» и «Мечел».

Корейцы также купили в прошлом году 1,6 млн тонн российского сжиженного газа, и сейчас его импорт растет. Поставляют его, как обычно, Sakhalin Energy («Газпром», Mitsui, Mitsubishi) и «Ямал СПГ» («Новатэк»).

Кроме того, Корея продолжает импортировать из России продукты питания. В 2023 году она купила 288 тыс. тонн минтая и 135 тыс. метрических тонн фуражного зерна. Рыбу поставляют 974 российских предприятия, пшеницу — «Объединенная зерновая компания».

Сюрпризом года можно назвать почти двукратный рост поставок в Корею алюминия «Русалом» — 135 тыс. тонн на $271 млн.

Япония: сахалинское соло

Игорь Сечин, Леонид Михельсон, Виталий Орлов
$9,6 млрд ↓

В 2023 году торговый оборот России с Японией упал на 45,3 до $9,6 млрд. При этом, хотя причиной падения стали санкции со стороны Токио, поставки из России сократились больше, чем встречный поток товаров. Так, закупки Японией российской нефти уменьшились на 94,8, угля на 62, меди и алюминия на 64,8, стали — на 42,4.

Основными товарами российского экспорта в Японию оставались сжиженный газ с проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», подконтрольных «Роснефти», «Газпрому» и «Новатэку» (на сумму $2 млрд), уголь ($1,54 млрд) и легкие нефтепродукты ($615,2 млн).

Поставки рыбы и морепродуктов из России в Японию в денежном выражении тоже упали, по данным японских источников, на 47,2. А вот их физические объемы, наоборот, выросли на 10,9. Объяснить этот парадокс может либо демпинг со стороны россиян по типу нефтяного, либо отказ японцев от дорогих видов продукции. Лидирует по рыбному экспорту в Японию холдинг «Норебо».

Михельсон

Сингапур: нафта со скидкой

Игорь Сечин, Леонид Михельсон
$5,7 млрд ↑

В 2023 году товарооборот между Сингапуром и Россией составил $5,7 млрд. При этом Россия экспортировала в Сингапур товаров на сумму около $4,58 млрд, а экспорт Сингапура в Россию оценивался примерно в $1,12 млрд.

Почти весь российский экспорт в Сингапур приходится на нефтепродукты, а точнее, нафту (продукт прямой перегонки нефти). В 2023 году НПЗ, подконтрольные «Роснефти» и «Новатэку», поставили в эту страну 2,96 млн метрических тонн этого сырья.

Ожидается, что в 2024 году поставки вырастут до 5–6 млн тонн, поскольку российская нафта дешевле арабской на $5 за тонну. При этом Сингапур, вслед за Индией, получает все больше сверхприбылей, поставляя в Евросоюз бензин и дизель, произведенные из российского сырья.

Сингапур экспортировал в Россию электронику, электротехнику и химикаты. Сейчас их поставки относительно невелики.

Вьетнам: застрявшие на шельфе

Алексей Миллер, Сергей Кудряшов
$5 млрд ↑

Кудряшов

Торговля с Вьетнамом, сильно просевшая в начале нулевых, когда его давняя союзница Россия вывела оттуда свою военную базу, снова растет. За последние семь лет отечественный экспорт во Вьетнам увеличился с $122 млн до $2 млрд, а импорт вьетнамских товаров вырос и вовсе в геометрической прогрессии, с $30 млн до $3 млрд.

Но общий объем торговли — $5 млрд — все равно очень мал. Для сравнения: с бывшим врагом, Соединенными Штатами, Вьетнам наторговал в прошлом году на $100 млрд. Во Вьетнаме вообще сейчас бум инвестиций из-за торговых войн с Китаем и вывода оттуда западных производств к соседям. Неудивительно, что почти весь рост торговли с Россией шел за счет увеличения импорта собранных вьетнамцами машин и электроники, текстиля и обуви.

Россия главным образом добывает во Вьетнаме углеводороды. Государственная «Зарубежнефть», возглавляемая Сергеем Кудряшовым, до сих пор добывает треть всех объемов на южном шельфе. Ей же принадлежат 50 в российско-вьетнамо-японском консорциуме VRJ-Petroleum. В заливе Бакбо добывает газ «Газпром». В бассейне Накомшон работала и «Роснефть», но в 2021 году она вышла из проектов под давлением Китая, который считает этот участок Южно-Китайского моря своим.

Во Вьетнаме работают также «Силовые машины», строившие энергоблоки ТЭС «Лонг Фу — 1». Но из-за санкций США это сотрудничество оказалось осложнено.

Индонезия: зерно в обмен на масло

Вадим Мошкович, Дмитрий Мазепин
$4 млрд ↑

Товарооборот между Россией и Индонезией, по словам первого вице-премьера Дениса Мантурова, в 2023 году составил всего около $4 млрд. Учитывая размеры Индонезии и население в 277 млн человек, это чрезвычайно мало. Зато список товаров радует отсутствием вездесущих углеводородов и металлов.

Основой российского экспорта в прошлом году стали сельхозпродукты и продукты питания. В 2023 году экспорт российской аграрной продукции в Индонезию увеличился более чем втрое, и ожидается, что он может превысить $600 млн в ближайшие годы.

Прежде всего, это пшеница: ОЗК и близкая к ВТБ «Грейн Гейтс» поставили ее более 1 млн тонн. На втором месте говядина — ее в эту исламскую страну поставляли «Русагро» и «Мираторг».

Индонезия также импортировала в прошлом году 1,5 млн тонн российских калийных удобрений. Основным их поставщиком стал «Уралхим». Кроме того, россияне поставляли морепродукты («Русское море») и сухое молоко («Русагро», «Эконива»).

Экспорт Индонезии в Россию за последние пять лет вырос в десять раз и в прошлом году составил $1,53 млрд. В основном это пальмовое масло. Россия импортировала его на $444 млн, став крупнейшим покупателем. Пальму первенства и тут держит «Русагро». На втором месте — кокосовое масло ($166 млн). На третьем — экскаваторы Komatsu на $50 млн. В Японии их уже не купишь, зато их собирает индонезийская PT Astra International Tbk.

Монголия: свиной трип

Игорь Сечин, Андрей Тютюшев
$2,7 млрд ↑

Тютюшев

В 2023 году товарооборот между Монголией и Россией значительно вырос и достиг примерно $2,7 млрд. Ожидается, что к концу этого года он может превысить $3 млрд. Рост связан с общей переориентацией товарных потоков РФ на Восток.

Почти 95 торговли приходится на экспорт российских товаров. Среди них бóльшая часть приходится на бензин и дизельное топливо. Основным поставщиком топлива в Монголию выступает «Роснефть».

Прорывом года стал экспорт сельхозпродукции и продуктов питания. По словам бывшего вице-премьера Виктории Абрамченко, поставки злаков в прошлом году выросли в семь раз, кормов для животных в 2,5 раза. Но суперприз уходит группе «Сибагро» Андрея Тютюшева: ее свинина заняла в Монголии 65 рынка.

Таиланд: удобрения в раю

Дмитрий Мазепин, Андрей Гурьев
$1,5 млрд ↑

Мазепин

Товарооборот России с Таиландом в 2023 году упал на 17 и составил около $1,5 млрд, утверждает российский посол в Бангкоке. Но если учитывать растущий поток российских туристов, которые за тот же год оставили в Таиланде $2,5 млрд, то Россия довольно важна для этой страны.

По данным тайской таможни, больше всего Россия продала в Таиланд удобрений (на $242 млн). Основными их поставщиками были «Уралхим» и «Фосагро». На втором месте были поставки сырой нефти, на третьем — золото. Российские военные вертолеты эта страна в последние три года не покупала.

Таиланд поставляет в Россию собранные в королевстве автомобили японских марок и запчасти к ним, шины, натуральный каучук, консервированные фрукты и морепродукты, рис, приправы, текстиль и спортивную обувь.

Кроме того, тайцы охотно инвестируют в российское птицеводство и свиноводство. Так, холдинг CP Foods построил в Нижегородской области две свинофермы по 180 тыс. голов и строит еще три. В Ленинградской области он инвестировал 4,5 млрд рублей в модернизацию двух птицефабрик мощностью 275 тыс. тонн мяса в год. А на юге России покупает у немцев АПК «Дон» за 22 млрд рублей.

КНДР: загадочный рост

Филарет Гальчев
$1 млрд ↑

Гальчев

Северная Корея, как и Россия, закрыла данные о внешней торговле. Объем ее оценивают в широком диапазоне от $6 млрд до $20 млрд. По оценкам экспертов, 93 ее товарооборота приходится на Китай. КНДР поставляет китайцам свой уголь, текстиль, сталь и цветные металлы, а получает взамен широкую гамму товаров.

Россия — второй по обороту партнер КНДР, но с большим отрывом. Эксперты оценивают ее долю в 1, или $77 млн. Однако, по словам Владимира Путина, в 2023 году торговля увеличилась в 9 раз, а к лету 2024 года — еще на 54. Так что, возможно, она уже превысила $1 млрд.

Рост торговли связан с недавним выходом Москвы из международных санкций против Пхеньяна. КНДР получает из России угольные брикеты, пшеницу и нефтепродукты, а поставляет рыбу, одежду и музыкальные инструменты.

Ожидается, что вдобавок она начнет поставлять в РФ яблоки, женьшень, текстиль, джинсы, косметику и трудовых мигрантов. А с учетом нового договора о военной помощи, речь может идти и об оружии.

О компаниях-экспортерах российских товаров в Северную Корею почти ничего не известно. В открытых источниках есть информация, что угольные брикеты туда поставляет «Росуглесбыт» под управлением Филарета Гальчева. Но поскольку этим летом Россия возобновила поставки угля в Китай через Корею, разделить этих двух адресатов будет почти невозможно.

Путь «северной Бразилии»

В целом картина складывается довольно мажорная: у 8 из 10 стран макрорегиона торговля с Россией растет. Лидерство компаний Игоря Сечина, Леонида Михельсона и Алексея Миллера в этом рейтинге было предсказуемо.

Тем не менее западные санкции, очевидно, сохранятся с нами надолго, и это многое меняет. Выручка и прибыль «Газпрома» драматически снизилась. «Новатэк» ведет неравный бой с Западом по реализации проекта «Арктик СПГ — 2». Исполин «Роснефти» держит небо. Такие гиганты, как «Норникель» и «Русал», планируют частичный перенос производства в Китай. А ручеек агроэкспорта между тем все полноводнее.

Учитывая все это и «зеленый переход», можно предположить, что со временем РФ все меньше будет оставаться нефтегазовой державой и все больше становиться аграрной. Время покажет, чем она в конечном счете станет. Реконструкцией Российской империи времен Александра III, царствовавшего после Крымской войны? Или «северной Бразилией», для которой не столько «люди», сколько зерно, масло и мясо будут «новой нефтью»?