Top.Mail.Ru
архив

Газонокосильщики

НЕМЕЦКИЙ скандал, который уже успели окрестить «европейским вариантом BoNY», интересен прежде всего тем, получится ли из этого полноценный скандал. Кроме того, скандал интересен еще и с точки зрения мировых перспектив России вообще.

Немецкий журнал Spiegel напечатал невнятную заметку по материалам дюсcельдорфской прокуратуры о том, что через государственный банк West LB, Deutsche Bank, Dresdner Bank и Commerzbank отмывались семь миллиардов каких-то русских денег международного консорциума, поднявшегося на торговле сырьем. Реакция на этот «заброс» последовала быстро, и серьезные немецкие газеты немедленно стали говорить про какие-то группировки Абрамовича и Потанина. Потом начались гадания и перепечатки.

Однако очень скоро выяснилось, что речь идет о Trans World Group, а дело относится к 1997 году (а возможно, и к более раннему времени) - то есть к периоду расцвета толлинга. С этой точки зрения публикация в Spiegel, по-моему, является сознательной провокацией. Если бы с самого начала была названа структура и было сказано, о чем идет речь, то еще можно было бы думать, что это недотепство, похожее на то, что произошло с американскими изданиями в период скандала с BoNY (некоторые американские издания, правда, уже раскаялись в содеянном и обвинили свои источники в некомпетентности.)

Но тут, похоже, другой случай. Приличные издания использовали ситуацию для организации мощнейшего «пиара». Надо сказать, мишени выбраны весьма удачно. Именно эти немецкие банки активнее всего работают с Россией, причем зачастую по полугосударственным стратегическим проектам, на которые завязаны крупные немецкие компании и интересы. Сама же по себе TWG, похоже, мало кого интересует: с рынка компания уже ушла, и в ее преследовании нет никакого смысла, даже шкурно-корпоративного. Что касается отмывания, то ничего подобного быть не могло. Толлинг - это легальная схема. Скотская, конечно, но легальная.

Не буду пересказывать читателям «Ко» смысл толлинга. Они и так знают. Хочу только сказать, что при его использовании никакой прибыли не образуется. Есть оплата накладных расходов, но капитал из России не вывозится. Схемой не предусмотрен вывоз капитала, потому что завод, грубо говоря, не становится собственником ни сырья, ни продукта. Вывозить нечего, соответственно нечего и отмывать.

Я не сомневаюсь в криминальных корнях бизнеса отдельных персонажей, участвовавших в этом деле с русской стороны, но сам толлинг и те суммы, о которых идет речь, не являются ни «общаком», ни деньгами наркомафии. Они - результат сверхвыгодной для российских предприятий деятельности.

Стоит также заметить, что TWG - британская компания. А присутствие в ней каких-то бывших советских граждан отношения к России не имеет. Что же касается суммы в $7 млрд, то не исключаю, что речь опять идет об объеме проводок. И потом, я не понимаю, почему эти деньги считаются российскими. Они что, в рублях номинированы? Проще говоря, основание для скандала абсолютно ничтожное. Однако во всем этом есть другой нюанс.

То, что сделал Spiegel, - это вставной номер, выражаясь по-русски, банальная «заказуха». Кто заказал?

Очевидно, что у скандала политическая подоплека. Наметившиеся признаки сближения России с Германией, судя по всему, не устраивают новую американскую администрацию. Более того, ставят ее в положение цейтнота. Взяв жесткую ноту в разговоре с Россией, американцы предпочли бы не менять тональность и потому крайне ревниво относятся к любым попыткам европейских государств договариваться с Россией на других основаниях. В первую очередь это относится к Германии - единственной стране (учитывая объединенную Европу), которая может представить альтернативу США. Поэтому процесс «опускания» Германии носит тотальный характер. Они стригут траву, не допуская роста густой растительности. Скандал - это попытка создать для ФРГ проблемы политико-экономического характера.

В заключение необходимо сказать, что в американском истеблишменте невероятно мощно представлены интересы компании Alcoa. В связи с этим стоит вспомнить ее реакцию на создание «Русала». Кроме того, глава ФРС Алан Гринспен - бывший член совета директоров Alcoa, а его друг - министр финансов О’Нил до недавнего времени возглавлял эту компанию. То есть при смене администрации интересы Alcoa не пострадали. Трудно предположить, что при такой высокой ангажированности интересы этой компании остались за скобками. Тем более при наличии отработанных механизмов «наезда» на Германию.

Немцы заглотили наживку. Но есть надежда, что чувство самосохранения их спасет. Однако не исключено, что наживку всеми силами будут запихивать им обратно в рот.

Еще по теме