Газопровод Израиль — Европа: очередной прожект?

В минувшее воскресенье правительство Израиля одобрило рамочное соглашение с Грецией и Кипром о строительстве морского газопровода EastMed, который протянется более чем на две тысячи километров от израильских месторождений на средиземноморском шельфе до Греции и Италии. За два дня до этого соглашение ратифицировали кипрские законодатели. Документ был подписан в январе министрами энергетики трех стран.
Инициаторы нового проекта рассчитывают на успех. Первичное проектирование и изыскательские работы на будущей трассе профинансировали суммой 34,5 млн евро. Деньги дали Европейская комиссия и будущий владелец и оператор трубы IGI Poseidon — совместное предприятие греческой компании DEPA и итальянской группы Edison. По первоначальным прикидкам окончательное инвестиционное решение может быть принято в 2022 году, а начало эксплуатации газопровода начальной годовой мощностью 10 млрд кубометров запланировано на 2025-2026 годы.
Источников газа для наполнения будущей магистрали достаточно. Израильтяне уже эксплуатируют шельфовые месторождения «Левиафан» и «Тамар» и ориентируются на запасы в своих водах в размере около 900 млрд кубометров. У берегов Кипра тоже сделаны крупные открытия запасов — такие как «Афродита» на 130 млрд кубометров, месторождения «Калипсо» и «Главк». Поиски новых залежей и оценка открытий продолжаются.
Большинство сообщений российских СМИ об этом событии можно свести к одному тезису: у «Газпрома» появляется еще один конкурент, и отечественному газовому гиганту придется потесниться на южноевропейских рынках. Удар чувствительный, особенно если учесть нынешние сбытовые и финансовые проблемы «Газпрома». В Европе его не жалуют и часто переключаются на газ из других источников, как только появляется такая возможность.
«Газпром» много сделал для того, чтобы завоевать репутацию ненадежного партнера и даже «инструмента Кремля», неожиданно прерывая или сокращая поставки газа и манипулируя ценами по политическим причинам.
И всё же на пути строительства EastMed стоит немало преград. В глаза сразу бросается ситуация на газовых рынках, где тон (а заодно и цены) задают поставщики сжиженного природного газа: этого добра сейчас намного больше, чем требуется мировой экономике. Вкладывать больше 6 млрд евро в газопровод довольно скромной мощности, когда потребителю на юге Европы достаточно заказать пару танкеров-газовозов, чтобы погасить вдруг возникший дефицит?
Окупятся ли такие капиталовложения при нынешней «медвежьей» конъюнктуре, которая грозит сохраниться лет на десять-пятнадцать? Не стоит ли ориентироваться на европейские планы декарбонизации и отказа от ископаемых видов энергоносителей? На эти вопросы инициаторам проекта пока только предстоит ответить при оценке его коммерческой рентабельности.
Остается Италия, где на юге новый газ вообще не нужен (даже уже построенный трубопровод TAP из Турции через Грецию и Албанию воспринимается итальянцами как избыточный), а гнать его оттуда на север страны намного дороже, чем купить с хабов в центре Европы. Можно вспомнить газпромовский проект «южноевропейского газопровода» с Балканского полуострова (без уточнения источника) в Италию. Эта затея умерла в зародыше. В целом, если выбрать на глобусе регион, где реализация нового природного газа наименее перспективна, то это будет как раз южная Европа. С этой точки зрения проекты сжижения газа в восточном Средиземноморье — будь то у берегов Израиля или на шельфе Кипра — и экспорт СПГ в любую точку мира гораздо интереснее, чем дорогостоящая постоянная труба на крошечный усыхающий рынок.
С этой точки зрения проект EastMed чем-то напоминает давние, нашумевшие в прессе предложения прокладывать газопроводы в Европу через охваченную гражданской войной Сирию и восточное Средиземноморье аж из Катара и Ирана вместо экспорта в виде СПГ. Тогда тоже подписывались красивые меморандумы о взаимопонимании, но реальных инвесторов в бредовую и чудовищно затратную затею так и не нашлось.
Помимо коммерческих соображений в пользу отказа от EastMed есть и политические препятствия к его строительству. В первую очередь это позиция Турции, без согласия которой строителям не удастся пройти участок моря между Кипром и Критом.
С учетом экономических и политических факторов пока очень рано делать выводы и о практической рациональности EastMed, и о конкуренции, которую проект создает для «Газпрома». У российской компании в данной части рынка и без этого проблем хватает.