Top.Mail.Ru
архив

Газопроводы идут ко дну

Крупнейшая российская судоходная компания «Совкомфлот» в конце минувшего года заявила о намерении заняться крупнотоннажными перевозками сжиженного природного газа (СПГ). Незадолго до этого руководство «Газпрома» обсудило с американской нефтегазовой компанией ConocoPhillips возможность строительства завода по сжижению газа вблизи Мурманска.

 

Мировой рынок СПГ, на который хотят проникнуть российские компании, готовится к революции. История морских перевозок природного газа началась в 1959 году, когда американский газовоз переправил 5000 куб. м сжиженного природного газа через Атлантику в Великобританию. Через три года были организованы регулярные поставки СПГ из Алжира в Европу. За прошедшие тридцать лет стоимость производства СПГ снизилась вдвое – с $500 до $250 за тонну, что эксперты сочли настоящей технологической революцией. Сейчас транспортировать газ по подводным газопроводам выгоднее, чем перевозить его морскими судами лишь на расстояние, не превышающее 1200 км. Наземные газопроводы, в свою очередь, оказываются рентабельнее морских танкеров при переправке топлива на расстояние не более 4000 км. Все это меняет саму основу торговли природным газом – жесткую многолетнюю привязанность поставщиков и потребителей к газопроводам. По мере строительства береговой инфраструктуры и развития морских перевозок становится возможным доставлять газ в любой уголок земного шара. Возможно, через несколько лет кубометрами сжиженного газа начнут торговать на биржах. И в выигрыше от этого окажутся те компании, которые успеют переориентироваться на производство СПГ.

 

Газовый мир

В прошлом году по морю было перевезено около 27% всего мирового экспорта природного газа. На сжиженный газ приходится 2% всех поставок природного газа в США, 11% – в Европе и 100% – в Японии. Вообще, Япония получает газ только по морю и является крупнейшим покупателем СПГ в мире – ее экономика поглощает 52% производимого на планете сжиженного газа. Для сравнения: на США приходится лишь 5% потребления мирового объема СПГ. Однако американские ученые из Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA) прогнозируют быстрый рост популярности СПГ – к 2020 году доля СПГ в энергопотреблении США вырастет до 20%. «Своевременное развитие индустрии СПГ очень важно для нашей страны, – утверждает член CERA Майкл Стоппард. – И торговля природным газом находится на пороге больших перемен. Теперь этот рынок имеет все шансы стать поистине глобальным». А коллега Стоппарда Дэниел Йерджин оценивает общемировую потребность в инвестициях в развитие производства и перевозок СПГ на ближайшие 17 лет в $200 млрд.

Понятно, что наибольшую выгоду из складывающейся системы торговли сжиженным газом извлекают производители СПГ. В 2002 году из произведенных в мире 131 млрд куб. м СПГ на Индонезию пришлось 22%, Алжир – 18%, Малайзию – 15% и Катар – 12%. И по прогнозам только до 2010 года мировое потребление СПГ без малого удвоится.

Однако технология производства, перевозки и потребления СПГ требует создания совершенно новой инфраструктуры. Во-первых, поблизости от газового месторождения, на берегу моря, необходимо возвести завод по сжижению природного газа. Его стоимость составляет $1 млрд – $3 млрд. Во-вторых, для перевозки СПГ надо построить одно-два специализированных судна. Они стоят по $160 млн – $180 млн каждое, но эти расходы берут на себя судоходные компании. После этого газ можно продавать на любых рынках, находя наиболее выгодных покупателей. Потребители сами заинтересованы в диверсификации поставок и сооружают специальные терминалы для разгрузки судов-газовозов. Сейчас в мире построено 37 таких терминалов, и расположены они вблизи основных рынков сбыта. Большая часть из них находится в Японии и Южной Корее, еще девять – в Европе, четыре – в США. Строительство новых терминалов продолжается. В одной Европе до конца 2004 года предполагается ввести в строй еще пять таких сооружений.

 

Сверхбольшой диаметр

В основном существующая в России система добычи и транспортировки газа была создана еще во времена СССР. Более 90% российского газа добывается в Западной Сибири, откуда до основных потребителей в европейской части страны многие тысячи километров. Разрабатываться эти месторождения начали в 60-е годы XX века. Чтобы доставлять огромные объемы газа на такие расстояния, в СССР была разработана новая технология его транспортировки. Она основывается на использовании труб сверхбольшого диаметра и высоком давлении перекачиваемого газа. Первоначально даже предполагалось применять трубы диаметром в 2,5 метра. Но потом амбиции были умерены – в 1960-е не существовало компрессоров, способных прокачать через них газ. В итоге остановились на диаметре в 1420 мм. До сих пор в мире такие широкие трубы использует только «Газпром» на своих магистральных газопроводах. Позже газопроводы из Сибири протянули и в Европу.

В 90-е годы XX века вся эта инфраструктура была передана «Газпрому». Сегодня на долю компании приходится 88% добываемого в стране природного газа. Всего в прошлом году «Газпром» экспортировал 170,9 млрд куб. м газа. И по этому показателю компания остается крупнейшим экспортером этого вида топлива в мире. Основными потребителями российского газа за рубежом являются европейские страны. В 2002 году «Газпром» поставил в Европу (включая Турцию) 128,6 млрд куб. м природного газа и на 47% покрыл потребности местного рынка. До сих пор устойчивым положением в Европе и монопольным – в России «Газпром» обязан построенным в Советском Союзе газопроводам.

В нашей стране к перевозкам СПГ прибегают от случая к случаю. Например, как рассказал «Ко» начальник отдела развития газовой промышленности Российского газового общества Аркадий Захаря, десять лет назад с помощью морского газовоза вывозили газ с полуострова Ямал. Тогда в Европу было отправлено 30 000 тонн СПГ. «Это была разовая операция, – вспоминает собеседник «Ко». – Объем перевозки как раз соответствовал годовой добыче геологоразведочных скважин». И хотя Аркадий Захаря уверен, что идея транспортировки сжатого газа по морю «очень жизненна для северных районов» России, от нее отказались. И сейчас строительство газопровода «Ямал – Европа» почти завершено.

Впрочем, времена меняются. «Перевозки СПГ переживают технологический прорыв, – заявил «Ко» начальник управления экспертиз проектов и смет «Газпрома» Игорь Мещерин. – Как крупнейший в мире экспортер газа, наша компания не может их игнорировать». Чтобы не отстать от быстрых перемен в современном мире, в «Газпроме» уже создали координационный комитет по проблемам морской танкерной транспортировки газа.

 

Сжижать или не сжижать

Казалось бы, в первую очередь в строительстве заводов по сжижению газа с целью его морской перевозки заинтересованы независимые газовые компании. Ведь они добывают 12% российского газа, но вынуждены транспортировать его через газопроводы компании-монополиста. Поэтому их коммерческие успехи полностью зависят от отношений с «хозяином трубы», а они далеко не всегда складываются гладко. Тем не менее пока никто из независимых производителей газа не начал строительства собственных заводов по сжижению газа. «$1 млрд за небольшой завод по сжижению газа – это слишком дорого даже для ИТЕРЫ, крупнейшей независимой газовой компании России», – заявил «Ко» пресс-секретарь Союза независимых производителей газа Владимир Супрун. Ему вторит пресс-секретарь нефтяной компании «ЛУКОЙЛ-Оверсиз» Григорий Волчек: «Мы добываем лишь попутный газ. И его слишком мало для нормального завода по сжижению газа».

Пока из отечественных компаний о желании связать свой бизнес с сжиженным газом заявило только руководство «Совкомфлота», крупнейшей судоходной компании страны. «Мы готовы инвестировать в сооружение газовозов, – заявил «Ко» менеджер по проектам «Совкомфлота» Дмитрий Русанов. – Но постройка заводов по сжижению газа – это уже дело газовых компаний». Однако у «Газпрома» сейчас есть лишь две небольшие установки для сжижения газа, расположенные поблизости от Санкт-Петербурга. И по оптимистическому сценарию, как отмечает Игорь Мещерин, для запуска первой большой установки по сжижению газа «Газпрому» потребуется еще не менее пяти лет.

На этом фоне желание крупнейшей российской судоходной компании заняться перевозками газа выглядит рискованной затеей. Тем более что «Газпром» не собирается давать «Совкомфлоту» каких-либо преференций. «Это уважаемая компания, но она не имеет опыта перевозки газа, – говорит Игорь Мещерин. – Если мы будем нуждаться в перевозках СПГ, то «Совкомфлот» станет участвовать в конкурсе на общих основаниях».

И пока из разрабатываемых в России газовых месторождений перевозка сжиженного газа предусмотрена лишь в дальневосточном проекте «Сахалин-2», главным участником которого является международный концерн Shell. Тендер среди судоходных компаний должен быть объявлен уже в ближайшие месяцы. Участвовать в отечественных проектах «Газпрома» «Совкомфлот» предполагает в более отдаленном будущем. Например, в транспортировке газа с Ямала компания планирует принять участие не ранее 2010 года. И то лишь в том случае, если «Газпром» согласится использовать морские перевозки в дополнение к газопроводу.

В отличие от «Совкомфлота» другие пароходства предпочитают подождать, пока газовики займутся производством сжиженного газа. «Перевозка СПГ – это рынок очень узкий и специфический, – заявил «Ко» помощник президента второго по величине отечественного пароходства «Новошип» Валерий Палий. – Пока мы на него входить не собираемся».

Получается, что отечественные газовики рискуют через несколько лет проиграть в борьбе за выгодные рынки сбыта. Мелкие производители могут проиграть потому, что все их силы уходят на борьбу за доступ к «газпромовской» трубе. А «Газпром» – потому, что накрепко привязан к своим газопроводам.

Еще по теме