"Газпром" лег на дно
"Газпром" начал строительство Северо-Европейского газопровода. В компании уверены, что газовая труба, которая пройдет по дну Балтийского моря, будет давать России до $10 млрд в год. Учитывая прежний опыт грандиозных проектов "Газпрома", в это верится с трудом. Черноморский газопровод "Голубой поток", на строительство которого монополист потратил семь лет и $3 млрд, серьезной прибыли пока не приносит и при нынешних объемах поставок окупится лишь через 6 - 8 лет.
"Это история о том, как пресловутая "голубая мечта" превращается в "голубой поток", - так неудачно пошутил на официальном открытии одноименного газопровода две недели назад Владимир Путин. Церемония могла пройти и два, и три, и четыре года назад. Газовая магистраль, проложенная по дну Черного моря из России в Турцию, должна была выйти на промышленную мощность еще в конце 2001 года. И хотя на строительство трубопровода было потрачено около $3,2 млрд, а в его сооружении приняло участие более 100 000 рабочих, поставить последнюю точку в "стройке века", как ее окрестили в "Газпроме", удалось только сейчас. На очереди у монополии еще один амбициозный проект - строительство Северо-Европейского газопровода, который будет проложен через акваторию Балтийского моря в Европу. Цена вопроса - $6 млрд. Первую нитку трубопровода "Газпром" рассчитывает запустить в 2010 году. Однако, учитывая опыт "Голубого потока", первый газ по новой трубе может дойти до европейских потребителей гораздо позже.
Золото на голубом
До 1997 года о строительстве морских газопроводов в России задумывались лишь кандидаты технических наук, рассчитывавшие защитить на основе проектов докторскую диссертацию. Проложить такую магистраль было настолько дорого, что острые на язык нефтяники сравнивали ее с трубопроводом на Луну. Совершить первый "полет в космос" решился Виктор Черномырдин, возглавлявший в середине 1990-х годов российское правительство. Бывший глава "Газпрома" не забыл о проблемах, с которыми сталкивалась монополия при транспортировке газа через республики бывшего СССР. В транзитных трубах на территории Украины, Белоруссии и Молдавии пропадали крупные объемы сырья, предназначавшегося европейским покупателям. Экспортная выручка "Газпрома" падала. У монополии не хватало средств, чтобы развивать газотранспортную систему внутри России. Избавиться от посредников концерн решил, построив трубу, до которой не смогли бы добраться потребители из соцреспублик. Новый газопровод было решено проложить по дну Черного моря в Турцию. Теплый курортный берег выбрали не случайно - по прогнозу местной нефтегазовой госкомпании Botash, потребление газа в Турции должно было увеличиться с 20 до 45 млрд куб. м к 2005 году и до 55 млрд куб. м - к 2010-му. Для газового монополиста соглашение с турецким правительством обещало приносить по $2 млрд в год дополнительной выручки. Российские чиновники одобрили строительство "Голубого потока". Правда, их волновал не столько рост доходов "Газпрома", сколько геополитические аспекты. В конце 1990-х годов американцы предлагали проложить альтернативную российскому газопроводу трубу из Туркмении - Транскаспийский газопровод. Газ из среднеазиатской республики мог бы составить серьезную конкуренцию российскому топливу и потеснить позиции "Газпрома" в Европе. В период 2001 - 2025 годов (контракт на поставку Туркмения планировала заключить на 25 лет) упущенная прибыль России могла составить $25 млрд. Если бы Транскаспийский газопровод протянули до других европейских стран, эта сумма увеличилась бы по крайней мере вдвое.
В одиночку строить новую трубу "Газпром" не мог - не хватало денег. В качестве партнеров он привлек итальянский энергетический холдинг ENI и турецкую компанию Botash. Компаньоны договорились, что ответственность за российский отрезок газопровода ляжет на "Газпром", морскую часть трубы российский монополист построит вместе с итальянцами, а магистральными линиями на турецкой стороне займутся местные подрядчики. От слов к делу перешли достаточно быстро. "Газпром" привлек кредит на строительство газопровода и придумал ему название - "Голубой поток". Инвесторы не уставали нахваливать инициативу российского концерна. Английский журнал Project Finance Magazine назвал этот проект лучшей финансовой операцией 2000 года в области нефти и газа. Правда, британцы оценили не столько эффективность новой трубы, сколько сложность ее строительства - подобных трубопроводов в мире еще никто не прокладывал.
Когда в товарищах согласья нет...
Однако чем ближе становились сроки сдачи "Голубого потока", тем с большими проблемами сталкивались его инициаторы. Как рассказал "Ко" бывший менеджер "Газпрома", итальянская фирма Ilva фактически саботировала строительство морского участка газопровода, сорвав поставки труб и комплектующих. Как вспоминает бывший менеджер "Газпрома", российский концерн вполне мог бы обойтись без итальянских поставщиков, заключив соглашение с другим производителем труб - например, с немецкой компанией Manessmann. Однако кредиторы, выделившие монополии под этот проект более $1 млрд, поставили жесткое условие - закупать трубы "Газпром" имел право лишь у Ilva. "В итоге мы пустили на "Голубой поток" трубы украинского Харцызского завода, предназначавшиеся для газопровода "Ямал - Европа", - вспоминает один из строителей.
Дела со строительством российской нитки у самого "Газпрома" обстояли не лучшим образом. "Стройтрансгаз", выигравший тендер на проведение подрядных работ на российском участке, отдал часть проекта "дочкам" "Газпрома" - "Ленгазспецстрою" и "Краснодаргазстрою". По мнению директора по корпоративному управлению фонда Hermitage Capital Management Вадима Клейнера, газовый монополист, заключив прямой контракт со своими дочерними предприятиями, мог бы сэкономить на строительстве "Голубого потока". Cложная схема взаимоотношений с подрядчиками привела к тому, что сооружение 373 км трубопровода до берега Черного моря обошлось российской стороне в $1,1 млрд, тогда как Турция потратила на 444 км сухопутного участка лишь $600 млн.
В итоге если в начале строительства "Голубого потока" зампредправления "Газпрома" Сергей Дубинин обещал уложиться в $2 млрд, из которых только половину пришлось бы занять у кредиторов, то в 2000 году он говорил уже о $2,5 млрд заемных средств, не считая собственных инвестиций концерна. Впрочем, были и объективные причины увеличения сметы. Российский участок "Голубого потока" проходил по гористой местности, поэтому строители иной раз были вынуждены прорубать тоннели в скалах.
Ошибка ценой в $42 млрд
Рост затрат на строительство, а также проблемы с партнерами по этому проекту привели к тому, что сдача "Голубого потока" в эксплуатацию была задержана на два года. Пустить первый газ по новой трубе в Турцию "Газпром" рассчитывал еще в 2000 году. Позднее открытие ветки отложили до декабря 2001-го. Однако пробные поставки начали лишь в конце 2002 года. И снова не обошлось без скандала. Как оказалось, Турция перестаралась с оценкой роста потребления топлива. Объемы газа, которые были задекларированы в российско-турецком соглашении по "Голубому потоку", стали туркам просто не нужны, и переживший четырех российских премьер-министров трубопроводный проект потерял для Анкары свою актуальность.
Турция решила найти способ избавиться от российского поставщика, которому пришлось бы платить по $500 млн в год за газ. Российско-турецкое межправительственное соглашение предусматривало поставку по "Голубому потоку" не менее 4 млрд куб. м газа в год с поэтапным увеличением мощности до 16 млрд куб. м. Однако в этом контракте была допущена ошибка в формуле цены газа, поставляемого по черноморской трубе. До сих пор стороны не разглашают сути ошибки и сведений о том, кем она была допущена (по неофициальной информации, в контракте неверно указали одну из дат). В "Газпроме" это называют "опечаткой", но именно она позволила туркам закупать российский газ в минимальных объемах. Полностью заморозить "Голубой поток" российские газовики не могли. Суммарные поставки газа в Турцию в 2000 - 2025 годы должны были составить 365 млрд куб. м. Упущенная прибыль "Газпрома" за 25 лет при ликвидации проекта оценивалась в $25 - 42 млрд. Причем российский концерн не мог диверсифицировать этот экспортный маршрут - потребителем "Голубого потока" являлась одна Турция. В результате "Газпрому" пришлось пойти на уступку Анкаре - монополия снизила стоимость своего сырья (по неофициальной информации, со $105 до $70 за тысячу куб. м), а также не стала настаивать на увеличении экспортных поставок.
Примечательно, что к тому времени все, кто стоял у истоков "Голубого потока" как с российской, так и с турецкой стороны, уже не принимали участия в судьбе газопровода. Виктора Черномырдина, подписавшего межправительственное соглашение о поставках газа через акваторию Черного моря, назначили послом России на Украине. Прежний глава "Газпрома" Рем Вяхирев еще в середине 2002 года лишился кресла председателя совета директоров монополии. А член правления газового концерна Владимир Резуненко, которого называли стратегом "Голубого потока", в 2003 году был отправлен на пенсию. Его увольнение совпало с началом разногласий "Газпрома" и Турции по стоимости и объемам поставок газа.
Турция обошлась с ответственными за "Голубой поток" гораздо строже. В 2001 году было арестовано 18 чиновников, которых обвинили во взяточничестве и мошенничестве при распределении подрядов на строительство турецкого отрезка газопровода. В рамках этого антикоррупционного расследования на допрос к следователям были вызваны премьер Турции Месут Йылмаз, а также министр энергетики Джумхура Ерсумера и министр общественных работ Керея Эйдин. Хотя серьезных репрессий по отношению к ним не последовало, все они лишились своих должностей в правительстве.
С прицелом на Израиль и Италию
Официальное открытие "Голубого потока" состоялось лишь 17 ноября 2005 года. Церемонию посетил Владимир Путин, заявивший, что эта труба "открывает новые перспективы для транзита российского газа". Однако перспективы пока остаются лишь делом далекого будущего. До сих пор поставки по черноморской магистрали не превышают 4 млрд куб. м в год - это минимальный объем газа, который Россия планировала экспортировать в Турцию по данному маршруту. Поставить "Голубой поток" в ряд эффективных проектов позволят лишь новые инвестиции. Они будут направлены на строительство дополнительных веток газопровода в Израиль и Италию, что позволит загрузить "Голубой поток" на полную мощность. Кроме того, Россия уже не будет зависеть от Турции как от единственного потребителя топлива, транспортируемого по этому трубопроводу. Однако расширение "Голубого потока" потребует и времени, и затрат. Окончательно диверсифицировать данный экспортный маршрут, по оценкам экспертов, "Газпром" сможет не ранее 2010 года, затратив не менее $3 - 4 млрд. Для будущих руководителей монополии, которым предстоит разбираться с делами нынешних управленцев холдинга, этот год станет "годом икс". К 2010-му "Газпром" намерен ввести в эксплуатацию еще одну морскую магистраль - Северо-Европейский газопровод (СЕГ). Строительство этой трубы фактически начнется 9 декабря 2005 года - на этот день запланирована состыковка участков трубопровода на территории Ленинградской и Вологодской областей. Инвестиции в СЕГ обещают превысить $6 млрд. Начать его строительство "Газпром" собирался в прошлом году, а ввести с эксплуатацию - в 2007-м. Теперь монополист признает, что даже первая нитка СЕГ будет построена с трехлетним опозданием. Однако задержка может стать еще существеннее. Кампанию по дискредитации Северо-Европейского газопровода развернули прибалтийские государства и Польша. Они добиваются того, чтобы газопровод прошел не по дну Балтийского моря, а по суше. По мнению этих стран, при строительстве "морской версии" трубы могут быть разрушены захоронения химического оружия, затопленного в Балтике после второй мировой войны. "Критики вряд ли добьются отказа от строительства газопровода через акваторию. Немецкие концерны BASF и E.ON, которые являются партнерами "Газпрома" по этому проекту, приложат все усилия, чтобы он был реализован на нынешних условиях. Однако прибалты и поляки могут добиться новой экологической экспертизы СЕГ, что потребует дополнительного времени и затрат", - полагает замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Впрочем, северная труба напоминает судьбу "Голубого потока" не только задержками при строительстве. Причины создания СЕГ те же, что и у турецкого маршрута - Россия хочет свести к минимуму транзит газа через Украину и другие постсоветские страны, дабы исключить возможность воровства газа. По расчетам "Газпрома", через пять лет в Европе потребление газа вырастет на 100 млрд куб. м в год. Северо-Европейская труба может покрыть более половины этого спроса. Даже по нынешним ценам на газ поставки через СЕГ будут приносить "Газпрому" до $10 млрд дополнительной выручки в год. Однако у экспертов другие прогнозы. По мнению ректора Санкт-Петербургского горного института Владимира Литвиненко, в ближайшие пять лет европейский рынок не будет ощущать дефицита газа. Потребность в дополнительных 40 - 45 млрд куб. м может возникнуть в Великобритании, но туманный Альбион уже справился с этой проблемой. Соединенное Королевство подписало с Норвегией соглашение о строительстве газопровода Britpipe мощностью 20 млрд куб. м. Кроме того, Лондон планирует расширить газопровод "Интерконнектор", связывающий Великобританию с континентальной Европой, с 8 до 20 млрд куб. м газа.
По мнению аналитика FIM Securities Дмитрия Царегородцева, диверсификации в поставках газа можно достичь, не ввязываясь в столь амбициозные проекты, как СЕГ. "Конечными покупателями газа из северной трубы станут несколько европейских государств, а не одно, как в случае с "Голубым потоком". Однако рынок будет все равно один - Европа. Можно построить несколько заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ). И поставлять сырье танкерами в те страны, которые столкнулись с дефицитом топлива. В этом случае диверсификация станет более эффективной - СПГ можно будет поставлять как в Европу, так и в США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона", - уверен Царегородцев.
Еще по теме









