Top.Mail.Ru
архив

"Газпром" недоберет штрафов

Европейцы больше не хотят платить за газ, который не потребляли. Европейские регуляторы одержали очередную победу над "Газпромом", которая, по всей видимости, позволит им уже в ближайшее время усилить и без того серьезное давление на российскую монополию.

Газпром

ены в Европе (евро за 1 тыс. куб. м)

"Газпром" - 317

Gazuni (Нидерланды) - 283

Statoil и Norsk Hydro (Норвегия) - 297

Источник: компания "Альпари"


На этот раз речь идет о принципиальном условии международных контрактов - схеме "бери или плати" (take or pay). Совсем недавно итальянский энергоконцерн Eni выдвинул требование по отмене данного механизма, применяемого "Газпромом" при экспортных поставках газа. И вот Венский арбитраж подтвердил право чешской RWE Transgas существенно снижать объемы закупок без штрафов. Это позволит чехам сэкономить сотни миллионов евро в год. Притом $500 млн за объемы "голубого топлива", не выбранные RWE Transgas в 2008-2011 гг., "Газпрому" уже не взыскать. С учетом того, что контракт действует до 2035 г., набегает круглая сумма. Это первый проигрыш в подобном разбирательстве для монополии. Фактически это еще одно подтверждение начала нового этапа в отношениях с европейскими покупателями российского газа. То, что газовый рынок серьезно изменился, был вынужден признать и президент РФ Владимир Путин.

Поражение в венском суде не означает, что принцип "бери или плати" исчезнет из всех экспортных контрактов. Дело в том, что судебное право в континентальной Европе не является прецедентным. Следовательно, это решение теоретически не может оказать влияние на ход других разбирательств "Газпрома". "Психологически это может повлиять на поведение других контрагентов. Увидев, что, в принципе, такое возможно, те из них, кто наиболее тяжело сейчас переносит необходимость выплаты штрафа за недобор газа, могут попробовать в судебном порядке также снизить свои штрафы", - отмечает руководитель направления "Мировая энергетика" Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Татьяна Митрова. "Все идет к тому, что соглашения take or pay должны стать более мягкими. При этом главным сейчас являются не решения европейских регуляторов, которые "Газпром" может оспаривать, а давление со стороны рынка", - добавляет Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research.

Ужесточение конкуренции фактически не оставляет компании выбора: либо высокие цены и потеря части рынка, либо сохранение доли на рынке посредством более гибкого ценообразования.

Большая часть споров "Газпрома" с покупателями "голубого топлива" связана с ценовыми условиями контрактов, привязанных к котировкам нефти. В частности, пересмотра цен добиваются как чехи, так и поляки с австрийцами. А более крупные покупатели, например из Италии, Германии, Испании, уже получили существенные скидки задним числом. На эти цели в бюджете монополии в нынешнем году зарезервировано порядка 200 млрд руб.

Все указывает на то, что уже в ближайшее время "Газпрому" придется изменить свою экспортную стратегию с учетом ужесточения конкуренции. Даже Владимир Путин посоветовал монополии обратить более пристальное внимание на тенденции, складывающиеся на газовом рынке. В частности, на рост добычи сланцевого газа и увеличение поставок сжиженного природного газа (СПГ) на рынки Европы. В 2011 г. потребление газа в Европе сократилось на 10%. Произошло это как под влиянием кризиса, так и по причине вытеснения газа более дешевым углем, поступающим из США как раз вследствие "сланцевой революции". Не удивительно, что на последнем заседании президентской комиссии по ТЭКу Владимир Путин поручил "Газпрому" проанализировать рынок и доложить о принципах экспортной политики.

Эксперты единодушно заявляют, что "Газпрому" нужно соизмерять объемы и приоритеты своих инвестиций с текущей ситуацией на рынке и не допускать избыточных капиталовложений при недостаточно активной рыночной динамике.

Планируемые четыре нитки "Южного потока" и четыре нитки "Северного потока" явно превышают все европейские потребности в поставках российского газа на среднесрочную перспективу. Соответственно, с учетом рыночной ситуации, стоило бы оптимизировать наши инвестиции в транспортные проекты.

Проекты по добыче также подвергаются критике. "Видимо, в ближайшие годы дополнительных инвестиций в добычу, ориентированных на европейский рынок, не потребуется, их целесообразнее перенаправить на восточные проекты", - считает Татьяна Митрова. Кроме того, "Газпрому" необходимо осуществлять более четкий учет динамики спроса на газ как в России, так и за рубежом, развивать СПГ-проекты, диверсифицировать экспорт, выходя на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а также задуматься о диверсификации разработки с учетом собственных, более дешевых ресурсов нетрадиционного газа. "Осваивать эти ресурсы дешевле, чем арктические запасы газа, которые вряд ли будут востребованы в обозримой перспективе", - резюмирует Валерий Нестеров.


Татьяна Митрова, руководитель направления "Мировая энергетика" Энергетического центра бизнес-школы "СКОЛКОВО":

"Поскольку в континентальной Европе не прецедентное право, напрямую решение Венского арбитражного суда не приведет к подрыву принципа take or pay, заложенного в экспортные контракты "Газпрома". Решение венского арбитража основано на конфиденциальных условиях контракта, который никто из широкой общественности не видел и, видимо, уже никогда не увидит. Это совершенно не означает перенесение данного решения на все остальные контракты "Газпрома". Но психологически это может повлиять на поведение других контрагентов. Увидев, что, в принципе, такое возможно, те из них, кто наиболее тяжело сейчас переносит необходимость выплаты штрафа за недобор газа, могут попробовать в судебном порядке также снизить свои штрафы. Недавно Eni заявила о том, что видит будущие контракты уже без условия take or pay. Снижение уровня обязательной нормы выбора с 75-80% до 50-60%, скорее всего, станет более распространенным".


Валерий Нестеров, аналитик Sberbank Investment Research:

"Очередной проигрыш "Газпрома" в европейской судебной инстанции, безусловно, добавляет некоторого политического драйва еврорегуляторам для того, чтобы усиливать давление на монополию. Так или иначе, но компании придется учитывать сложившуюся практику судебных разбирательств. При этом она может либо реагировать на судебные решения, либо предпочесть более щадящую для своего имиджа практику внесудебного урегулирования конфликтов. Проблема имиджа - одна из центральных для компании в Европе. По всей видимости, не отходя от принципа take or pay, "Газпром" будет вынужден усложнить свою формулу ценообразования, в которую будут включаться многие новые компоненты, такие как цена газа СПГ на споте и в хабах. Наверное, будут в большей степени учитываться цены на уголь, электроэнергию, вырабатываемую в Европе из возобновляемых энергоносителей. Это больше соответствует требованиям времени, чем устаревшая формула, привязанная к стоимости мазута и дизеля".


Михаил Крылов, аналитик компании "Альпари":

"В западном праве take or pay используется для того, чтобы защитить потребителя от более высокой цены. Без take or pay в отпускной цене будут еще и риски прекращения поставок в будущем. Обычно они вызывают желание поставщика компенсировать издержки отладки инфраструктуры и прочие вложения в газовые проекты. Европейцы при заключении контрактов были уязвимы из-за отсутствия альтернатив".


Еще по теме