«Газпром» пустит газ на имидж
Слоган «Реклама – двигатель прогресса», похоже, глубоко укоренился в сознании менеджеров «Газпрома». В этом году на PR-акции, спонсорскую и благотворительную деятельность, а также на консультационные услуги газовая монополия рассчитывает потратить около 4 млрд руб., или чуть меньше 2% от своей чистой прибыли за девять месяцев прошлого года (годовая финансовая отчетность «Газпрома» не опубликована). За эти деньги около 100 сотрудников PR-департамента холдинга продолжат раскрутку и так самого популярного и узнаваемого бренда в России.
Рекламные кампании «Газпрома», которые обычно проводились на широкую ногу, уже давно раздражали как миноритарных акционеров холдинга, так и чиновников. В мае 2004 года глава МЧС Сергей Шойгу предложил «Газпрому» отказаться от телерекламы, посчитав, что реклама монополии – выброшенные на ветер деньги. «Давайте отменим рекламу, отдадим деньги мне. Я два самолета на них куплю», – предложил министр главному финансисту «Газпрома» Андрею Круглову, но, к разочарованию Шойгу, премьер Михаил Фрадков не оценил по достоинству эту идею.
Глава информационно-аналитического управления «Газпрома» Игорь Волобуев отказался говорить, какие рекламные проекты концерн будет осуществлять в этом году. В прошлом «Газпром» никогда не скупился на повышение собственного имиджа. В 2003 году экс-член правления монополии Александр Красненков, который в числе прочего отвечал и за рекламно-спонсорскую деятельность холдинга, получив на эти цели 2,2 млрд руб., истратил часть из них на съемку 20-серийного фильма «Властелин газа», посвященного юбилею «Газпрома». Несмотря на то что большая часть «мыльной оперы» была смонтирована из архивных съемок, на каждую ее серию было израсходовано по $50 000. Среди отечественных сериалов того времени подобным бюджетом мог похвастаться лишь «Идиот».
В этом году «Газпром» вряд ли будет конкурировать с Голливудом. Свои рекламные инвестиции, сопоставимые с затратами на рекламу одного из лидеров мировой «нефтянки» концерна ВР, придется потратить в том числе и на PR-акции, посвященные профильной деятельности компании. Посетив на прошлой неделе Китай, президент Владимир Путин заявил, что Россия собирается построить два новых газопровода в Поднебесную: один из Западной Сибири (предполагаемое название «Алтай»), а второй – из Восточной Сибири, месторождения которой еще не разведаны. Их суммарная стоимость оценивается в $10 млрд. Поиск инвесторов в строительство этих труб потребует времени и средств.
Впрочем, рекламы «национального достояния», которая с завидной периодичностью крутится на НТВ (входит в состав «Газпром-медиа»), скорее всего, меньше не станет. Эксперты оценивают появление бренда холдинга на «голубом экране» как бессмысленную трату денег. По словам главы группы компаний «Видео Интернэшнл» Сергея Васильева, реклама «Газпрома» не привлечет к себе новых потребителей газа. С точки зрения имиджа покупка самолетов была бы полезнее. Если бы «Газпром» внял просьбе Шойгу и поделился с МЧС частью средств из рекламного бюджета, министерство могло бы приобрести себе самолет Бе-200. Амфибия стоимостью $25 млн оказала бы неоценимую услугу в поисково-спасательных работах и тушении лесных пожаров, ущерб от которых ежегодно составляет как раз 4 млрд руб.