Гипермаркет за углом
Одним из самых важных показателей развития розничной торговли в различных регионах является число сетевых магазинов всех форматов: супермаркет, гипермаркет и магазин у дома. По заказу "Ко" ИА INFOLine составило карту развития разных сетевых форматов розничной торговли в России.
Согласно исследованию, лидером по уровню развития сетевой розничной торговли в
целом и доле гипермаркетов в частности стал Санкт-Петербург. Причем предпосылки
для смены фаворита в ближайшей перспективе отсутствуют, так как в условиях
кризиса темпы роста сетевой розницы резко замедлились, а значительная часть
региональных игроков сокращает количество торговых объектов и площади, а также
выручку. В большинстве городов возможно увеличение доли сетевой торговли в
два-три раза. При этом даже в Санкт-Петербурге, где доля неорганизованной
торговли продовольственными товарами составляет около 20%, существует не только
потенциал для развития крупнейших федеральных ритейлеров, но и возможность
выхода на рынок новых участников.
Москва
гипермаркеты
37,5%
супермаркеты 36%
магазины у дома 26,3%
В перспективе
наиболее динамично в Москве будут развиваться форматы "магазин у дома" и
"гипермаркет". Гипермаркеты смогут заместить закрывающиеся столичные
рынки.Основной проблемой для развития гипермаркетов станет сокращение объемов
ввода и замораживание строительства торговых центров. Так что Москва сохранит и
даже увеличит отставание от других крупных городов по уровню обеспеченности
качественными торговыми площадями.
Московская
область
гипермаркеты 36,6%
супермаркеты 21,7%
магазины у
дома 41,7%
Особенность розничного рынка Московской области в том, что
здесь наряду с современными форматами развиваются и рынки. Этот регион весьма
интересен питерским сетям, в частности "О'кей". Однако расстановка сил в
ближайшей перспективе никак не изменится. Лидирующие позиции здесь будет
занимать "Ашан".
Санкт-Петербург
гипермаркеты
52,4%
супермаркеты 10,6%
магазины у дома 37,1%
В ближайшей
перспективе ритейлеры, сильнее других пострадавшие от кризиса, будут уходить с
этого насыщенного рынка. Петербург уже покинула сеть "Мосмарт", оказавшаяся на
грани банкроства. Значимый рост количества торговых объектов ожидается только в
формате "магазин у дома", а для сегментов "супермаркет" и "гипермаркет" будет
характерна стагнация. Новые торговые объекты в основном будут открываться на
площадях, высвободившихся в результате закрытия магазинов других сетей.
Краснодарский край
гипермаркеты 29,9%
супермаркеты
13,8%
магазины у дома 56,3%
Краснодар - вотчина сети "Магнит",
второго по величине игрока на российском рынке. Наиболее значимые позиции в
Краснодарском крае занимают федеральные и международные сети, в то время как
местные компании развиваются в основном за пределами пределами столицы края.
Ростовская область
гипермаркеты 30,6%
супермаркеты
7,7%
магазины у дома 61,8%
Рынок сетевой розницы в Ростовской
области в последнее время существенно увеличился. Этот рост продолжится несмотря
на кризис. Лидером является "Магнит", на втором месте по оборотам в регионе
оказалась сеть гипермаркетов "О'кей".
Волгоградская
область
гипермаркеты 27,4%
супермаркеты 3,4%
магазины у
дома 69,3%
В Волгоградской области ожидается замедление темпов роста
финансовых показателей сетевых ритейлеров, которые работают в этом регионе
больше года, и увеличение доли компаний, открывших новые объекты во второй
половине 2008-го. Особенно ярко данная тенденция будет наблюдаться в формате
"гипермаркет". Так, "О'кей" и X5 Retail Group увеличат свою долю, а доля Metro
Group (Metro C&C и Real), "Ленты" и "Магнита" сократится.
Ставропольский край
гипермаркеты 14,2%
супермаркеты
15,5%
магазины у дома 70,3%
В Ставрополе доля сетевого ритейла в
принципе низка, современные магазины сконцентрированы в нестоличных городах. При
этом здесь весьма развиты магазины у дома и совсем мало как гипермаркетов, так и
супермаркетов.
Нижегородская область
гипермаркеты
29,2%
супермаркеты 17,8%
магазины у дома 53%
Темпы роста
сетевой розничной торговли в Нижегородской области сильно снизились, и это
связано не только с экономическими неурядицами, а также и с высоким уровнем
конкуренции. Во время кризиса здесь закрылись такие местные сети, как
"Сормовский коммерческий центр", "XXI век" и ТД "Медведь". В 2008 году на рынок
региона вышли федеральные ритейлеры: сеть гипермаркетов "О'кей" и сети магазинов
у дома "Авоська" и "Магнолия".
Самарская
область
гипермаркеты 29,2%
супермаркеты 17,8%
магазины у
дома 53%
До кризиса Самарская область была наиболее перспективной
"площадкой" для сетевой розницы. Но регион сильно пострадал в кризис. В 2008 -
2009 гг. некоторые сетевые ритейлеры ушли с рынка, а значительная часть была
вынуждена оптимизировать количество магазинов.
Татарстан
гипермаркеты 32,6%
супермаркеты 16,9%
магазины у дома
50,5%
Здесь сильные позиции имеют ритейлеры, "домашним" регионом которых
является Татарстан. Это, в частности, "Бахетле" и "Эссен", они уже несколько лет
назад вышли за пределы региона, но, по всей видимости, упрочат свои позиции и в
Татарстане.
Башкортостан
гипермаркеты
12,9%
супермаркеты 20,4%
магазины у дома 66,7%
В Башкортостане
сильны местные сети - "Матрица", "Салют-Торг" (франчайзи-партнер сети
"Пятерочка") и "Полушка" ("Форвард"). В ближайшей перспективе ситуация не
изменится.
Пермский край
гипермаркеты
19,4%
супермаркеты 45%
магазины у дома 35,6%
Активнее всего
здесь развиваются супермаркеты, а лидируют в крае местные сети - "Виват-Норман"
и "Семья". Это мультиформатные игроки, но большее число точек открыто именно в
формате "супермаркет". По всей видимости, таким образом розничный рынок региона
будет развиваться и дальше.
Саратовская область
гипермаркеты
11,4%
супермаркеты 7,4%
магазины у дома 81,2%
Здесь также
лучше всего себя чувствуют местные сети, причем работают они в основном в
формате "магазин у дома". Лидер - местная сеть "Гроздь".
Удмуртская
Республика
гипермаркеты 20,6%
супермаркеты 49,3%
магазины
у дома 30,1%
Здесь в основном представлены местные игроки. Рынок Удмуртии
может оказаться привлекательным и для федеральных компаний, так как "домашние"
сети сильно пострадали от кризиса и могут стать привлекательными объектами для
поглощения.
Кировская область
супермаркеты
52,9%
магазины у дома 47,1%
Ритейлеры Кировской области ("Система
Глобус", а также сети "Красногорский", "Континент" и "Продторг") развивают
супермаркеты и магазины у дома; гипермаркет в области всего один - в октябре
2009 года был открыт ТЦ Metro C&C.
Свердловская область
гипермаркеты 21,5%
супермаркеты 30,7%
магазины у дома
47,7%
Крупнейшим потребительским рынком Свердловской области является
Екатеринбург, в котором доля сетевой торговли FMCG в обороте розничной торговли
продовольственными товарами в 2008 году выросла на 5% (ни один из городов,
упомянутых в исследовании, не демонстрировал такой динамики). Лидерами рынка
региона являются три сетевых игрока: "Кировский", "Монетка" и "Купец".
Челябинская область
гипермаркеты 23,9%
супермаркеты
29,2%
магазины у дома 46,9%
В 2008 году с рынка ушли сразу три
участника: "Гроссмарт" и "Продмастер" (холдинг "Марта"), "Смак" (холдинг Ritzio
Entertainment Group) и "Полушка" ("Форвард", Уфа). Скорее всего, в регионе будут
активнее развиваться именно федеральные сети.
* по данным на 2008
год
Источник: INFOLine
Еще по теме
12 октября в ресторане "Аджанта" прошел вечер, посвященный празднованию Дивали - индийского Нового года.


Современные биржи выросли из неформального общения торговцев, но сегодня их бизнес-процессы становятся все более формализованными


Спустя 123 года после добычи первой нефти в Баку известнейшим предпринимателем шведом Альфредом Нобелем, крупнейшая шведская нефтяная компания "Лундин Петролеум" (ЛП) стала первопроходцем при проведении разведочных работ на мелководном шельфе в российском секторе Каспийского моря.

