Главное – участие
Олимпиада закончилась. Главное спортивное соревнование четырехлетия завершилось убедительной победой США и Китая. Отныне именно эти страны будут определять спортивную моду. К моменту подписания номера в печать Россия завоевала 16 золотых медалей и в ближайшие дни нарастит свой «золотой» багаж, поскольку впереди соревнования по видам спорта, в которых традиционно сильны российские спортсмены. Но даже если нашей сборной удастся собрать за последние три дня семь-восемь золотых медалей, Россия все равно окажется в лучшем случае на третьем месте. Налицо отступление от позиций, завоеванных на Олимпиаде в Сиднее (тогда российская команда привезла 30 золотых медалей). Панические крики ветеранов советского спорта, слившиеся с невнятным бормотанием чиновников от спорта, создают впечатление настоящего провала. Но так ли это?
Давайте успокоимся и проанализируем происшедшее с рациональной точки зрения: только такая логика применима к спортивной отрасли, в которой обращаются миллиарды долларов. Олимпиада давно уже превратилась в относительно безвредную площадку соревнования государств, общественных и социальных систем. Эмоциональная реакция на место в неофициальном олимпийском зачете характерна не только для россиян, привыкших со времен СССР к мускульной демонстрации «преимуществ советского образа жизни». Сотни миллионов долларов спортивных инвестиций в США, сохранение государственных субсидий на развитие спортивных центров в западноевропейских странах свидетельствуют, что спорт был и остается мощным инструментом государственной пропаганды. Сегодня олимпиады имеют примерно такое же отношение к заветам Пьера де Кубертена, как либеральное общество к заветам утопистов.
В любом бизнесе для достижения успеха необходимы три составляющие. Во-первых, финансовые ресурсы. В отличие от предыдущих олимпиад на финансирование команды в этом году были брошены значительные средства. По словам руководителя Агентства по спорту и туризму Вячеслава Фетисова, государство потратило на подготовку спортсменов около $120 млн (для сравнения: на подготовку к Сиднейской олимпиаде-2000 было потрачено около $40 млн). Многие крупные компании вкладывают в спорт большие средства – под влиянием Кремля или по собственной инициативе. Так, владелец НЛМК Владимир Лисин является основным спонсором и руководителем Федерации стрелкового спорта; глава «Газпроминвестхолдинга» финансирует Федерацию фехтования; хозяйка «Интеко» Елена Батурина – Федерацию конного спорта; Внешторгбанк – Федерацию волейбола и т.д. Многие потребительские компании выступают спонсорами сборной, рассчитывая на продвижение своих брэндов: как, например, «Балтика» или Samsung.
Вторая составляющая – проекты. Они вроде бы тоже есть. В наследство от СССР России досталась сложившаяся система достижения результатов – приличные тренеры, отлаженная фармакология (а это одна из важнейших составляющих успеха в спорте), детско-юношеские центры, спортсмены, наконец. Но, несмотря на трехкратное увеличение финансирования, результаты только ухудшились.
Причины провала между тем лежат на поверхности. В российском спорте отсутствуют люди, способные эффективно вкладывать финансовые ресурсы, выбирать самые конкурентные из проектов и в случае необходимости их придумывать, ликвидировать или модернизировать. То есть нет главной, третьей составляющей бизнеса – менеджеров. Проблема, характерная для всей российской экономики, в спорте ощущается особенно остро. Десять лет рыночных реформ прошли мимо федераций, комитетов, спортивных ассоциаций. Российские гребцы жалуются на плохой инвентарь, а члены Олимпийского комитета с шиком проводят время на теплоходе, в компании светских звезд – Лещенко, Парфенова, Янковского и др. Компания Bosco di Ciliegi за $3 млн (в оплату большей части суммы пошла фирменная одежда) получила фактически монополию на общение со спортсменами, в то время как глава ОКР Леонид Тягачев пропал с информационного горизонта при первых признаках надвигающегося провала (если, конечно, не считать его «писем счастья», с непонятной целью публиковавшихся в газете «Коммерсантъ»). Приятно, конечно, что афинская публика бросилась защищать блестящего российского гимнаста Алексея Немова от судейского произвола, но не совсем понятно, где в это время находились российские функционеры. Чиновники, привыкшие к кормушкам, продолжают паразитировать на советском наследии, используя халявные госресурсы. С такими кадрами закономерными выглядят сказки о грядущем «золотом дожде», которые рассказывали руководители спорта накануне Олимпиады.
Впрочем, итог всей этой истории тоже вполне тривиальный. Сколько бы ни длилась спортивная карьера Попова, Саутина, Москаленко, Екимова и других великих спортсменов, рано или поздно она завершается. А когда такое происходит, обычно выясняется, что за спинами стареющих мастеров почти никого нет. Разбитое корыто, порванная сеть. Улетевшие $120 млн да рассказы про честь российского флага.