Глобус образования
Следуя за потребностями своих потенциальных клиентов, бизнес-школы все активнее предлагают учебные программы, включающие международную составляющую. По словам вице-ректора Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" Елены Зубковой, это может быть как обучение по взаимосогласованным программам с включенными модулями в разных странах и получением соответствующих кредитов и сертификатов, так и частично включенное обучение: один-два семестра в вузах-партнерах за рубежом с перезачетом пройденных модулей в "собственном" вузе (обычно такой формат реализуется в рамках программ обмена студентами). Нередка также ситуация, когда отдельные модули или их части читают зарубежные преподаватели. "Возможно также наложение двух программ с параллельным изучением ряда предметов и защитой двух дипломных работ (диссертаций MBA) в российской и западной школе бизнеса (например, такова программа MBA МИРБИС с британской школой бизнеса London Metropolitan) или включение в качестве обязательного учебного модуля краткосрочной стажировки студентов на базе партнера, подразумевающей лекции, семинары и визиты в компании", - добавляет Елена Зубкова.
"Действительно, в России появляется все больше университетов, заключающих партнерские соглашения с западными бизнес-школами и выдающих два диплома об окончании той или иной программы, - говорит Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России. - Количество таких программ растет. О популярности говорить сложнее - это зависит от того, какую целевую аудиторию мы рассматриваем. Если это управленцы высшего и среднего звена крупных международных компаний и у них за плечами уже имеется существенный опыт руководства, они, скорее, будут искать программы, которые дадут им возможность получить представление о западных моделях управления, познакомиться с людьми своего круга, установить новые связи в деловых кругах. Для многих из них западный диплом откроет новые карьерные возможности. И они с большой долей вероятности выберут обучение в западной бизнес-школе. Однако у программ с двойным дипломом есть своя аудитория. И при грамотном продвижении и позиционировании она будет расти".
Кто о чем
"Мы живем в мире, в котором процессы глобализации играют все большую роль, и, если хочешь добиться успеха, необходимо учитывать это, поэтому именно международная программа - лучший вклад в свое будущее", - считает заместитель председателя правления АФ Банка (Республика Башкортостан) Айдар Ахтариев (выпускник Стокгольмской школы экономики).
Между тем многое зависит от карьерных устремлений и жизненных обстоятельств каждого конкретного человека. "Международное сотрудничество в области получения высшего образования целесообразно только при наличии перспективы длительного проживания и работы за рубежом, в то время как международная квалификация MBA весьма полезна, поскольку топ-менеджеру крайне необходим интернациональный подход к решению управленческих задач, системный взгляд на проблемы менеджмента с учетом международного опыта", - поясняет Владимир Туманов, директор программы MBA Открытого университета Великобритании в России (ведет обучение в партнерстве с Международным институтом менеджмента "ЛИНК").
Выбирая программу, не лишним будет обратить внимание и на то, кто именно является партнером российской бизнес-школы, так как нередко выбор партнера определяет основной лейтмотив предстоящего обучения. Так, например, Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ВШКУ РАНХиГС) на протяжении последних 18 лет сотрудничает с немецкой Академией экономики и управления AFW в городе Бад-Гарцбург, в которой была разработана знаменитая гарцбургская модель управления, в значительной степени способствовавшая выходу немецкой промышленности из кризиса в 50-60-е годы ХХ века. "Эта модель базируется на отказе от авторитарных форм управления и переходе на систему управления путем делегирования полномочий и ответственности, на особой системе мотивации персонала, на предоставлении сотрудникам свободы действий для креативной и успешной работы и развитии коммуникаций между руководством и персоналом", - рассказывает руководитель отдела международных проектов ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ Наталья Грачева.
Свое место
Выбирая ту или иную программу, большинство ориентируются в первую очередь на свои потребности и задачи, в решении которых может помочь новое образование. Однако не стоит забывать и о том, что каждый формат обучения имеет, условно говоря, свою нишу.
"Обмен студентами и преподавателями - это в первую очередь прерогатива первого высшего образования, - полагает ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС при Президенте РФ, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Сергей Мясоедов. - Это наиболее простая для осуществления форма сотрудничества. Именно с нее международное взаимодействие, как правило, и начинается. Затем идут совместные модули для программ уровня MBA и EMBA. И самое сложное - это сотрудничество по "двойному диплому", которое невозможно без согласования содержания программ и командной работы профессоров".
На сегодняшний день в ведущих университетах страны по схеме "двойного диплома" проводится около сотни различных программ бакалаврского и магистерского уровней. Стоит отметить, что бонусы от таких программ получают и студенты, и сами вузы.
"Чем больше знают, умеют и могут наши выпускники, чем шире их культурный, социальный и деловой кругозор, чем больше просто их жизненный опыт, который дает параллельное или включенное обучение в родном и зарубежном учебном заведении, тем лучше для самой школы, для ее студентов, для бизнеса, в который они выходят или из которого пришли, поскольку это обеспечивает их подготовку как международных менеджеров завтрашнего дня", - уверена Елена Зубкова.
"В ходе программы студенты учатся в двух государствах (обычно в России и Европе, реже - в США), что позволяет хорошо понять отличия в деловой культуре, а также приобрести друзей из разных стран мира, - поясняет Сергей Мясоедов, чей институт первым в РФ запустил программу "двойного диплома" еще в 1993 г. (совместная программа ИБДА и Роттердамского университета). - Студенты программ "двойного диплома" в совершенстве осваивают иностранный язык, включая знание профессиональной терминологии. Иначе они просто не смогут учиться за рубежом. В случае успешного завершения программы они получают российский диплом о высшем образовании и диплом о высшем образовании университета-партнера из Европы или США. Это обычно дает преимущества при трудоустройстве. И кроме всего, если отечественный вуз ведет программу "двойного диплома" с хорошим европейским и американским университетом, это всегда означает, что программы данного российского вуза существенно превосходят по качеству среднероссийский уровень. Иначе этим вузам не удалось бы пройти процедуру валидации программы, то есть добиться, чтобы зарубежный партнер признал качество российской программы таким же или лучшим, чем его собственная программа".
Не языком единым
Проходит ли обучение полностью в России или за рубежом, укладывается ли международная часть программы в неделю стажировки или занимает два года в вузе-партнере, ведут ли занятия российские или иностранные преподаватели, состоит ли группа исключительно из российских студентов или ее состав интернационален, в любом случае, если вы учитесь на международной программе, обучение частично или полностью будет проходить на английском языке.
Очевидность этого факта нередко приводит к тому, что знание английского языка считают чуть ли не основным условием поступления на международную программу обучения. Однако это не так.
"Английский язык - хорошо, но не главное - мы ему научим, - заверяет Елена Зубкова. - Необходимы такие качества личности, как выносливость и трудоспособность, эмоциональная устойчивость, упорство в достижении цели, мотивация, академический опыт (попросту говоря, умение и желание учиться)".
С ней согласен и Сергей Мясоедов: "Человеку должно быть присуще стремление учиться. Не просто запоминать и зазубривать то, что написано в пособии, а желание самому искать возможность узнать что-то новое. Многие зарубежные вузовские программы построены не так, как у нас. Вас никто не заставляет учиться. И никто не контролирует, ходите вы в класс или нет. Вам просто ставят плохую оценку. И вы идете на ПЛАТНУЮ пересдачу. И можете учиться и платить за пересдачу сколь угодно долго. Это не наша патерналистская система, основанная на социалистической привычке ничего не делать, но получать блага".
По мнению Владимира Туманова, наиболее успешными студентами международных программ становятся сотрудники транснациональных корпораций и западных представительств различных компаний в России. "Им наиболее понятен международный контекст образовательной программы, близки терминология и психологические аспекты международной деятельности", - уверен он.
Выпускники международных программ в один голос уверяют: для успешной интеграции отечественного бизнеса в мировую экономику необходимо говорить с иностранными партнерами на одном языке, понимать их, а для этого требуется знание глобального опыта и лучших проверенных практик. В этом плане международные программы являются отличным помощником, поскольку позволяют прикоснуться к "первоисточнику".
Наталья Грачева, руководитель отдела международных проектов ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ:
"Наше долгосрочное плодотворное сотрудничество с международными партнерами, основанное на обмене знаниями и опытом, помогает нам предлагать уникальные программы бизнес-образования для российских слушателей. Это сотрудничество делает образовательные программы отличными от других, предлагаемых на рынке образовательных услуг, открывает перед слушателями возможности знакомства с международным опытом и получения международных дипломов".
Владимир Туманов, директор программы МВА Открытого университета Великобритании в России:
"Как правило, для бизнес-школы основной плюс различных форм международного сотрудничества - это привлекательность для потребителей, возможность получить международный документ и современное бизнес-образование.
Также для бизнес-школ положительный момент заключается в возможности участия в создании современных программ, во вхождении в различные международные бизнес-сообщества, в получении международных аккредитаций".
Сергей Мясоедов, ректор ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, президент РАБО:
"Выйти на уровень сотрудничества бакалаврских программ проще, чем магистерских, что, в свою очередь, легче достижения договоренностей о партнерстве для программ MBA. Чем выше та позиция, которую занимают ваши студенты, тем более они требовательны к международным программам и тем более серьезные международные партнеры у вас должны быть для того, чтобы обеспечить нужное качество этих программ. Чем серьезнее наши потенциальные международные партнеры, тем больше времени занимают переговоры и тем осторожнее и медленнее они движутся к подписанию договора о стратегическом сотрудничестве с вами".
Алина Иванова, студентка программы "двойного диплома" ВШКУ РАНХиГС - ESCEM (Франция):
"Обучение за границей - это потрясающий, колоссальный и ни с чем не сравнимый опыт! Это не просто бесценный вклад в ваше будущее, но и незабываемое приключение, которое в корне отличается от всего того, что случалось с вами до этого!
У вас будет колоссальный опыт работы с людьми, особенно людьми из других стран и культур, потому что 50% обучения в школе - это самообразование в группе: работа над кейсами и домашними заданиями.
Вы сможете проявить себя в командной работе, причем будут проекты как на одно занятие, так и на весь курс обучения.
Этот опыт уникален и очень поможет вам в решении как повседневных, так и бизнес-задач в будущем. Уж здесь-то вы поймете, что такое cultural misunderstandings".