Гнев на пользу
Московская мэрия на прошлой неделе подвела промежуточные итоги борьбы за качество сотовой связи. Управление транспорта и связи столичного правительства опубликовало карту «зон неустойчивой сотовой связи в Москве». Эта карта была составлена на основании претензий горожан, которые были переданы в мэрию за полтора месяца работы «горячей линии».
Методика выявления проблемных зон вызывает удивление. Управление не использовало технических средств для измерения качества связи, а предложило москвичам высказать свое мнение по этому вопросу. Полученные результаты, естественно, показывают не реальное состояние качества связи, а лишь ее восприятие отдельными, особо беспокойными гражданами.
По большому счету Управление транспорта и связи реальное состояние качества сотового сигнала мало волнует. Но управление не могло проигнорировать гневные выступления Юрия Лужкова, который обрушился с критикой на сотовых операторов за якобы плохую связь в городе. В конце марта мэр Москвы на заседании правительства заявил, что качество сотовой связи ниже приемлемого, и потребовал от операторов его улучшения.
Что именно послужило причиной недовольства градоначальника, доподлинно неизвестно. В своем выступлении он сослался на шквал жалоб, поступивших от москвичей, просьбы вмешаться в ситуацию и «заставить сотовые компании, получающие сверхприбыли, установить в столице дополнительные ретрансляторы».
Сразу после выступления Юрия Лужкова появились четыре версии, почему мэр вмешивается в сотовый бизнес. Первая версия предполагала, что градоначальник таким образом подыгрывает МТС в борьбе с «Би-Лайн». Вторая версия заключалась в том, что мэр пытается упредить возможное недовольство общественности в связи с ростом абонентской оплаты за стационарный телефон до 140 руб. и слишком медленное сокращение очереди на получение телефонных номеров. Сторонники третьей версии объясняли спонтанное выступление Юрия Лужкова неустойчивостью сигнала в зданиях мэрии: возможно, известный своей эмоциональностью мэр просто не смог дозвониться по мобильному телефону до одного из своих подчиненных. И наконец, большинство участников рынка утверждали, что этот демарш был очередным проявлением патерналистских амбиций Лужкова. Если раньше он выступал в защиту студентов и старушек против введения повременной оплаты за использование телефона, то теперь решил продемонстрировать, что заботится и о восьми миллионах столичных владельцев сотовых «трубок».
Операторы с пониманием отнеслись к выступлению мэра и корректно подыграли ему. Они в кратчайшие сроки заверили, что сделают все возможное, чтобы связь для москвичей была надежной. При этом компании не бросились пересматривать свои инвестиционные планы и вне этих планов ставить новые передатчики. По словам представителей компаний, никаких дополнительных расходов ни МТС, ни «Вымпелком» не понесли. Даже установка новой базовой станции в «высотке» мэрии на Новом Арбате, по утверждениям сотрудников «Вымпелкома», была будто бы запланированной. И у «Вымпелкома», и у МТС есть свои детализированные карты Москвы, показывающие уровень качества приема с точностью до дома, но их городские чиновники не использовали. Специальные машины-лаборатории ежедневно колесят по улицам столицы, замеряя качество сигнала. Компании ежемесячно вкладывают десятки тысяч долларов в установку новых базовых станций и улучшение телефонных соединений. Иначе в условиях жесткой конкуренции недовольные абоненты перейдут к другому оператору.
По данным городских властей, каждая вторая претензия предъявляется «Би-Лайн». Директор по связям с общественностью компании Михаил Умаров говорит, что это нормальная статистика, так как каждый второй московский абонент использует «Би-Лайн», число претензий пропорционально доле рынка. «Качество нашей связи находится на уровне мировых стандартов, но всегда найдутся места, когда дозвониться до абонента сложно, – утверждает Михаил Умаров. – Причиной может быть как рельеф местности или специфика городской застройки, так и перегрузки на передатчике во время скопления большого количество абонентов в одном месте».
Александр Вронец, первый вице-президент холдинга «Система Телеком», крупнейшего акционера МТС, утверждает, что критика мэра в равной степени была направлена против всех сотовых операторов. Он отрицает, что Юрий Лужков, критикуя «Би-Лайн», пытался создать преимущество МТС или отвести внимание от проблем МГТС. «Юрий Михайлович постоянно выступает с критикой МГТС, и к этому уже привыкли, – говорит Александр Вронец. – Критика сотовых операторов неожиданна только на первый взгляд. Поскольку в Москве число абонентов мобильной связи уже превысило число абонентов фиксированной, то такое внимание мэра вполне объяснимо».
Таким образом, Юрий Лужков в очередной раз выступил защитником интересов москвичей. Сотовые операторы тоже не остались в убытке. Они использовали выступление мэра как информационный повод для того, чтобы рассказать абонентам, как сильно они заботятся о качестве связи.