Год сандвича
Строго говоря, в России и франчайзинга-то нет как юридически оформленного феномена: законодательство оперирует понятием коммерческой концессии, да и то в одной-двух статьях. Понятно, что разница здесь далеко не только терминологическая. Между тем предметом франчайзингового договора в принципе может стать едва ли не любой вид бизнеса. К тому же на фоне всплеска безработицы как никогда актуальна возможность запустить собственное дело, и франшиза для этого - не самый плохой, если не самый подходящий вариант.
Недаром, по некоторым данным, в США новая франшиза возникает каждые восемь минут!
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
Историю франчайзинга можно проследить в глубь времен вплоть до английского Средневековья, когда королевская власть иногда предоставляла представителям знати - за плату - право сбора податей, проведения ярмарок, строительства и поддержания в порядке дорог. Знающие люди утверждают, что до сих пор в Великобритании можно найти действующие давние франшизы, дающие их владельцам право на содержание рынков, переправ и мостов. В 40-х годах XIX века английские пивовары придумали систему повышения продаж при помощи так называемых связанных домов, а примерно десятью годами позже в США идею франчайзинга подстроила под себя компания Singer, ставшая за плату передавать другим фирмам на определенной территории права на продажу и обслуживание своих швейных машин. Дальше в дело вступили General Motors, Coca-Cola, Pepsi и 7Up, экономившие таким образом на расходах на транспортировку и бутилирование своей продукции. После Великой депрессии возможности франчайзинга привлекли нефтяные компании, которые стали отдавать во франшизу бензоколонки. А в 1960 - 1970 гг. в Америке и вовсе можно было говорить о франшизном буме. Тогда же, впрочем, случилось и невероятное количество громких скандалов вокруг, например, дутых франшиз. Многие инвесторы были обмануты в лучших своих ожиданиях, но в итоге законодательство перекрыло большинство возможностей для недобросовестных игроков, и в сегменте был наведен порядок. Ныне США вполне можно считать флагманом франчайзинга: по некоторым оценкам, в разные годы франшизные преприятия составляли там от 40% до 70% экономики.КРИЗИСОУСТОЙЧИВЫЕ
Прошедший год по вполне понятным причинам стал испытанием для сегмента франчайзинга, как и для всякого бизнеса. Предварительные подсчеты показывают, в частности, сокращение темпов роста. Так, если брать 500 крупнейших франшиз в США, то в 2008 году количество их предприятий увеличилось на 4,7%, по подсчетам специализированного калифорнийского издания Entrepreneur, а в 2009-м прирост составил 2,9%. Но ведь практически весь остальной бизнес ушел в минус.Показательна ситуация, сложившаяся, например, вокруг немецких франшиз McDonald's. По информации Spiegel, германские регуляторы получили жалобу со стороны немецких партнеров, утверждавших, что McDonald's всеми средствами, включая полузаконные и даже незаконные, стремится вынудить их выйти из партнерства, чтобы таким образом обеспечить сокращение числа предприятий на перенасыщенном рынке. Франчайзор обвинения, впрочем, безусловно отвергает, так что, видимо, разбирательство предстоит долгое и сложное.
Итоги 2009 года говорят о том, что именно франшизы фастфуда оказались в сложившихся условиях самыми удачливыми. И это притом, что рестораны среднего и премиумного ценового сегмента испытывают колоссальные трудности, иногда они вынуждены даже распродавать сокровища своих винных погребов, чтобы компенсировать тотальное уменьшение потока посетителей и среднего счета. Например, в тех же США в десятку самых быстро растущих франшиз входят сразу три сети быстрого питания - Subway, McDonald's и Dunkin' Donuts. Сравнительное благополучие таких франшиз вполне объяснимо: вынужденные экономить потребители сократили расходы на еду вне дома.
Отчасти в русле магистральной тенденции - ко всеобщей экономии на всем - лежит и сравнительно стабильное положение развивающихся по схеме франшизы convenience stores - магазинчиков шаговой доступности, торгующих товарами первой необходимости, вроде всем известного 7-Eleven. Дополнительным бонусом для этого типа франшиз стало связанное со спадом падение тарифов на аренду помещений и цен на недвижимость в целом.
Кризисоустойчивыми показали себя также франшизы, занимающиеся коммерческим клинингом. Во-первых, что важно во время рецессии, чтобы начать этот бизнес, нужен не такой уж значительный стартовый капитал: по некоторым расчетам, не более $25 000. А во-вторых, как бы бизнес ни сокращал издержки, грязью зарастать никто не будет. В то же время мало какие организации готовы взять грязное дело наведения чистоты на себя - проще, лучше, а бывает, и дешевле нанять профессионалов.
СТАР И МЛАД, ХВОСТЫ И ЛАПЫ
Вообще, стабильными, успешными и привлекательными показали себя франшизы, обслуживающие обязательные, базовые нужды потребителей.Например, поскольку четверть населения США - это люди в возрасте до 20 лет, в стране немало франшиз, нацеленных на всевозможные услуги для детей и подростков. В кризис ощутимо меньше оказались востребованы продукты и сервис класса люкс, то есть, так сказать, необязательного ассортимента, так что предоставляющие их франшизы столкнулись с трудностями. Напротив, бизнесы, предлагающие присмотр за маленькими детьми, а также репетиторство для подростков и в целом образовательные продукты, продолжают чувствовать себя очень уверенно: в условиях рецессии тем, кому посчастливилось сохранить работу, стало сложнее, например, отпрашиваться с нее, чтобы пойти с ребенком к врачу, или отказываться от сверхурочных. А хорошее образование практически все в США считают весомым конкурентным преимуществом на рынке труда.
Еще одна группа обязательных потребностей - уход за пожилыми. Подчеркнем, что речь идет не о медицинских услугах, а о повседневных заботах, которые работающие дети и внуки все чаще перекладывают на специальные сервисы. Очевидно, что расходы на это подвергнутся секвестированию лишь в самую последнюю очередь.
Те же факторы определяют положение франшиз в сегменте товаров и услуг для владельцев домашних животных. Надо сказать, что в год пика кризиса американцы выложили на нужды своих питомцев внушительные $4,5 млрд, так что, похоже, это один из немногих сегментов, на которых общий спад если и отразился, то некритическим образом.
Таблица 1 TOP-10 ФРАНШИЗ США
КОМПАНИЯ | СФЕРА | КОЛ-ВO ТОЧЕК В США | КОЛ-ВO ТОЧЕК В МИРЕ |
SUBWAY | Фаст-фуд | 22 000 | 32 000 |
MCDONALD'S | Фаст-фуд | 14 000 | 32 000 |
7-ELEVEN | Convenience shop | 6300 | 35 000 |
HAMPTON INN | Отели | 1750 | нет |
SUPERCUTS | Недорогие парикмахерские | 2100 | нет |
H&R BLOCK | Помощь в оформлении налоговых возвратов | 13 000 | нет |
DUNKIN' DONUTS | Фаст-фуд | 6400 | 8800 |
JANI-KING | Клининг | 11 000 | 12 000 |
SERVPRO | Очистка воды | 1500 | нет |
AMPM MIMI MARKET | Мини-маркет (в основном, при АЗС) | 1100 | 3000 |
ИСТОЧНИК: ENTREPRENEUR |
Еще по теме





