Top.Mail.Ru
архив

Год сандвича

Франчайзинг показал, что, когда все вокруг зашаталось, он способен помочь экономике удержать равновесие. Увы, пока это относится к ненашей действительности.

Строго говоря, в России и франчайзинга-то нет как юридически оформленного феномена: законодательство оперирует понятием коммерческой концессии, да и то в одной-двух статьях. Понятно, что разница здесь далеко не только терминологическая. Между тем предметом франчайзингового договора в принципе может стать едва ли не любой вид бизнеса. К тому же на фоне всплеска безработицы как никогда актуальна возможность запустить собственное дело, и франшиза для этого - не самый плохой, если не самый подходящий вариант.
   Недаром, по некоторым данным, в США новая франшиза возникает каждые восемь минут!
   

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

   Историю франчайзинга можно проследить в глубь времен вплоть до английского Средневековья, когда королевская власть иногда предоставляла представителям знати - за плату - право сбора податей, проведения ярмарок, строительства и поддержания в порядке дорог. Знающие люди утверждают, что до сих пор в Великобритании можно найти действующие давние франшизы, дающие их владельцам право на содержание рынков, переправ и мостов. В 40-х годах XIX века английские пивовары придумали систему повышения продаж при помощи так называемых связанных домов, а примерно десятью годами позже в США идею франчайзинга подстроила под себя компания Singer, ставшая за плату передавать другим фирмам на определенной территории права на продажу и обслуживание своих швейных машин. Дальше в дело вступили General Motors, Coca-Cola, Pepsi и 7Up, экономившие таким образом на расходах на транспортировку и бутилирование своей продукции. После Великой депрессии возможности франчайзинга привлекли нефтяные компании, которые стали отдавать во франшизу бензоколонки. А в 1960 - 1970 гг. в Америке и вовсе можно было говорить о франшизном буме. Тогда же, впрочем, случилось и невероятное количество громких скандалов вокруг, например, дутых франшиз. Многие инвесторы были обмануты в лучших своих ожиданиях, но в итоге законодательство перекрыло большинство возможностей для недобросовестных игроков, и в сегменте был наведен порядок. Ныне США вполне можно считать флагманом франчайзинга: по некоторым оценкам, в разные годы франшизные преприятия составляли там от 40% до 70% экономики.
   

КРИЗИСОУСТОЙЧИВЫЕ

   Прошедший год по вполне понятным причинам стал испытанием для сегмента франчайзинга, как и для всякого бизнеса. Предварительные подсчеты показывают, в частности, сокращение темпов роста. Так, если брать 500 крупнейших франшиз в США, то в 2008 году количество их предприятий увеличилось на 4,7%, по подсчетам специализированного калифорнийского издания Entrepreneur, а в 2009-м прирост составил 2,9%. Но ведь практически весь остальной бизнес ушел в минус.
   Показательна ситуация, сложившаяся, например, вокруг немецких франшиз McDonald's. По информации Spiegel, германские регуляторы получили жалобу со стороны немецких партнеров, утверждавших, что McDonald's всеми средствами, включая полузаконные и даже незаконные, стремится вынудить их выйти из партнерства, чтобы таким образом обеспечить сокращение числа предприятий на перенасыщенном рынке. Франчайзор обвинения, впрочем, безусловно отвергает, так что, видимо, разбирательство предстоит долгое и сложное.
   Итоги 2009 года говорят о том, что именно франшизы фастфуда оказались в сложившихся условиях самыми удачливыми. И это притом, что рестораны среднего и премиумного ценового сегмента испытывают колоссальные трудности, иногда они вынуждены даже распродавать сокровища своих винных погребов, чтобы компенсировать тотальное уменьшение потока посетителей и среднего счета. Например, в тех же США в десятку самых быстро растущих франшиз входят сразу три сети быстрого питания - Subway, McDonald's и Dunkin' Donuts. Сравнительное благополучие таких франшиз вполне объяснимо: вынужденные экономить потребители сократили расходы на еду вне дома.
   Отчасти в русле магистральной тенденции - ко всеобщей экономии на всем - лежит и сравнительно стабильное положение развивающихся по схеме франшизы convenience stores - магазинчиков шаговой доступности, торгующих товарами первой необходимости, вроде всем известного 7-Eleven. Дополнительным бонусом для этого типа франшиз стало связанное со спадом падение тарифов на аренду помещений и цен на недвижимость в целом.
   Кризисоустойчивыми показали себя также франшизы, занимающиеся коммерческим клинингом. Во-первых, что важно во время рецессии, чтобы начать этот бизнес, нужен не такой уж значительный стартовый капитал: по некоторым расчетам, не более $25 000. А во-вторых, как бы бизнес ни сокращал издержки, грязью зарастать никто не будет. В то же время мало какие организации готовы взять грязное дело наведения чистоты на себя - проще, лучше, а бывает, и дешевле нанять профессионалов.
   

СТАР И МЛАД, ХВОСТЫ И ЛАПЫ

   Вообще, стабильными, успешными и привлекательными показали себя франшизы, обслуживающие обязательные, базовые нужды потребителей.
   Например, поскольку четверть населения США - это люди в возрасте до 20 лет, в стране немало франшиз, нацеленных на всевозможные услуги для детей и подростков. В кризис ощутимо меньше оказались востребованы продукты и сервис класса люкс, то есть, так сказать, необязательного ассортимента, так что предоставляющие их франшизы столкнулись с трудностями. Напротив, бизнесы, предлагающие присмотр за маленькими детьми, а также репетиторство для подростков и в целом образовательные продукты, продолжают чувствовать себя очень уверенно: в условиях рецессии тем, кому посчастливилось сохранить работу, стало сложнее, например, отпрашиваться с нее, чтобы пойти с ребенком к врачу, или отказываться от сверхурочных. А хорошее образование практически все в США считают весомым конкурентным преимуществом на рынке труда.
   Еще одна группа обязательных потребностей - уход за пожилыми. Подчеркнем, что речь идет не о медицинских услугах, а о повседневных заботах, которые работающие дети и внуки все чаще перекладывают на специальные сервисы. Очевидно, что расходы на это подвергнутся секвестированию лишь в самую последнюю очередь.
   Те же факторы определяют положение франшиз в сегменте товаров и услуг для владельцев домашних животных. Надо сказать, что в год пика кризиса американцы выложили на нужды своих питомцев внушительные $4,5 млрд, так что, похоже, это один из немногих сегментов, на которых общий спад если и отразился, то некритическим образом.
   

 

Таблица 1 TOP-10 ФРАНШИЗ США


КОМПАНИЯСФЕРА КОЛ-ВO ТОЧЕК В СШАКОЛ-ВO ТОЧЕК В МИРЕ
SUBWAYФаст-фуд22 00032 000
MCDONALD'SФаст-фуд14 000 32 000
7-ELEVENConvenience shop6300 35 000
HAMPTON INNОтели 1750нет
SUPERCUTSНедорогие парикмахерские2100нет
H&R BLOCKПомощь в оформлении налоговых возвратов13 000нет
DUNKIN' DONUTSФаст-фуд64008800
JANI-KING Клининг11 00012 000
SERVPRO Очистка воды1500нет
AMPM MIMI MARKETМини-маркет (в основном, при АЗС)11003000
ИСТОЧНИК: ENTREPRENEUR


Еще по теме