Gol в ворота правительства

01.09.200300:00

Концерн Volkswagen высказал свой аргумент в давнем мировоззренческом споре о месте России в современном мире. Представив на автосалоне в Москве модель Gol, успешно продающуюся в течение последних двадцати лет в Бразилии, немцы невольно согласились с некоторыми отечественными политологами и экономистами, считающими Бразилию моделью ближайшего российского будущего.

Gol, конечно, не чудо техники (а кто говорит, что развивающимся рынкам нужны чудеса техники?). Машинка с 1-литровым двигателем мощностью 67 л.с., если честно, довольно убога и внешне живо напоминает уже снятую с производства Skoda Felicia (так сказать, «сводную сестру» Gol по концерну VW, прижитую чехами еще при социализме). Объясняя причины, которые заставили немцев искать столь экзотического поставщика модели для России, руководитель марки VW ООО «Фольксваген Груп Рус» Владимир Качалов сказал: «Для нас очень важно узнать, насколько положительно будет встречена данная модель российскими клиентами. По нашему мнению, Gol предназначен для той категории людей, которые покупают автомобиль первый раз в жизни. Немаловажно иметь машину, которая позволила бы получить первоначальный опыт владения маркой VW по цене ниже $10 000. Мы рассчитываем, что благодаря Gol к нашей марке перейдут покупатели Renault Symbol и Daewoo Nexia». А член правления компании «Автомир» Сергей Алексейчук рассказал «Ко», что Gol появился в России с его легкой руки. По его словам, после недавнего путешествия в Бразилию он – скорее в шутку – посоветовал руководителю «Фольксваген Груп Рус» попробовать продавать у нас именно эту чрезвычайно популярную на родине ламбады машину. Но немцы восприняли шутку буквально, и через пару месяцев Gol был включен в экспозицию VW Московского автосалона.

Возможное появление у российских дилеров «фолькса» родом из солнечной Бразилии осталось бы фактом хотя и занимательным, но не судьбоносным, если бы не одно «но». Концерн VW является давним партнером российского правительства по переговорам относительно строительства на территории России автопроизводства. Переговоры тянутся уже не один год, в разговорах заводу определяли место то в Орле, то в подмосковном Ступине, а немцы все выжидают, выторговывая для себя наиболее комфортные условия. Во всяком случае, именно им пресса приписывает лоббистские усилия по введению повышенных в июле этого года ставок ввозных пошлин на 3 – 7-летние иномарки. Закрадывается нехорошее подозрение: если пошлины были подняты ради сборки Gol, то о чем мы говорим? О стремлении обеспечить отечественного потребителя современной автомашиной? Нет, ибо Focus, выпускаемый компанией Ford во Всеволожске, современнее Gol раз этак в десять. О заботе об отечественном автопроизводителе, будь он неладен? Тоже нет, ибо продукция нещадно ругаемого всеми ВАЗа уже находится или в ближайшее время будет находиться в той же ценовой нише «до $10 000».

Официально представители VW, подтверждая факт продолжения переговоров с правительством, не отвечают на вопрос о том, какая модель планируется для сборки в России. Но позвольте, выводить на рынок дешевую модель, чтобы потом возить ее через полмира, из Бразилии в Россию? И все для того, чтобы увеличить сбыт на 2000 – 3000 автомобилей в год (в Китае, кстати, сборка Gol в количестве 30 000 штук в год начнется в декабре этого года)? Верится с большим трудом, а между тем факт остается фактом: 80% российского авторынка приходится на машины стоимостью до $10 000. В нынешнем арсенале европейцев таких дешевых моделей просто нет, и поэтому «народный автомобиль», продаваемый под западным брэндом в Китае (Индии, России etc), имеет латиноамериканское происхождение.

Впрочем, виноват. Необязательно латиноамериканское. В те же дни, когда VW демонстрировал Gol москвичам и гостям столицы, французская Renault сообщила о планах начать в 2005 году на заводе «Автофрамос» сборку нового автомобиля, известного под кодовым названием X90. Эта модель, изначально разработанная для завода Dacia в Румынии, имеет и другое название – «5 000 евро». Именно так – цифрой предельной стоимости машины для потребителя – формулировалось три года назад техническое задание конструкторам, которым предстояло создать автомобиль для слаборазвитых стран (в пресс-релизе Renault эта неприятная для нас констатация облечена в политкорректное: «автомобиль, предназначенный для продажи в странах, где сильны ожидания появления доступных автомобилей, отвечающих лучшим международным стандартам»). Возможно, X90 станет достойным конкурентом Gol. А слабым утешением потребителю должен послужить тот факт, что эти образчики современного автомобилестроения будут иметь с западноевропейской продукцией Renault и VW по крайней мере одну общую деталь – фирменный логотип.