Top.Mail.Ru
архив

Голодные и злые

У рабочего движения США не так уж мало общего (как может показаться на первый взгляд) с нашим профсоюзным движением. Как заокеанские, так и российские СМИ, например, последние лет 15 читают по профсоюзам отходную молитву, но никак не могут перейти к заупокойной.

 

Современные американские профсоюзы, подобно российским, представляют собой разрозненные осколки рухнувшей национальной монополии, могущество которой строилось на общности ее интересов с интересами партии власти. Американская федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов (АФТ/КПП) в свое время служили «приводным ремнем» между трудящимися и демократической партией США. Теперь же одни профсоюзные организации добывают себе хлеб насущный, визируя от имени трудового коллектива любые решения руководства, другие – ищут скандальной славы, устраивая популистские митинги, которые заканчиваются погромом витрин. На сегодняшний день тред-юнионы представляют лишь 9% работников частного сектора США и около 38% работников муниципальных и государственных предприятий. Это самый низкий показатель за всю историю американских профсоюзов.

 

Одним ударом

Единство и мощь американских профсоюзов были подорваны в начале 80-х годов прошлого века, когда президентом был избран республиканец Рональд Рейган. Уже в ходе своей предвыборной кампании Рейган гарантировал скорое и радикальное решение конфликта на рынке труда, причем в контексте его экономической программы читалось, что решена она будет в пользу работодателей. Заняв Белый дом, он действительно начал закручивать гайки: министерство труда перешло под контроль работодателей, сократилось государственное финансирование социальных программ и пенсионных фондов. Подзаконные акты министерства труда свели на нет значительную часть законодательных прав и свобод наемных работников. Среди прочих известный закон Тафта – Хартли от 1947 года о запрете локаутов (т.е. увольнений бастующих работников).

Ожидая резкой негативной реакции на эти меры со стороны работников, Рейган организовал «публичную порку» профсоюза авиадиспетчеров РАТСО – одного из тех, что поддержали его на выборах вопреки решению АФТ/КПП. Диспетчеры к тому времени бастовали уже девять месяцев, требуя от своего работодателя – федерального авиационного агентства (FAA) сокращения продолжительности рабочего дня и увеличения заработной платы на $10 000 в год. В августе 1981 года президент потребовал прекратить забастовку, а после того как 13 000 членов профсоюза отказались подчиниться, разрешил FAA начать массовые увольнения. Руководители РАТСО оказались на скамье подсудимых, FAA, авиакомпании и ведомство федерального имущества подали против РАТСО иски на общую сумму более $35 млн. Все они были удовлетворены, после чего профсоюз признал себя банкротом. Быстрая и жестокая расправа над профсоюзом была одобрена общественным мнением США, а объединение АФТ/КПП отказалось поддерживать PATCO.

Споры вокруг ситуации с профсоюзом авиадиспетчеров обострили все противоречия внутри АФТ/КПП и привели к расколу организации. Была сорвана массовая акция протеста «День солидарности», в ходе которой миллионы юнионизированных рабочих должны были выразить свое недовольство политикой президента. Многие отраслевые профсоюзы заявили о выходе из АФТ/КПП и вскоре согласились на переговоры с работодателями по поводу сокращения фондов заработной платы, реструктуризации кадров и других уступок.

Атака Рейгана на авиадиспетчеров достигла еще и нескольких косвенных целей: был расчищен путь для внедрения компьютерных систем автоматизации производства, а – что не менее важно – среди сотрудников молодых компьютерных компаний, опекаемых Рейганом, сама мысль о создании своего отраслевого профсоюза стала казаться бредом. Владельцы фирм, строивших новую экономику Америки, были избавлены от «профсоюзного зла», благодаря чему они в любой момент могли снижать свои издержки за счет фондов заработной платы.

 

Профсоюзная оттепель

Несмотря на то что с тех пор профсоюзы с каждым годом продолжали уступать свои позиции на рынке труда, в 2002 году в Штатах неожиданно для всех был отмечен двукратный рост забастовочной активности. По данным американского бюро трудовой статистики (BLS), за последний год количество забастовок увеличилось с 16 до 27, а число их участников – с 40 000 до 94 000. Особое беспокойство работодателей вызвал тот факт, что представители федеральной власти, выступавшие в роли примирителей, неизменно принимали сторону профсоюзов вне зависимости от их правоты и законности их действий. Работодатели отмечают, что такая поддержка поощряет рабочие организации к применению все более жестких и все менее законных средств давления на оппонентов в трудовых спорах.

Активизация американских профсоюзов началась в середине прошлого года. Летом почтовая служба UPS подписала новый трудовой договор с профсоюзом водителей, который представляет интересы без малого двух третей из 370 000 работников компании. Переговоры затянулись почти на месяц, в течение которого UPS потеряла 4% рынка почтовых перевозок. Аргументы водителей не исчерпывались пустыми угрозами: машины «терялись» по пути к месту назначения, чаще ломались и застревали. Это привело к замедлению темпов доставки и оттоку клиентуры. По данным UPS, за время переговоров его постоянные клиенты передали конкурентам заказы на $113 млн.

Примерно в то же время обанкротилось одно из крупнейших американских агентств грузовых перевозок – Consolidated Freightways. Водители, защищая свои права, фактически уничтожили компанию, предоставлявшую им 15 000 рабочих мест. На рынке осталось последнее юнионизированное агентство Roadway Express, которое едва выдерживает конкуренцию с компаниями, куда профсоюзным работникам вход воспрещен. Президент Roadway Express Джеймс Стайли на встрече с представителями профсоюза водителей обрисовал свое положение: из 27 000 его сотрудников 20 000 состоят в профсоюзе, который диктует ему уровень оплаты труда и запрещает сокращать персонал. В результате 65% прибыли компании уходит на зарплату и социальные выплаты, у его конкурентов из CNF эта доля составляет 53%.

 

Прецедент от президента

Вскоре после этого начался трудовой спор между докерами западного побережья США и Тихоокеанской ассоциацией морской торговли. Соглашения между ними так и не было достигнуто, и в начале октября 2002 года 10 000 докеров не вышли на работу.

Поскольку профсоюз не счел нужным соблюдать формальные процедуры объявления забастовки и не предупредил о ее начале работодателя, ассоциация уволила докеров за прогулы и объявила о новом наборе работников. Каким образом профсоюзу удалось не пустить в доки штрейкбрехеров, можно только догадываться, но в течение 10 дней торговля в западных штатах была парализована. Грузы общей стоимостью более $12 млрд зависли в портах, там же простаивали сотни неразгруженных кораблей, а ритейлеры встретили сезон отпусков с пустыми прилавками. Президент Джордж Буш лично выступил в роли примирителя сторон. Он призвал к возвращению трудового спора в рамки закона. А чтобы восстановить уволенных докеров на работе, порекомендовал использовать пункт закона Тафта – Хартли о запрете локаутов.

Об этой правовой норме стоит рассказать особо. Последний раз она применялась в 1978 году, то есть еще в дорейгановские времена, и неудивительно, что пережившие 20-летнюю опалу профсоюзы восприняли слова президента как призыв к возрождению. Остается лишь надеяться, что Буш знал что делал, когда выпускал профсоюзного джинна из бутылки.

 

Пятая колонна Детройта

Либеральные СМИ пишут о «конце профсоюзной зимы», а предприниматели высказывают резонные опасения по поводу несвоевременности забастовочного бума в период, когда национальная экономика стоит на грани кризиса. Бескомпромиссная позиция профсоюзов уже стала причиной банкротства в 2002 году ряда крупных американских компаний и грозит еще более серьезными проблемами в будущем. Эксперты инвестиционного банка Morgan Stanley в январе нынешнего года предостерегали клиентов – покупателей акций: «Заметив на предприятии любые признаки профсоюза, немедленно перейдите на другую сторону улицы».

Обозреватель Forbes Джери Флинт предсказывает в этом году тяжелейший кризис на автомобильных заводах большой детройтской тройки: Ford, General Motors и Chrysler (входит в DaimlerChrysler). В сентябре у них истекают сроки коллективных трудовых договоров с профсоюзом работников автомобильной промышленности (UAW), объединяющим почти 70% служащих этих компаний. Стратегия профсоюза сводится к тому, что он начинает переговоры с самой слабой корпорацией и заключенный с нею коллективный договор обязаны подписать два оставшихся предприятия.

Большая тройка в последние годы переживает не лучшие времена и поэтому остро нуждается в уступках со стороны профсоюза. Четыре года назад UAW добился от детройтских компаний обещания, закрепленного в коллективном договоре, не закрывать заводы и не увольнять сотрудников. На сегодняшний день этот пункт соглашения грозит компаниям огромными убытками из-за сокращения спроса на их продукцию.

Никто не сомневается, что профсоюз в этом году получит от работодателей все, что пожелает. Рабочие готовы к шестинедельной забастовке, а компании не смогут выдержать и двух недель. На какую бы из детройтских корпораций ни надавил профсоюз, это может закончиться ее крахом, поскольку ее конкуренты продолжают работать. К тому же на заводы Toyota, Nissan, Honda и BMW действие UAW не распространяется.

Еще по теме