Голубые фишки — это «бордо» и «бургундия»

10.06.202409:44

О том, как меняются алкогольные предпочтения россиян и как формируются винные коллекции, рассказала директор по стратегическому развитию B2C Simple Group Елена Царева. 

Департаменту по работе с частными и корпоративными клиентами компании Simple Group уже более 20 лет. Как за это время поменялись предпочтения взыскательной публики?

— Двадцать лет назад рынок был совсем юный: к премиальному алкоголю россияне только начинали присматриваться. Первые знания черпали во время деловых и туристических поездок за границу и, вернувшись домой, заказывали у нас уже известные бренды.

Сейчас клиент сервиса SimplePrivé даст фору многим продавцам алкогольных магазинов в части знаний про те или иные напитки. У аудитории есть насмотренность, есть желание постоянно получать новую информацию о широком спектре вин.

Еще одно существенное отличие — вино теперь выбирают, ориентируясь не только на повод и на ценник, но и на собственные предпочтения. Пришло понимание, что необязательно обосновывать свой выбор дороговизной напитка — гораздо важнее, чтобы выбранная позиция отвечала вашему вкусу, транслировала нужные эмоции и смыслы.

Все перечисленное мотивирует меняться и нас: 20 лет назад в нашем портфеле было совсем немного брендов, сейчас же в нем почти шесть тысяч наименований — от демократичных до культовых. Начинали расширение линейки с тихих вин, позже к ним добавились игристые и крепленые, а следом — минеральная вода. Также в нашем ассортименте появились профессиональное стекло и винные шкафы. Мы предлагаем клиентам не только товары, но и нашу экспертизу: консультируем по грамотному обустройству и обслуживанию винного погреба, помогаем в формировании винных коллекций… Это как нельзя лучше отражает эволюцию нашего клиента.

Фото: пресс-служба Simple Group
Как бы вы описали вашего премиального клиента? Похож ли он в своих предпочтениях, например, на винных энтузиастов из Америки или Китая?

— Наш клиент — преимущественно бизнесмен, человек, открытый миру, обладающий широким кругозором. В премиальном сегменте гендерное равноправие: одинаково хорошо разбираются в вине и мужчины, и женщины. Но что интересно, на дегустациях представительницы прекрасного пола зачастую быстрее и тоньше различают нюансы вина, им чаще удается верно определить сорт и выбрать понравившийся.

Если проводить сравнения по странам, то, например, в Китае рынок моложе и более специфический. Кроме того, в последнее полугодие в продажах вина наблюдается небольшой спад. Америка и Европа — более стабильные и зрелые рынки. А наш рынок продолжает расти, что отражается в статистике продаж.

С точки зрения эрудированности российский потребитель разбирается в вине не хуже, а местами даже на порядок лучше француза или итальянца. Он готов платить разумные деньги за то, что ему интересно.

Приобретают ли россияне вино или иной алкоголь с инвестиционными целями?

— Сегодня в России на инвестиционный алкоголь приходится всего 2–3 % продаж. Это объясняется тем, что в стране нет вторичного рынка для таких активов. Нужно учесть и то, что сейчас сильно снизились возможности для ввоза привлекательных лотов. Тем не менее активность на рынке есть.

Наибольшую доходность, по экспертным оценкам, приносят винные и вискарные портфели. Инвестиционную привлекательность формирует в первую очередь бренд. Во-вторых, потенциал жизни напитка. Для вина: минимум — 20 лет, а по-хорошему — до 60. По этим критериям своего рода голубые фишки — это бордо, бургундия, а также сотерны, которые живут 100–200 лет. К инвестиционным продуктам также относятся портвейн, некоторые сорта шампанских вин из категории «кюве престиж» и винтажный виски выдержкой 25–30 лет от известных домов.

Пополнить коллекцию хорошими экземплярами можно, участвуя в кампании En Primeur («ан-примёр»): критики и эксперты посещают знаменитые бордоские шато, чтобы попробовать винтажи из бочек и после рассказать аудитории, в какие вина стоит инвестировать на этапе выдержки. Обычно за время, которое проходит до розлива по бутылкам, такое вино ощутимо вырастает в цене. Именно поэтому кампанию еще называют «винными фьючерсами»: вы приобретаете вино от культовых замков Бордо по минимальной цене, пока оно не успело выйти на рынок и подорожать.

Посещая в этом году винодельни в Бордо, мы заметили, что они переходят в новую стилистику. Если раньше тренд был на мощный «дубовый» вкус — дань персональным предпочтениям легендарного критика Роберта Паркера, поклонника танинных вин, — то сегодня многие из виноделов осмеливаются экспериментировать. Они хотят показать характер лозы. Для этого разбивают участки на огромное количество парселей, где по-разному работают с виноградом.

На выходе получаются достаточно элегантные, шелковые или бархатные вина, которые легко пьются. Так что, когда вина оказываются у покупателя, а это происходит через два года после авансовой покупки, их можно сразу дегустировать.

Фото: пресс-служба Simple Group
Российское виноделие находится на этапе большого эксперимента. Как вы оцениваете его инвестпривлекательность?

— Мы очень оптимистично смотрим на перспективы российского виноделия, которое переживает прекрасную юность. На рынке появляются новые имена и бренды, в отрасль активно вкладываются деньги, а также жизненные силы и сердца. Как следствие — качество напитков растет с каждым годом. Появились действительно достойные образцы даже в сегменте игристого.

При этом российскому виноделию сейчас много чего не хватает: техники, посадочных материалов, бутылок, пробок, этикеток… Во все это можно инвестировать.

Готовы ли сами виноделы честно отвечать на вопросы аудитории?

— Да. Более того, виноделы и владельцы хозяйств обращаются к нам в поисках площадки для выступлений. В этом году для клиентов SimplePrivé мы провели серию онлайн-вебинаров. В них приняли участие громкие имена российского виноделия. Это Алексей Толстой, руководитель проекта «Галицкий и Галицкий» и владелец хозяйства «Усадьба Маркотх», создающий рельефные вина с характером. Это Александр Кислицын, основатель винодельни «Шумринка», уже обладающей множеством международных наград.

Спикером заключительного вебинара выступил Александр Сикорский, владелец Имения «Сикоры» — на счету прогрессивного хозяйства рекордные для России 25 оценок от Wine Advocate Роберта Паркера. Думаю, и эти люди, и их вина — настоящие открытия. Мы надеемся продолжить этот проект. Летом планируем провести большое мероприятие, чтобы познакомить публику с новыми звездами индустрии.