Top.Mail.Ru
архив

Гонка на выживание

16.06.201400:00

Согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в России в январе-апреле 2014 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 4%, или на 32 567 штук, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Автодилеры распродают бизнес?

автобизнес
Конечно, это не столь сильный обвал, как в период кризиса 2008-2009 гг. Тогда в январе продажи рухнули на 33%, в феврале - на 38%, в марте - на 47%, а в апреле - на 53%. Причем общее 70-процентное падение демонстрировали практически все без исключения марки, вне зависимости от их происхождения: Chevrolet, Ford, Nissan, Hyundai, Opel, Mazda, Mitsubishi, Subaru, Volvo, Chery, Great Wall и др. Сейчас ситуация заметно лучше, но все равно проседание курса рубля заставило понервничать как производителей, так и дилеров с покупателями. "В первые месяцы года девальвация рубля несильно влияла на рынок, так как продавались автомобили прошлого года, на которые действовали скидки и предложения. Результаты рынка апреля (-7,7% по сравнению с 2013 г.) показывают уже реальный отрицательный эффект на спрос", - подтверждает официальный представитель KIA Motors Rus. "В I квартале клиенты пребывали в ожидании роста цен, причем гораздо более высокого, чем произошел по факту, а дилеры обладали большими запасами автомобилей, приехавших еще в прошлом году и начале этого по старым ценам. Таким образом, для тех, кто с этими ожиданиями и стоками умело управлялся, месяцы были очень успешны, - соглашается директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании "Авилон автомобильная группа" Андрей Горшков. - В апреле-мае ситуация поменялась: автомобили стали дороже, рост курса остановился, и продажи ожидаемо замедлились. Те, кто думал о покупке заранее, уже определились, а для тех, кто так и не решился, причин покупать сейчас не прибавилось". Но некоторые эксперты полагают, что дилеры лукавят и многое недоговаривают. На самом деле ситуация куда плачевнее, а спад продаж более глубокий. "По моим субъективным оценкам, на текущий момент не менее половины дилеров пытаются продать свой бизнес или привлечь внешнего инвестора", - отмечает владелец одной крупной дилерской сети на условиях анонимности.


Спрос уперся в потолок

"Нужно иметь в виду, что статистика АЕБ не на 100% достоверна, в связи с тем, что часть дилеров и дистрибьюторов отражают отгруженные автомобили как проданные, что приводит к искажению отчетности. Реальная же ситуация хуже", - констатирует председатель совета директоров ГК "Модус" Алексей Лещенко. По различным оценкам, спад составил не 4%, о которых говорит АЕБ, а все 10% или даже более. Дело в том, что точную статистику привести сейчас сложно: дилеры маскируют бедственное положение с продажами, а многие все еще продолжают торговать остатками прошлого года. Но долго скрывать реальное положение вещей дилеры не смогут, хотя пока они затоварили склады и "нарисовали" для вендоров красивую статистику продаж. "Мы считаем, что российский рынок еще в прошлом году уперся в потолок платежеспособного спроса. С учетом отсутствия перспектив роста продаж за счет повышения благосостояния населения существенную роль начинает играть демографический фактор, - рассуждает Алексей Лещенко. - По статистике, в России только 14% покупателей приобретают автомобиль в первый раз. Не секрет, что это в основном молодая аудитория. И с учетом негативной рождаемости 1990-х количество "новых" клиентов в ближайшие несколько лет продолжит сокращаться". Иными словами, на нашем авторынке закончилась эпоха опережающего роста, и теперь его ждет не просто стагнация, а падение, способное в условиях не слишком хорошей финансовой ситуации превратиться в настоящий обвал. "В условиях кризиса выживут только сильнейшие автодилеры. Мелкие компании или объявят себя банкротами, или присоединятся к более крупным игрокам. Также в надежде расширить свою торговую сеть и получить дополнительную прибыль дилеры перебираются в регионы. Фокус продаж смещается на недорогой сегмент", - рисует не слишком радужную перспективу вице-президент ГК "Автоспеццентр" Владимир Моженков. При отсутствии глобальных потрясений в экономике падение авторынка не превысит 10-15% в годовом исчислении, полагают эксперты. Другое дело, что и этого достаточно для того, чтобы авторитейл накрыла волна банкротств и поглощений. "Проблема заключается в изначально несбалансированной "матрице" бизнеса автодилера по сравнению с Европой и США: значительно большие начальные инвестиции; значительно более высокие ставки по кредитам; перекошенная структура маржи, при которой до 70% составляют бонусы; неразвитость рынка продаж подержанных автомобилей через дилеров и т.д.", - перечисляет владелец крупной дилерской сети, пожелавший остаться неназванным.

Слияния и поглощения компаний - тенденция, наметившаяся на авторынке еще в 2013 г. Как правило, компании с большим оборотом поглощают мелких игроков, однако из-за сложной и нестабильной экономической ситуации в стране часть собственников стремится вовсе выйти из бизнеса. "В связи с этим можно предположить совершение сделок, в результате которых к крупным холдингам будут присоединяться мелкие или единичные игроки. Для единичных автосалонов, владельцы которых являются собственниками бизнеса в других отраслях, это наиболее выгодный вариант остаться на плаву. Мы со своей стороны рассматриваем возможности подобного укрупнения бизнеса", - признался первый вице-президент ГК "Автоспеццентр" Алексей Тузов.


Понты дороже денег

"Судя по статистике, сильнее всего снижаются продажи в среднем ценовом сегменте. Лидеры рынка "АвтоВАЗ" и Renault сократили продажи автомобилей на 16% и 9% соответственно. В то же время продажи машин премиум-класса достаточно стабильны. В апреле они даже подросли благодаря спросу на новые модели Mercedes (C-класс и GLA)", - поясняет старший аналитик ИГ "Норд-Капитал" Роман Ткачук. То есть падение курса рубля и проблемы в экономике сильнее всего ударили по среднему классу, в первую очередь и являющемуся потребителем автомобилей указанного ценового сегмента. "Да, сегментация рынка меняется. Доля бюджетных автомобилей снижается, во-первых, за счет затоваривания в этом сегменте: ведь большинство производителей взяло курс на выпуск машин экономкласса. В сегменте бюджетных автомобилей предложение уже давно превышает спрос. Производители пытаются привлечь внимание потребителей инновационным оснащением авто, которое раньше было доступно в основном в премиум-сегменте. Дилерам остается предпринимать различные маркетинговые ходы, направленные на удержание клиентской базы и сохранение маржинальности бизнеса", - добавляет Алексей Тузов. "В бюджетном сегменте конкуренция обостряется и будет обостряться за счет выхода новых игроков на рынок. Сам сегмент чувствует себя относительно неплохо (получше, чем средний, например), но надо помнить, что из-за низкой стоимости маржинальность ниже и сервисная составляющая тоже", - отмечает Алексей Лещенко. Поэтому дилеры, ориентированные на бюджетный сегмент, должны делать ставку на рост объема продаж, что в условиях спада рынка и экономических проблем в стране не представляется возможным.

Что касается автомобилей премиум-сегмента, то здесь вряд ли стоит ожидать значительного снижения продаж. Эти марки и в кризис пострадали меньше, так как потребители, их покупающие, не теряли работу и имели средства на приобретение автомобилей.

"Во-вторых, имеет место и особенность нашего национального менталитета, когда, что называется, понты дороже денег, и наши граждане, имея в наличии одни брюки, могут запросто потратить оставшиеся деньги на машину премиум-сегмента просто потому, что им это НАДО", - рассуждает ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов. В-третьих, этому способствовало восстановление системы банковского автокредитования после кризиса, появление многочисленных финансовых программ по приобретению машины от самих производителей. И наконец, это объясняется тем, что сам наш автомобильный рынок проделал весьма значительный путь с момента своего рождения и серьезно эволюционировал. Многие потребители последовательно поездили на авто разного класса и сейчас "дозрели" до того, что приобретают машины премиум-сегмента, так как считают, что только они могут обеспечить им требуемый уровень езды и комфорта. Понятно, что и корпоративные продажи тоже поддерживают данный сегмент: ведь и бизнесмены, и чиновники любят такие машины и охотно ездят на них.

Драйвером роста авторынка в скором времени может стать сегмент подержанных авто. Недаром подавляющее большинство автодилеров, ранее не делавших акцента на trade in, расширяют площадки, где представлены бэушные модели. "Рынок авто с пробегом, в отличие от первичного авторынка, имеет тенденцию к росту и, по нашим прогнозам, будет расти и дальше. Одной из причин увеличения продаж поддержанных ТС является тот факт, что у многих россиян нет финансовой возможности приобрести новый автомобиль, а потребность в транспортном средстве все равно остается", - поясняет Владимир Моженков.


Банкротство и рынок M&A

Но эксперты предупреждают, что не стоит ожидать мгновенной реакции авторынка на изменение курса рубля. Он обладает значительной инерцией на подобные события в экономике, и даже в случае кризиса продажи автомобилей снижаются не мгновенно, а лишь по прошествии нескольких месяцев. Также стоит принять во внимание, что ситуация на валютном рынке постоянно меняется, и рубль, пусть и частично, может отыграть свое падение. Не стоит забывать и о том, что у автопроизводителей имеются определенные резервы, и они могут использовать, дабы компенсировать потребителям изменение курсовой разницы. Ведь конкуренция велика, и все автопроизводители борются за свою долю на рынке, не желая уступать ее соперникам. Поэтому ожидать резкого схлопывания рынка, даже если курс доллара перевалит за отметку 40 руб., не стоит. Но и говорить о том, что рынок переживет это без потерь, тоже не приходится. "Что касается спада продаж, по нашим прогнозам, рынок просядет еще на 9-11%. Причины такого спада в следующем. Во-первых, геополитические события в Крыму создают нестабильность, экономика России находится в стагнации. Во-вторых, эмоциональный фактор. Также свою роль сыграл отказ правительства от возобновления программы льготного автокредитования", - говорит Владимир Моженков. Если прибавить сюда еще и негативный прогноз Алексея Лещенко о том, что "спрос уперся в потолок", уже наступившим летом нас может ожидать целая серия банкротств и поглощений мелких дилеров сетевыми игроками.

Рейтинг автодилеров по итогам 2013 года

Компания

Выручка в 2013 г., млрд руб.

Продажи новых авто в 2013 г., в шт.

Изменение выручки к 2012 г., в %

1. Рольф

104,00

80.163

27

2. Мэйджор

88,00

68.100

-7

3. Автомир

68,49

80.576

-4

4. Дженсер

60,80

58.038

0

5. ТрансТехСервис

52,73

58.362

19

6. Независимость

51,50

35.766

-10

7. Авилон

45,77

33.609

15

8. АвтоСпецЦентр

41,98

27.436

-10

9. Бизнес Кар

38,08

22.023

-4

10. Самара-Авто

35,60

33.150

-5

11. Inchcape

35,17

16.329

5

12. Фаворит Моторс

32,37

31.650

2

13. Ключавто

29,66

23.531

18

14. У Сервис+

25,82

25.847

16

15. Мега-Авто

25,70

22.577

-21

16. Агат

25,50

37.873

-4

17. Юг-Авто

20,89

26.185

24

18. АвтоГермес

20,61

29.700

-1

19. ТЦ Кунцево

19,00

14.130

-16

20. Великан

18,50

10.101

3

21. Мерседес-Бенц Рус

18,50

6.745

9

22. Луидор

16,91

19.672

-10

23. Панавто

16,47

4.805

12

24. АвтоКапитал

16,00

7.857

14

25. Модус

15,79

19.685

0

* По данным "Автобизнесревю"

Еще по теме