Top.Mail.Ru
архив

Гонка за бондами

Прошлый год стал рекордным по объемам размещения долговых обязательств российских компаний как внутри страны, так и за рубежом. На внешнем рынке наметились качественные изменения. Увеличилось число компаний второго эшелона, которые вышли на иностранные долговые рынки. Наиболее примечательное событие – первое в истории размещение долговых облигаций российской компании без помощи иностранных банков.

 

Премия за прописку

 

После кризиса 1998 года и до 2003 – 2004 годов практически все сделки по размещению – как акций, так и облигаций – характеризовались безумным ростом в первую же неделю после выхода бумаги на рынок. Как рассказал зампредправления, начальник инвестиционного департамента МДМ-банка Алексей Панферов, объяснялось это довольно просто: западные банки, которые являлись участниками размещений, убеждали российских эмитентов, что надо дать значительную премию рынку.

Уже в то время многие российские компании, предлагавшие свои долговые обязательства на иностранных рынках, соответствовали довольно высоким западным требованиям по корпоративному управлению, и риски вложения в их бонды были минимальны. Или, по крайней мере, значительно ниже той премии, которую они готовы были дать инвесторам за размещение своих бумаг. Западные банки, которые работали с бумагами российских компаний, предоставляли возможность своим классическим клиентам из числа иностранных инвесторов вкладывать деньги в хороший продукт с повышенным уровнем доходности. В результате многие российские компании переплачивали за привлечение, а западные инвесторы получали значительные прибыли.

Сегодня ситуация изменилась. «В настоящий момент нет необходимости давать большую премию за приобретение бумаг российских эмитентов, рынок стабильный, размещений происходит много, все инвесторы и эмитенты четко понимают, что они хотят от каждой конкретной сделки», – рассказывает Панферов. Поэтому ценообразование стало более «честным», отражающим баланс спроса и предложения. Общая тенденция сегодняшнего долгового рынка – повышение доверия инвесторов к России и компаниям-лидерам отечественного рынка, снижение корпоративных рисков. Теперь сами компании уделяют много времени тому, как они выглядят с точки зрения иностранного инвестора: отлаживают структуру корпоративного управления и приводят в порядок отчетность. Для того чтобы продать облигации максимально выгодно для эмитента, то есть с возможно низкой ставкой, необходимо четко объяснить: откуда возьмутся деньги на погашение этих облигаций. И многие российские компании, прежде чем выйти на западный рынок, стараются сделать свой бизнес максимально прозрачным.

«Мы считаем, что цена облигаций не должна быть смещена от сбалансированного значения ни в пользу эмитента, ни в пользу инвестора», – говорит Панферов. Ярким примером такого подхода является состоявшееся в конце прошлого года размещение евробондов «Нижнекамскнефтехима»: за прошедшие с размещения два месяца компания выросла вместе с рынком на 2,5 процентных пункта (п. п.) и торгуется сейчас по 102,5 п. п. «Эта цена не стала такой на следующий день, значит, мы не ошиблись в ценообразовании долга компании, и за привлеченные ресурсы она не переплатила. При этом инвесторы за два месяца заработали 2,5 п. п. – это тоже вполне нормально. Все довольны», – рассказывает зампредправления МДМ-банка.

 

В десятку

 

Агентство CBonds составило рейтинг инвестиционных банков, которые в прошлом году больше всех заработали на размещениях долговых обязательств российских компаний на зарубежных рынках. Традиционно первые места занимают крупные иностранные банки – Deutsche Bank, который в прошлом году разместил евробонды «Газпрома» почти на $2 млрд, далее идут известные банковские дома: голландский ABN Amro, швейцарский CSFB и другие. Сенсацией прошлого года стало вхождение в десятку крупнейших участников размещения российского инвестиционного банка – им стал МДМ-банк, занявший десятое место.

За последнее время роль российских банков в организации размещений, безусловно, возросла, считает начальник отдела долговых обязательств ИГ «КапиталЪ» Константин Святный. Это в первую очередь объясняется выходом на рынок большого количества средних компаний-заемщиков. Многие из них уже выпускали облигации ранее, но это были рублевые займы, эмиссия валютных облигаций для них является следующим шагом в диверсификации долгового портфеля. «Такие заемщики предпочитают пользоваться услугами российских банков потому, что они уже имеют опыт работы с ними по предыдущим проектам», – считает Святный.

«Долгосрочное сотрудничество должно быть одним из приоритетов работы российских инвестиционных банков с отечественными компаниями», –  полагает Панферов. Для инвесторов часто принципиальна возможность общения с людьми, которые находятся близко к эмитенту кредитного риска. «Если компания, которую мы изучаем, находится в России, то хочется получать экспертизу от людей, которые сидят рядом, а не находятся в Лондоне и пытаются что-то проанализировать, – говорит эксперт. – Мы рядом с компанией не только когда ей хорошо, но и когда ей плохо, когда необходимо бесплатно сделать большой объем работы».

Сравнивая отечественные и западные инвестиционные банки, российские специалисты утверждают, что они с точки зрения профессионализма ничем не хуже. «Банк – это бренд, но ведь бизнес делают люди. Возникает вопрос платы за бренд, российские структуры являются более гибкими в этом вопросе, более внимательно относятся к своим издержкам, нежели глобальный международный институт, мы значительно более конкурентоспособны по уровню комиссий», – говорит Панферов из МДМ-банка.

Однако все же рассчитывать на первые места в рейтинге российским инвестиционным банкам не приходится: крупные компании, такие как «Газпром», предпочитают иметь дело с иностранцами, поскольку при большом объеме размещения они могут требовать от них особых условий сотрудничества. «В первом эшелоне мы видим «Райффайзен», JP Morgan, Citibank и других. Во второй эшелон заходят HSBC, но, по большому счету, иностранцы просто пока не желают заниматься «бизнесом» по организации эмиссий для 2-го или 3-го эшелона», – говорит аналитик ИБ «Траст» Михаил Галкин. При этом количество размещений будет увеличиваться в основном за счет компаний второго эшелона, – считает Панферов. – Они уже стали качественными и прозрачными и позволяют рынку получить ту премию, на которую нельзя рассчитывать, приобретая бумаги компаний-лидеров. В последнем случае, по сути, приобретается суверенный риск: у них нет той самой маржи над государственными долговыми обязательствами».

 

Иностранцы, go home!

 

В конце прошлого года состоялось уникальное с точки зрения долгового рынка событие: размещение бондов российской компании прошло без привлечения иностранных инвестиционных банков. ОАО «Нижнекамскнефтехим» при поддержке МДМ-банка разместило дебютный выпуск еврооблигаций на сумму $200 млн. В результате были удовлетворены заявки от 36 институциональных инвесторов, а общий объем спроса превысил $250 млн – то есть более чем на 25% превзошел предложение.

«Я думаю, что мы отнимаем очень большой кусок бизнеса у западных банков. До последнего времени существовало поверье, что без них это сделать невозможно. Мы так и не поняли почему: что есть такого, что не может сделать российский банк, а может сделать западный?» – говорит Панферов из МДМ-банка. Хотя другие участники рынка полагают, что удачное размещение «Нижнекамскнефтехима» – это следствие благоприятной рыночной конъюнктуры и высоких кредитных качеств эмитента. «Спрос на эти облигации был значителен, и организатору не нужно было привлекать к размещению андеррайтеров, которые гарантировали бы удачное размещение займа», – говорит Святный из ИГ «КапиталЪ». Действительно, в МДМ-банке признают, что «Нижнекамскнефтехим» – это крупная, «качественная» российская компания с объемом продаж более $1,5 млрд в год. Однако отмечают, что это далеко не первый опыт успешного сотрудничества с компанией – МДМ-банк работает с ней на протяжении последних четырех лет. И провести размещение так, чтобы компания не переплатила, а спрос на бумаги был на высоком уровне без привлечения иностранцев, пока никому не удавалось.

 

СПРАВКА:

Сколько «весит» долговой рынок

Объем рынка облигаций, по оценкам аналитика инвестиционного банка «Траст» Николая Подгузова, на сегодняшний день составляет по суверенным еврооблигациям порядка $45 млрд, по корпоративным бумагам – около $35 млрд. Рублевые торгуемые облигации федерального займа – около 800 млрд руб., все остальные (корпоративные, банковские, региональные, муниципальные) – около 640 млрд руб. В прошлом году объемы долгового рынка выросли примерно на 50%

 

Еще по теме