Гонконг вместо Лондона: бизнес сменил регион арбитража
Лондон как центр международного арбитража больше не интересен российским компаниям на фоне западных санкций. Теперь за справедливостью бизнес идет в суды стран Азии — прежде всего Гонконга. Россиян привлекает независимость местной судебной системы и нейтралитет в вопросе санкций.
«Больше идти некуда»
Традиционно для разрешения корпоративных споров россияне отправлялись в суды Лондона из-за системы общего права, но после введения антироссийских санкций многие крупные западные юрфирмы отказались работать с клиентами из РФ. На этом фоне компании резко переключили внимание на Гонконг. «Им больше некуда идти», — сказал FT китайский юрист, работающий с российскими компаниями.
В связи с этим все больше контрактов подписывается с оговоркой, что рассмотрение споров будет проходить по применимому праву Гонконга, говорит «Компании» руководитель правового департамента HEADS Consulting Диана Федина. Также важно, что в Гонконге применяется общее право (то есть прецедентное, как в лондонских судах), уже привычное для российского бизнеса, работающего с иностранными партнерами.
Кроме того, Гонконг занял нейтральную позицию в вопросе санкций. Это дает российским компаниям надежду на непредвзятое рассмотрение дел и в конечном счете — положительные решения судов, добавляет Федина.
Гонконг освободился от британского влияния в 1997 году и был возвращен Китаю в соответствии с формулой «одна страна, две системы». Сейчас Гонконг — специальный административный регион в составе КНР, но обладает широкой автономией, в том числе самостоятельно осуществляет судебную власть.
Данных о том, сколько конкретно дел было рассмотрено Международным арбитражным центром Гонконга (HKIAC) с участием российских компаний, нет. Согласно информации, опубликованной на сайте центра, в 2022 году в HKIAC в общей сложности было подано 515 дел, из них 344 касались арбитражных споров — это самый высокий показатель более чем за десятилетие. Общая сумма спора по всем арбитражным делам составила около $5,5 млрд. А Россия входит в первую десятку стран — участниц споров.
Может ли Запад надавить?
Еще одна отличительная черта гонконгского арбитража — возможность обратиться в материковый Китай за обеспечительными мерами в поддержку решения суда, говорит партнер юридической фирмы Mansors Роман Зыков. Соглашение о взаимном регулировании вопросов применения обеспечительных мер в рамках арбитража стороны подписали в 2019 году. За это время HKIAC принял участие в 25 делах, в рамках которых подавались заявления о наложении таких мер, в общей сложности на сумму около $1,4 млрд.
«С учетом возросшего товарооборота между РФ и Китаем этот инструмент является важной мерой для обеспечения прав российских компаний в процессе арбитража», — продолжает Зыков. В 2022 году товарооборот между странами вырос на 29,3% и достиг рекордных $190,27 млрд. Ожидается, что по итогам этого года цифра увеличится до $200 млрд. Кроме того, ряд компаний перешли на расчеты в юанях.
Часть опрошенных FT экспертов считает, что такое положение дел может не устроить Запад, поскольку обслуживание интересов российских компаний в Гонконге подрывает эффективность санкций. «Хотя основная цель его арбитражной системы состоит в том, чтобы обеспечить нейтральную платформу для разрешения споров, она косвенно помогает компаниям, находящимся под ограничениями, в осуществлении деловых операций», — сказал FT профессор Жюльен Шейсс, специализирующийся на международном экономическом праве. Решая споры в такой авторитетной юрисдикции, как Гонконг, компании могут гарантировать, что их контракты по-прежнему подлежат исполнению во многих частях мира, добавил он.
Осенью 2022 года США уже грозили Гонконгу последствиями за отказ присоединиться к санкциям. Речь шла об ограничениях в отношении суперъяхты Nord российского миллиардера Алексея Мордашова стоимостью $500 млн. Тогда глава местной администрации Джон Ли говорил, что у Гонконга нет причин задерживать судна, которые ходят под флагом РФ.
В июле также стало известно, что Вашингтон недоволен поставками американских товаров двойного назначения в Россию через Гонконг. Это в том числе полупроводники, самолеты, детали для дронов и другое, писало издание Nikkei Asia со ссылкой на источники. С просьбой помочь ограничить экспорт чиновники Минфина США обращались к нескольким гонконгским компаниям и банкам.
По словам Зыкова, вряд ли все арбитражные иски в будущем будут перенесены в Гонконг, поскольку существуют и другие альтернативные центры разрешения корпоративных споров. Тем не менее пока можно ожидать роста числа российских дел в этом административном районе КНР.
Одной из альтернатив Гонконгу юристы считают Сингапур. Согласно исследованию Арбитражной ассоциации (RAA), представленному в январе 2022 года, до введения масштабных санкций местом рассмотрения санкционных споров российский бизнес чаще всего выбирал Лондон, а на втором месте был Сингапур. В прошлом году в этой стране было рассмотрено 357 арбитражных дел.
По словам собеседника FT, китайского юриста, западные и японские компании уже перенесли многие из своих споров в Сингапур из-за опасений по поводу независимости судебной системы Гонконга после принятия закона о национальной безопасности в 2020 году. Он должен был ограничить роль британских судей в правовой системе региона. «Западные страны отворачиваются от нас, потому что думают, что мы предвзяты к китайцам, а русские — потому что мы слишком западные. Мы застряли посередине ни с чем», — заключил собеседник.