Google кириллицей

Американская Google объявила о создании в Москве центра разработок и исследований. Это произошло спустя две недели после официального заявления об открытии ее российского представительства, которое возглавил Владимир Долгов – бывший гендиректор одного из крупнейших российских интернет-магазинов «Озон». По словам представителя американской компании, московский центр займется как локализацией продуктов Google для России, так и международными разработками, а также маркетингом, продажей контекстной рекламы и налаживанием партнерских программ. Слухи о выходе американской компании на российский рынок ходили с лета прошлого года. Тогда об этом говорил даже замминистра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев, увязывавший приход Google в Россию с программой министерства по созданию технопарков. Речь шла о том, что представительство компании будет располагаться в Санкт-Петербурге, а штат ее российского офиса составит около 3000 человек. Возглавить центр разработок предлагали управляющему директору компании «Ашманов и партнеры» Игорю Ашманову. Несмотря на то что в целом слухи о начале экспансии Google в нашу страну подтвердились, в частностях они оказались практически полностью ошибочными.

Так, руководителем московского центра назначен кандидат физико-математических наук Сергей Бурков. Надо отметить, что у Буркова много общего с Google. Во-первых, он, как и один из основателей компании Сергей Брин, американец русского происхождения. Во-вторых, Бурков специализируется на ИТ-стартапах. Он основал фирмы Bilbo, производящую игровые педали для ПК, Invincible Data Systems, занимающуюся защитой компьютерных данных, а также разработчика патентованной технологии поиска товаров в интернет-магазинах Dulance. Эта технология настолько понравилась руководству Google, что оно решило ее выкупить. Теперь американская компания «выкупила» и самого Буркова.

По мнению аналитика J’son & Partners Сергея Горбунцова, Питер «потерял» Google потому, что компания не дождалась появления технопарков. «Теперь уже нет смысла территориально разделять московский офис и центр разработок, – соглашаются в Google. – Кроме того, мы выбрали столицу, чтобы быть ближе к лучшим вузам страны». Что касается штата российского Google, то, по мнению Горбунцова, он составит «максимум 300 человек». По этой причине участники российского интернет-рынка не считают, что приход американцев начнет новый виток войны за квалифицированные кадры. Впрочем, как показывает практика, грамотные ИТ-специалисты предпочитают работу в западных компаниях. В свое время российское подразделение Microsoft увело из Rambler не одного ценного разработчика, говорят на рынке.

J’son & Partners оценивает возможную долю Google на российском рынке интернет-рекламы (в 2005 году составил около $60 млн) в ближайшие 3 – 5 лет максимум в 10%. «На рынке просто станет на одного игрока больше, конкуренция станет жестче, а жизнь – интереснее», – добавляет директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru Анна Артамонова. Главный редактор сетевого издания MosNews.Com Антон Носик и вовсе убежден, что если за 7 лет доля российских пользователей поисковой системы Google не превысила 10%, то появление московского офиса и центра разработок тоже не помогут американской компании завоевать отечественный рынок. «Конечно, Google мог бы поступить проще – купить одного из крупных российских игроков. Однако вряд ли бюджета, выделенного на Россию, хватит на то, чтобы приобрести контрольный или блокирующий пакеты, – рассуждает Носик. – Более того, стратегия развития компании максимально неконкурентная: Google всегда выстраивает свой бизнес в тех нишах, которые еще никем не заняты».