Гора родила мышь
Государственная Дума без особых проволочек утвердила Михаила Фрадкова в должности премьер-министра. К моменту выхода журнала, скорее всего, уже станут известны фамилии ключевых министров и структура нового правительства. Пока названо лишь одно имя: первый вице-спикер Думы Александр Жуков станет вице-премьером. То ли первым, то ли вообще единственным.
Обилие слухов и меняющаяся по нескольку раз на дню схема формирования нового правительства подтверждают предположения о том, что сенсационная отставка Михаила Касьянова* – спонтанное и неподготовленное решение Владимира Путина, что никакого четкого плана в отношении нового правительства у президента не было и нет. И в первую очередь об этом говорит «телефонный» выбор кандидатуры премьер-министра.
Вообще ни один из опрошенных «Ко» депутатов, сотрудников кремлевской администрации и белодомовских чиновников не смог сформулировать принципы, по которым идет формирование нового правительства. «До сих пор всегда действовала некая система, в той или иной форме обеспечивавшая представительство значимых политических, региональных, и бизнес-элит, пропорциональное их текущему влиянию. Сейчас процесс потерял всякую предсказуемость и последовательность», – в таких словах описал ситуацию один из аппаратчиков.
«Гора родила мышь» – вот первое впечатление от известия о том, кого Владимир Путин пожелал видеть новым хозяином Белого дома. После интригующих заявлений президента о главе правительства, с которым он готов пройти всенародные выборы и которому для реализации некоего «нового курса» просто необходимо одобрение народа, можно было рассчитывать на самую радикальную фигуру. Задачи по модернизации страны, описанные в прошлом номере «Ко» и предполагавшие целую серию непопулярных финансовых решений, позволяли прогнозировать какой угодно выбор Путина – умеренно либерального Алексея Кудрина, технократичного Дмитрия Козака, жесткого Сергея Иванова, циничного Игоря Шувалова, даже популиста Сергея Глазьева. Но выбор президента пал на человека, не обладающего ни собственными взглядами, ни яркой биографией. Благополучное комсомольско-внешторговое прошлое с явным уклоном в «сотрудничество с органами», затем тянущая на анекдот череда «ликвидаторских» должностей – Минторг, МВЭС, Налоговая полиция. Все эти ведомства при Фрадкове были расформированы. Да и компромат тоже достоин анекдота. Самое серьезное обвинение: замминистра МВЭС якобы подворовывал кирпич и брус для постройки дачи. Ну а по поводу отмечаемой некоторыми политиками «интеллигентности» и «культурности» Фрадкова советую вспомнить подписанную им инструкцию для налоговых полицейских, поразившую всех своим мракобесием и отмененную после громкого общественного скандала; принудительное использование детектора лжи; публичные воспитательные беседы в школах с детьми потенциальных нарушителей и другие факты вопиющего неуважения к Конституции.
По сути единственной особенностью нового премьер-министра России, требующей легитимизации путем народного волеизъявления, является его национальность. Зато теперь Владимир Путин избавлен от упреков в антисемитизме со стороны международной общественности, участившихся на фоне «дела ЮКОСа». Какой, скажите, антисемитизм, если второе лицо в государстве – еврей? Так что национальность нового главы правительства не беда. Гораздо большую тревогу вызывает состояние его здоровья. По слухам, Фрадков страдает рядом серьезных хронических заболеваний и существует реальная угроза того, что премьер-министр периодически будет вынужден брать больничный.
И тогда фактическим руководителем правительства станет Александр Жуков. К его безусловным достоинствам следует отнести умеренно либеральные экономические взгляды и прекрасное знание бюджетной проблематики. Это обстоятельство, кстати, создает некоторую интригу вокруг Алексея Кудрина. Он, скорее всего, сохранит пост министра финансов, но его куратором окажется Жуков, которого Кудрин совсем недавно «нагибал» при проталкивании проектов бюджетов в Думе предыдущего созыва. Жуков, напомним, возглавлял там бюджетный комитет.
Главный минус Жукова состоит в том, что все последние годы он был главным и наиболее последовательным лоббистом финансовых интересов Юрия Лужкова и московского правительства. По существу, впервые за всю постсоветскую историю московский градоначальник получает «своего человека» на самом верху федеральной исполнительной власти. И как раз в тот момент, когда позиции Лужкова выглядят все более сомнительно. Другое дело, что Жуков, судя по его партийной биографии, всегда очень чутко реагировал на политические реалии, и на новой должности он будет следовать динамике развития отношений между Кремлем и Тверской.
Проходя процедуру утверждения своей кандидатуры в парламенте, Михаил Фрадков не сделал никаких оригинальных заявлений. Очевидно, ему еще не объяснили, чего от него хотят. Так что все высказывания нового главы правительства сводились к констатации очевидных вещей: «надо бороться с терроризмом и техногенными катастрофами, помогать соотечественникам за рубежом, активно развивать промышленный, научный и инновационный потенциал страны». Странно только, что г-н Фрадков забыл сказать про удвоение ВВП и социальную ответственность бизнеса.
* признан в России иноагентом