Гора, родившая мышь с большими ушами
Кисельные берега молочной реки
Кто владеет группой "Вимм-Билль-Данн"?
"Вимм-Билль-Данн" - одна из крупнейших российских групп компаний. Структура собственности в группе крайне запутана и часто меняется. На конец III квартала 1999 года владельцами ЗАО "Производственно-торговая группа Вимм-Билль-Данн", выполняющего функцию управляющей компании, были московские молочные комбинаты. Крупнейшее предприятие ВБД - Лианозовский молочный комбинат принадлежал на конец 1999 года физическим лицам - членам совета директоров (в том числе и Дудникову). 15% акций ЛМК находятся в собственности "продовольственного" холдинга московской мэрии - АО "Инвестпрод". Владельцами крупных пакетов акций в компаниях группы ВБД также являются структуры группы "Тринити", менеджмент Раменского молочного комбината, акционеры ЗАО "Лианфрукт". Держателем контрольного пакета акций в региональных молочных комбинатах группы является Лианозовский МК. Несмотря на то что ВБД контролируется 10 - 15 структурами и людьми, в целом у группы около 1300 акционеров: как физических, так и юридических лиц.
С 1 февраля 2000 года Павел Дудников, официальное лицо группы "Вимм-Билль-Данн", оставляет пост председателя совета директоров ЗАО "Производственно-торговая группа ВБД". Впервые компания распространила информацию об уходе Дудникова еще в декабре 1999-го. Но в январе 2000 года имя нового лидера так и не было объявлено - сейчас в ВБД говорят, что вопрос будет решен в апреле. По словам самого Павла Дудникова, "человек, которого изберут, будет главой компании не один и не два года", поэтому владельцы компании торопиться не намерены.
Причина, потребовавшая смены лидера одной из самых успешных и самых таинственных бизнес-команд России, лежит на поверхности. За восемь лет своего существования ВБД вырос из простой идеи совершенно разных людей в корпорацию национального масштаба. Сейчас необходимо радикально менять структуру управления - прежняя перестает быть эффективной. От того, как и кто будет управлять компанией, зависит будущее бизнеса, который стоит минимум миллиард долларов.
Компания на миллиард
Миллиард долларов - это не преувеличение. Группа "Вимм-Билль-Данн" сегодня является крупнейшим национальным производителем продуктов питания. На просьбу корреспондента "Ко" определить стоимость восточноевропейской продовольственной компании с объемом продаж в $300 млн - $350 млн, контролирующей не менее чем 25% "своего" сектора рынка и обладающей ростом продаж не менее чем 30% за последние 3 года, аналитик Salomon Smith Barney острожно ответил: "Контрольный пакет такой структуры может стоить около полуторагодового объема продаж при достаточно емком рынке". Задавать вопрос в столь сложной форме пришлось по простой причине: название "Вимм-Билль-Данн" специалисту по европейскому продовольственному рынку было категорически неизвестно. И в этом нет ничего удивительного - в России об огромной компании знают так же мало, как и в Западной Европе. Вероятно, именно поэтому информация об уходе со своего поста главы такой компании не вызвало практически никакого общественного резонанса: никто его в "Вимм-Билль-Данне" особенно и не хотел. В компании полагают, что из-за "чисто семейного вопроса" шума поднимать не стоит.
Сам Павел Дудников к своей отставке с поста главы ЗАО "ПТГ ВБД", которая сейчас является управляющей компанией для всей группы ВБД, относится спокойно. По его словам, причиной ухода с этой должности и "понижения" до рядового члена совета директоров стала новая задача, поставленная перед ВБД, - стать корпорацией международного масштаба. Это, в свою очередь, по мнению Дудникова, означает, что на новом этапе развития у руля компании должен стать новый человек. Сам же менеджер, который был официальным "первым лицом" компании последние несколько лет, намерен посвятить свободное время семье и воспитанию четырехлетнего сына. Внешне все очень пристойно. Однако даже максимально дипломатичное заявление пресс-службы ВБД, сделанное в декабре 1999 года, не смогло скрыть главного факта: председатель совета директоров будет заниматься вопросами стратегического планирования. То есть по сути он уходит от оперативного контроля над группой.
Впрочем, новый глава ВБД не будет "менеджером со стороны". По словам пресс-секретаря группы Юлии Беловой, председателем совета директоров может стать один из семи директоров компании (см. справку). По данным источника "Ко", близкого к руководству ВБД, реальными кандидатами на место Дудникова являются Михаил Дубинин - глава ТОО "Универсальное товарищество Центр" и Давид Якобашвили - один из создателей группы "Тринити". Оба владеют крупными пакетами акций в ключевых компаниях группы ВБД.
По данным "Ко", интрига в затянувшемся назначении нового руководителя компании заключается в следующем. Отставка Павла Дудникова была сама по себе практически бесконфликтной: это действительно было его личное решение. Впрочем, для группы людей, создававших и владеющих ВБД, вопрос о том, кто руководит компанией, до последнего момента не имел никакого значения: полномочия в рамках команды, управляющей холдингом, были поделены по функциональному принципу и складывались сами собой - кто что лучше умеет. Однако сейчас, когда компания намерена создать более формализованную структуру управления, расстановка сил групп - "родителей" ВБД внутри компании стала принципиально важной.
Семь молочных королей
Каждый из этих людей может стать первым CEO группы "Вимм-Билль-Данн"
Давид Якобашвили Михаил Дубинин Александр Орлов Евгений Ярославский Михаил Вишняков Сергей Пластинин Павел Дудников
По сведениям "Ко", еще совсем недавно, в январе 2000 года, у семи директоров группы практически не было разногласий относительно кандидатуры на пост лидера. Предполагалось, что им станет Сергей Пластинин, одинаково хорошо разбирающийся и в вопросах управления компанией, и в финансах. Однако вскоре выяснилось, что Пластинин, идеально всех устраивающий и обладающий всеми качествами лидера, - фигура абсолютно непубличная. Для человека, чье лицо и поведение должны стать маркой компании, это слишком большой недостаток.
Небесспорным казался и вариант с назначением на пост главы ВБД Максима Бырдина - молодого и талантливого исполнительного директора Лианозовского МК. Назначение на пост полномочного CEO человека, который не является совладельцем холдинга, - шаг слишком рискованный. Все остальные фигуры выглядели еще более сомнительно.
Группа ВБД давно уже является единым и хорошо отлаженным механизмом. Но собственно единую структуру еще только предстоит создать (см. справку). В условиях, когда компания строилась фактически с двух сторон - с финансовой (судя по всему, это "куст" компаний "Тринити" и Искол-банк, переименованный затем в Экспобанк) и производственной (молочные комбинаты, экспериментальное объединение "Исса", ПАГ "Родник", "Лианфрукт"), преимущество той или иной группы может привести к самым неожиданным последствиям. Так что выбор у семерых директоров компании очень тяжелый. Свое окончательное решение они должны огласить в апреле 2000 года.
Ситуация осложняется еще и внутренней обстановкой в каждой из компаний-учредителей. К примеру, бизнес группы "Тринити" - а это в числе прочего торговля иномарками и фаст-фуд ("Русское бистро" и ресторанный бизнес) -растет гораздо медленнее, чем ВБД, а порою просто стагнирует. Но без денег, связей и энергии владельцев "Тринити" не было бы и нынешних успехов ВБД, равно как и без денег, связей и энергии "продовольственников". Посчитать, кто для группы сделал больше, просто нереально. Столь же трудно оценить и доли участников проекта. В подобной ситуации любое открытое противостояние в компании опасно для ее жизни. Но оставить все как есть - значит потерять темпы роста и ждать, когда проблемы сами начнут валиться на голову. Неудивительно, что нового председателя выбирают уже три месяца.
Информационная закрытость компании фактически является следствием крайне запутанной структуры собственности в ВБД. К примеру, в состав условной группы "ВБД-Тринити" входят не менее 100 различных юридических лиц. Согласитесь, это обстоятельство не располагает к комментариям. Большие деньги не любят света и имеют на это полное право.
Сибирь, Кубань, далее везде
"Часом решения" для ВБД должен был стать конец 1999 года. Похоже, в компании хорошо понимают, что задачи 2000 - 2001 годов (увеличение своей доли на региональных рынках, завершение программы покупок молочных комбинатов и других производственных мощностей, техническое перевооружение) будут выполнены без особых затруднений. А вот что делать дальше - это вопрос.
Летом 1999 года казалось, что ВБД уже достиг своей максимальной мощности и расти группе дальше некуда. На рынке молочных продуктов Москвы компании группы - Лианозовский, Царицынский и Раменский МК - занимают лидирующее положение. Многие эксперты надеялись, что реальную конкуренцию ВБД составят крупные западные компании - немецкие Campina и Ehrmann, вышедшие на российский рынок осенью 1999 года. Однако немецкий старт разочаровал: потеснить ВБД с рынка им не удалось. Впрочем, это и неудивительно - работающая как часы сбытовая сеть является не меньшим активом ВБД, чем современные производственные мощности. Несмотря на относительную неудачу в Нижнем Новгороде, где компании не удалось соблюсти график реконструкции дочернего предприятия, несмотря на сильную конкуренцию местных производителей в сибирском регионе, соперников в России у ВБД по-прежнему нет. Похоже, что не будет их и в ближайшие два-три года. Девальвация рубля несколько снизила рентабельность операций группы, однако благодаря этой же девальвации с рынка ушли многие конкуренты ВБД. Так, например, после финансового кризиса ВБД занял доминирующие позиции на рынке йогуртов.
Но отсутствие конкуренции имеет свою обратную сторону - в таких условиях резко возрастает риск ошибочных инвестиционных решений. Тревожный звонок уже прозвенел. Конкуренты достаточно негативно оценивают "консервный" проект ВБД с венгерским Globus: консервы под маркой "Из бабушкиного погребка" застряли на прилавках. Много затруднений у ВБД и с региональными проектами. Например, в 1997 году "Вимм-Билль-Данн" грубо выставили с новосибирского АО "Альбумин". Впрочем, сейчас группе принадлежит, по сообщению пресс-службы, около 40% акций "Альбумина" и "идет спокойная и плодотворная работа с другими акционерами". По мнению местной прессы, плодотворная работа завершится поглощением конкурента - компании "Сибирское молоко", после чего ВБД станет фактическим монополистом на рынке Новосибирска.
В Северо-Западном регионе у группы вообще нет собственных производственных мощностей. И уж совсем дико выглядят взаимоотношения ВБД с АО "Молочный комбинат" (г. Тимашевск Краснодарского края), третьим по объему продаж после ВБД и "Петмола" производителем молочной продукции в стране. Компании группы ВБД приобрели через иностранный инвестиционный фонд около 40% акций Тимашевского комбината. В ответ на это менеджмент предприятия отказался предоставить акционеру даже элементарную информацию о структуре капитала. Не помогло и вмешательство ФКЦБ, которая наложила на АО "Молочный комбинат" самый крупный в истории ведомства штраф за такое обращение с совладельцем - диалога все равно нет.
Компания ВБД пока идет по экстенсивному пути развития, скупая конкурентов и занимая новые региональные рынки. В планы компании входит покупка в России и СНГ пяти-шести предприятий молочной промышленности, на что в течение ближайших пяти лет предполагается потратить $20 - 30 млн. Но ресурсы для такого развития могут скоро истощиться. Именно тогда ВБД предстоит превратиться в международную компанию. Иного пути развития у компании нет: либо она станет русским Valio в СНГ и Европе, либо ограничится пределами России и потеряет темпы роста.
Владельцы - налево, менеджеры - направо
Павел Дудников о своей отставке
"Мы начали создавать компанию в 1992 году. Тогда у нас не было ничего, кроме идеи: мы хотели создать продовольственную корпорацию национального масштаба. Тогда даже понятие "корпорация" было чем-то небывалым. Никто и подумать не мог, что в России могут появиться по-настоящему крупные и сильные частные компании, действующие в масштабах страны. Но у нас была мечта, и мы стали эту мечту воплощать в жизнь, отдавая этому сто процентов своего времени. И мы эту мечту в жизнь воплотили, создав за восемь лет продовольственную торгово-промышленную группу. И не просто крупную, а крупнейшую в стране. Идея превратилась в Компанию.
Впрочем, несмотря на нерешенность "кадрового" вопроса, стратегия развития ВБД уже давно определена (по крайней мере согласно официальным заявлениям). По словам Павла Дудникова, развитие компании будет происходить в соответствии с 15-летним планом. Его основные положения таковы: уже упоминавшееся приобретение пяти-шести новых предприятий, расширение ассортимента, развитие экспортной программы, открытие представительств в Германии и Франции, продолжение инвестиций в сырьевую базу и производственные мощности. А кроме того, переход на западную систему отчетности, проведение аудита, привлечение частных инвесторов в 2002 - 2003 годах, открытие компании для мелких вкладчиков в 2007 году. Преобразование группы компаний ВБД в холдинг предполагается провести до 2002 года. В планах, как заявлялось ранее, - выход на международные рынки капитала (впрочем, форма, в которой это будет сделано: ADR, облигационный займы или что-то еще, - пока не определена).
Теперь мы понимаем, что наша первоначальная мечта была недостаточно смелой. Завтрашний день группы "Вимм-Билль-Данн" не ограничивается территорией нашей страны. Теперь у нас новая мечта - стать корпорацией международного масштаба. Это новый этап развития, новые цели, новые задачи, а главное, совсем новые требования к руководству. Здравый смысл подсказывает: на этом новом этапе у руля компании должен встать новый человек".
Уже в ближайшее время компания начнет менять структуру управления и усиливать мотивацию персонала. Помимо неизбежного расширения команды и развития программ внутреннего обучения ВБД, как заявил Павел Дудников в интервью корпоративному изданию группы, предполагает ввести два принципиальных новшества. Первое - разделение оперативного и стратегического управления компанией между наемным менеджментом и акционерами, представленными советом директоров. Владельцы группы ВБД, по официальному заявлению менеджера, оставят себе контроль и стратегическое планирование, вопросами же текущего управления будут заниматься только директора предприятий и менеджеры. Второе - введение новой системы мотивации персонала. Судя по всему, ВБД не пойдет по стопам "Вымпелкома", объявившего о грядущем введении опционной системы, а создаст систему поощрений, в которой размер бонуса зависит от прибыли холдинга.
Пока неясно, намерен ли ВБД стать более "публичной" компанией, избавившись от имиджа "черного ящика", вряд ли годящегося для компании международного масштаба. Сегодняшний ВБД может себе позволить принципиально не комментировать разнообразные слухи вокруг группы. Вопрос только в том, согласятся ли с этим частные инвесторы и мелкие акционеры.
Впрочем, как имидж, так и концепция развития ВБД будут зависеть от того, кто станет в апреле "первым среди равных". Смогут ли люди, сделавшие за восемь лет то, на что конкурентам потребовались десятилетия, не разрушить созданное в жесткой борьбе за будущее?