«Горбачев осуществил переход от холодной войны к новой эпохе»

Андрей Мельниченко начал заниматься бизнесом с ранней юности — уже в 1993 году, в возрасте 21 года, он основал МДМ Банк. Партнерами бизнесмена были такие же студенты-физики, проживавшие в кампусе МГУ. О своем превращении из банкира в промышленника, причинах выбора угольной и металлургической отраслей, первых заработанных деньгах и отношении к Михаилу Горбачеву он рассказал в интервью итальянской Corriere della Sera.

«Старая система уже не была стабильной»

Серия вопросов, озвученных Паоло Валентино, корреспондентом итальянского издания, работавшим в Москве еще в августе 1991-го, касалась Советского союза и роли Михаила Горбачева в истории страны.

Мельниченко рассказал, что приехал в Москву в 1988 году, когда ему было 17 лет. То время он воспринимал как нечто «динамичное, новое, авантюрное». «Все искали возможности. Никто больше не следовал советским правилам, была невероятная свобода», — отметил он, добавив, что уже через два года после приезда в столицу начал заниматься бизнесом.

«Весь кампус нашего университета быстро превратился в центр торговли. Всем нужны были деньги, желательно твердая валюта, наличные. Спрос на валютные операции был высок, и прибыль тоже была высока. Я открыл киоск по обмену валюты — прямо в кампусе. Через пару лет у нас было много таких пунктов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке, по всей России. Так я заработал свои первые 30 000 долларов», — поделился Мельниченко.

В 1993 году, в возрасте 21 года, вместе с партнерами — такими же студентами-физиками, проживавшими в кампусе МГУ, Мельниченко основал МДМ Банк. Первоначальный капитал кредитного учреждения составлял 30 тысяч долларов. А в 2007 году, когда бизнесмен окончательно расстался с банком, его капитал оценили в 4,5 миллиарда долларов.

Отвечая на вопрос о своем отношении к Горбачеву, Мельниченко заявил, что последнему президенту СССР удалось осуществить «нечто экстраординарное, а именно — мирный переход от холодной войны к новой эпохе».

«Тридцать лет спустя легко утверждать, что такой же переход можно было бы осуществить с лучшими результатами для России, для Европы, для мирового порядка. Но старая система уже не была стабильной, и обычно такие переходы заканчиваются серьезной войной. Мы должны быть благодарны Горбачеву, который сумел сделать это без больших конфликтов», — заметил Мельниченко. По его словам, усилия президента СССР мало кем были оценены из-за плохих экономических последствий для российского народа. Еще одной причиной неприязни российского народа к Горбачеву он назвал тот факт, что «ожидания нового типа отношений с Западом оказались иллюзорными».

«Мы создали лидеров рынка с нуля»

На рубеже тысячелетий Мельниченко из банкира превратился в промышленника, начав вкладываться в металлические трубы, производство удобрений и угля. Выбор этих отраслей он объясняет просто: крупных игроков там еще не было.

«После большой приватизации девяностых годов, которая касалась самых «лакомых» отраслей, было много других небольших компаний, которые были приватизированы, но эти активы не были консолидированы, они были рассредоточены. Например, в угольной промышленности каждая шахта была приватизирована как отдельное предприятие, так же, как и в производстве удобрений или металлических труб. В этих секторах не было крупных корпораций», — объясняет он. Мы создали этих лидеров рынка [СУЭК и «Еврохим»] с нуля, и каждый из них за двадцать лет стал глобальным игроком».

О новом мире

Сегодняшнюю ситуацию Мельниченко оценивает как «серьезный тектонический сдвиг, способный разделить мир на части». А его отголоски, по словам миллиардера, могут ощутить миллиарды людей.

«После окончания холодной войны был создан один мировой порядок, и он был довольно успешным, поскольку обеспечил рост, процветание и мир для многих людей по всему миру. Крупным игроками были США и Китай, Россия и Европа. Экономики этих блоков были взаимосвязаны, а преобладающим мировым порядком была многосторонняя система, основанная на правилах и глобализации», — напоминает бизнесмен. Однако этой системы больше нет, и со временем возникнет новый мировой порядок, который предоставит новые возможности, полагает он.

В конечном итоге мир придет «к точке нового глобального равновесия, который даст очередные 35 лет мира, процветания и роста», однако переходный период, по прогнозам Мельниченко «будет непростым». В своем интервью он выражает надежду, что нынешним политическим лидерам удастся справиться с этим переходом «так же мудро, как это удалось сделать поколению лидеров, которые 35 лет назад завершили холодную войну».