«Горбушкин двор»: мы думаем о завтрашнем дне

18.06.202110:11

1 июня прошлого года после двухмесячного карантина в столице открылись торговые центры. С самого начала пандемии эксперты предрекали им трудные времена. Спустя год после открытия можно констатировать: реальность оказалась намного позитивнее прогнозов. Появляются новые ТЦ, а старые растут и развиваются. Журнал «Компания» рассмотрел в качестве примера посткарантинной судьбы торгового центра историю одной из культовых московских локаций — «Горбушкиного двора». Его собственники готовы инвестировать 1,5 млрд рублей в модернизацию гипермолла и рассчитывают в ближайшие три года увеличить его проходимость на 20–30%. По их мнению, расходы себя оправдают. И все это на фоне слухов о сносе знаменитой «Горбушки».

Во время пандемии эксперты высказывали мнение, что интернет-торговля, распространившаяся в период карантина, пагубно отразится на развитии традиционных торговых центров. Однако осенью 2020 года исследование, проведенное консталтинговой компанией JLL и агентством «Сканмаркет», показало: 68% респондентов планируют посещать торговые центры так же, как и прежде. Более того, еще 10% рассчитывают ходить в них даже чаще, что вполне объяснимо: за время карантина покупатели соскучились по живому контакту с товаром. Лишь около 18% респондентов ответили, что будут посещать ТЦ реже. Из них 41% сказали, что боятся вируса, а каждый пятый пожаловался на сокращение доходов.

В мае прошлого года во время онлайн-конференции Urban Awards специалисты международной компании Knight Frank привели убедительный аргумент в пользу сохранения в России больших ТЦ, а не развития «малых форматов» — климат. В холодное время года россиянам удобнее совершать покупки в одном месте под крышей, а не перебегать от магазина к магазину. Не стоит забывать, что в нашей стране торговый центр — это еще и место проведения досуга, зачастую семейного.

В течение 2021 года в Москве планируют ввести в эксплуатацию почти 1 млн кв. м площадей торговых центров. Впрочем, около половины составляют объекты, ввод которых в эксплуатацию был перенесен с 2020 года. Но и в прошлом году, несмотря на пандемию коронавируса, в Москве, по данным JLL, открылось 11 новых торговых центров арендуемой площадью более 260 тыс. кв. м.

Эксперты предсказывают торговым центрам трансформацию: например, уже приобрели широкое распространение бесконтактные способы оплаты и кассы самообслуживания. А ТЦ будущего — это деловой и культурный центр с музейными и выставочными пространствами, образовательными площадками и новыми видами услуг. Уже сейчас во многих московских ТЦ открывают выездные пункты вакцинации, оказываются иные медицинские услуги.

Модернизация ждет и торговый центр «Горбушкин двор». Собственники готовы вложить в нее 1,5 млрд рублей, рассчитывая при этом увеличить проходимость молла на 20–30% в течение ближайших трех лет. История легендарного торгового центра, известного в народе как «Новая Горбушка», началась еще во времена СССР. Он был местом встреч меломанов в ДК Горбунова, а в 90-е разросся до гигантского открытого радиорынка. Двадцать лет назад «Горбушка» переехала в бывшее здание завода «Рубин». На сегодняшний день торговый комплекс «Горбушкин двор» является одним из самых крупных моллов, специализирующихся на технике и электронике. На его территории расположено около 3000 магазинов. Помимо разнообразной электронной продукции, тут есть товары для дома, спорта, хобби и развлечений. Здесь также проводятся всевозможные мероприятия — фестивали, мастер-классы, спортивные турниры.

Между тем с конца прошлого года в СМИ регулярно появляются слухи о закрытии рынка в связи с грядущей перепланировкой московской промзоны «Западный порт» и планами города построить на площади в 23 гектара более полумиллиона квадратных метров недвижимости, в основном жилой. Управляющий директор гипермолла «Горбушкин двор» Людмила Евдокимова объясняет происхождение этих слухов. Город официально изменил назначение земли, на которой стоят бизнес-центр «Рубин» и торговый центр «Горбушкин Двор», на жилое. Тем не менее, по словам Людмилы Евдокимовой, это не означает, что в ближайшее время здесь появится жилой комплекс. Пока нет никаких проектов, и только на подготовительные работы по разработке и согласованию всей необходимой документации потребуется не менее 3–5 лет. Если жилой комплекс и будет возведен на этой территории, то не раньше, чем через 5–7 лет. «Пять лет для нашего бизнеса совсем не близкий горизонт. Поэтому мы сегодня думаем не о послезавтрашнем сносе, а о завтрашнем развитии, — говорит Людмила Евдокимова. — “Горбушка” — это же бренд, причем не тот, который может быть интересен жилищникам. Это слово знают миллионы, оно прочно ассоциируется с электроникой, технологиями, цифрой. Это капитал, который нельзя просто сбросить со счетов».

Управляющий директор гипермолла убеждена, что, даже если девелоперы спроектируют жилой комплекс, в районе найдется место и для новых торговых площадей. Однажды «Горбушка» уже переезжала из Филевского парка под крышу «Рубина», но сохранила при этом бренд, специализацию и популярность. «Возможно, мы еще увидим третью “реинкарнацию” этого уникального места, но это случится минимум через пять лет», — отмечает Людмила Евдокимова.