Top.Mail.Ru
рынки

Горе луковое: почему взлетели цены и как долго это продлится

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

На фоне неурожая в странах СНГ ритейлеры в России вдвое подняли цены на лук. Казалось бы — вот он, повод для инвестиций. Но выход продукта на биржу интересен только производителям, а вложения в фермерство — не самый маржинальный труд, за который сами фермеры предлагают давать медаль за отвагу. Насколько лук может считаться инфляционным маркером — в материале «Компании». 

Когда-то репчатый лук считался пищей бедняков. Недаром единственное, что мог себе позволить купить для Буратино папа Карло — это луковица. В наши дни им пришлось бы выбирать на обед что-то другое. В России рекордно выросли цены на лук. В мае его стоимость, по данным Росстата, составила 73,3 рубля за килограмм, в то время как в последние десять лет она находилась в диапазоне от 30 до 40 рублей.

Неурожай в Центральной Азии

Отметку в 70 рублей стоимость репчатого лука превысила впервые за всю историю наблюдения статистического ведомства как минимум с 2000 года, узнал РБК. Удорожание овоща связывают с неурожаем в Центральной Азии, в частности Узбекистане, Таджикистане и Казахстане, вызванным аномально холодной зимой.

Вдобавок из-за холодов испортились овощи, хранившиеся на неотапливаемых складах в Узбекистане. На фоне дефицита на внутренних рынках власти стран СНГ ввели запрет на экспорт. Под ограничения попали и поставки в Россию, объяснил исполнительный директор Национального плодоовощного союза Андрей Казаков.

По данным Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз»), Узбекистан вместе с Египтом, Турцией и КНР является одной из основных стран — импортеров лука в Россию. С января по ноябрь прошлого года из этих государств в совокупности ввезли 106,4 тысячи тонн репчатого лука. При этом собственный урожай в РФ в 2022-м составил 1,6 миллиона тонн.

Казалось бы, доля импорта сравнительно невелика. Однако собственный урожай такого качества, что его не всегда удается сохранить даже до нового года. Весной и в начале лета потребности рынка восполняются исключительно за счет импорта — ситуация обстоит в точности, как с картофелем.

«Компания» спросила у экспертов, стоит ли «вкладываться в лук» на фоне такого роста, а также попросила оценить, может ли этот овощ по примеру какао или зерна войти в перечень фьючерсов на бирже.

Реальная стоимость лука

Ситуация с ценами на лук со временем устаканится, потому что при такой стоимости будет выгоднее просто выращивать его внутри страны, констатировал аналитик, эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита Финанс» Дмитрий Голубовский. По его словам, цены могут выровняться к следующему году, поскольку сельское хозяйство «живет от года к году, от урожая к урожаю». И в этом году с учетом уроков зимы 2022-го в РФ просто посадят больше лука.

И СМИ, и аналитики принимают во внимание среднюю цену за лук, отмечает инвестконсультант и автор YouTube-канала «Экономист на час» Рами Зайцман. При этом если сравнить стоимость овоща на Камчатке или в регионах, где он представлен мало и в основном импортируется, то стоимость будет увеличена исключительно за счет логистики.

Часть лука, например, поступает в страну из южных государств, таких как Азербайджан и Армения. Логистика, в свою очередь, тоже усложнилась ввиду СВО, разного рода ограничений и санкций. В то же время крымский лук для жителей Краснодарского края по-прежнему недорогой, его стоимость если и выросла, то незначительно, отмечает спикер.

Существование прежней отпускной цены в разговоре с «Компанией» подтвердил и руководитель одного из крестьянских (фермерских) хозяйств Краснодара Игорь Емелев. Он заявил, что «крайне возмущен новостями о “рекордном скачке цен”». «Реальная стоимость лука сейчас 20–25 рублей за килограмм, это цена, по которой мы торгуем. Зато потом «Пятерочка» и «Магнит» ставят ценники, которые хотят. Могут 100 рублей поставить, и что? Это реальная цена лука?» — негодующе поинтересовался он.

Взгляд изнутри

В России производством лука не занимается никто, кроме фермеров, присоединяется к обсуждению председатель Ассоциации производителей сельскохозяйственной техники и оборудования АПК Краснодарского края Василий Абаев. В стране, по его словам, даже нет плана по выращиванию этого овоща.

«Ни разу не слышал, чтобы фермерам была поставлена промышленная задача: что нужен определенный объем с определенного региона. Если им выгодно — они сажают, невыгодно — не сажают, — констатирует он. — Нет лука в Краснодарском крае — везут из Дагестана, Волгограда, может быть. Эти вещи незначительны, они не входят в приоритеты [государства]. На рынке как получается, так и получается».

Рынок не может существовать без планирования, убежден Абаев. На Западе, по его словам, планируют объемы урожая на годы вперед, и у них все просчитано. «Чтобы вырастить продукт, нужны годы: необходимо готовить площади, семена, нужны заявки и заказы. А ведь в России потребляют огромное количество лука: для школ, детсадов, армии. Заказывайте! Чтобы фермер потом не думал, куда этот лук продавать, и у него не было проблем со сбытом. Тогда и никакого дефицита овощей не будет».

По мнению эксперта, к управлению этим процессом стоит подключиться властям. «Должны быть поставлены четкие задачи, все должно контролироваться, а не просто отчитываться по итогу выращенного лука», — заключает он.

Вывести лук на биржу

В мире нет инструментов на этот сельскохозяйственный товар, но в теории его вывод на биржу возможен, считает Голубовский. «Лук легко стандартизируется. Есть такое понятие, как качество, это качество можно контролировать. Есть вес этого товара. Можно ввести какой-то сортовой коэффициент и сделать его торгуемым активом», — рассуждает он.

Но даже такие глобальные товары, как нефть, имеют региональные бенчмарки, обращает внимание аналитик. «Американский Кушинг, например, — место поставки по фьючерсу WTI. Амстердам когда-то был местом поставки по фьючерсу Brent. Деривативы на реальный товар привязаны к конкретным хабам, где их отгружают», — объясняет он.

Поэтому такой инструмент можно запустить на региональном рынке — например, в России, допускает Голубовский. Но и в этом случае стоит создать несколько площадок для торговли, поскольку от региона к региону цена будет разниться. «В Краснодарском крае это будет одна цена, где-нибудь в Нечерноземье — другая. На Дальнем Востоке, где может быть больше импорта, какой-нибудь лук будут везти из Китая, это будет третья цена», — рассуждает собеседник.

Для появления такого инструмента необходима компания, которая решит вопрос стандартизации и хранения продукта, поскольку биржа всегда должна иметь запасы торгуемого товара, обращает внимание Голубовский. «Прицепить к этому торговую площадку, то есть компьютерное обеспечение, — простое дело. И, в принципе, можно создать инструмент, который мог бы отражать движение цен», — говорит он.

В торговле товарными фьючерсами могут быть заинтересованы в первую очередь производители. Для них это инструмент страхования цены и способ нивелировать скачки цен, связанные с избытком или недостатком продукции в каком-то одном месте, объясняет Голубовский.

Образовавшийся в результате рынок будет очень узкий и специфический — придется разрабатывать регламенты торговли, чтобы избежать спекулятивных контрактов, предупреждает эксперт. «В таких случаях всегда вводятся ограничения на количество контрактов, которые можно покупать в рамках одной торговой сессии на одно юрлицо или один брокерский счет. Чтобы не было монопольной скупки, по которой цены загонят в космос», — предупреждает он. Создать такой рынок в России — достаточно трудоемкая, но интересная задача, уверен аналитик.

Отслеживать по луку инфляцию

Официальная инфляция сегодня не отражает роста цен на продовольствие, хотя продукты дорожают быстрее товаров длительного пользования, констатирует Голубовский. Пока что единственный способ сделать ставку на рост инфляции — это покупать индексируемые по инфляции облигации правительства. Но это не лучший инструмент, поскольку инфляция там рассчитывается в очень широкой корзине, объясняет он.

С целью отслеживания продуктовой инфляции можно ввести на биржу специальный «борщовый набор» по примеру того, который сегодня рассчитывает ЦБ, предлагает представитель ФГ «Калита Финанс». «Создается продовольственная корзина из цены лука, картофеля, свеклы — и запускается в торговлю на биржу. Это будет отличный спекулятивный инструмент, который поможет делать ставку на рост продовольственных цен».

Такой инструмент был бы полезен для регулятора и рынка, который получил бы реальную оценку инфляционных настроений и ожиданий, объясняет он. «Сейчас все это происходит на основании опросов, а статистика — вещь лукавая, мало ли что там люди отвечают. К тому же граждане, как правило, завышают инфляционные ожидания. А это был бы объективный рыночный показатель того, что рынок думает о будущем росте цен».

Купить акции «Магнита»

Компании, которые производят и выращивают лук, не представлены на Мосбирже, но простой потребитель, желающий заработать на удорожании лука, может купить акции ритейлеров — «Пятерочки» или «Магнита», отмечает Рами Зайцман.

«Но это, естественно, акции на долгосрок: люди в любом случае будут ходить за продуктами, в любом случае будут их покупать. А так как у нас потребительские способности граждан ежегодно падают, клиентов “Пятерочек” и “Магнитов” будет больше, чем клиентов зеленых “Перекрестков” и “Азбук вкуса”, — прогнозирует он.

По словам экспертов, лучше всего продовольственную инфляцию «отыгрывает» именно «Магнит» — как наиболее близкий к потребителю в низшем ценовом сегменте ритейлер.

Стать фермером

Еще один способ заработать на луке — завести свое фермерское хозяйство. «У государства есть программы, когда в определенных регионах выделяют большое количество земли — и можно заниматься земледелием, но все зависит от расчетов, понимания конъюнктуры», — отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В РФ сфера сельхозпроизводства и отечественных продуктов традиционно сильна, к тому же речь идет о довольно неприхотливой продукции, которая может расти в любом регионе и климате, констатирует он.

Но вкладываться в фермерство, чтобы зарабатывать на удорожании продуктов, не имеет смысла — у фермеров слишком невысокая маржа, уверен Зайцман. «На самом деле у фермеров покупают все не на 50%, не на 25% дороже. Маржа, надбавка составляет 7–8% ежегодно в рамках инфляции», — привел он показательные цифры. И все это — на фоне уже упомянутого удорожания удобрения и логистики.

«В этом смысле говорить о том, что “мы сейчас откроем ферму, посадим лук и озолотимся”, не приходится. Остается только инвестировать в акции», — подытожил инвестконсультант.

Выход на агрорынок, по мнению Голубовского, всерьез стоит рассматривать только человеку с профессиональным образованием, сельскохозяйственным бэкграундом. «Если вы хотите получать деньги из земли, то должны либо сами ее возделывать, либо сдавать в аренду тем, кто сможет на ней работать, приносить вам прибыль», — указал он.

При этом вкладываться отдельно в «луковую историю» — тема очень рисковая, присоединяется он к мнению коллеги. «Есть такое понятие — никогда не клади яйца в одну корзину. Поэтому, если вкладываетесь, вкладывайтесь в агропром целиком. Но это очень сложный и рискованный бизнес, несмотря на то что со стороны он кажется консервативным», — предупредил эксперт.

Председатель Ассоциации производителей сельскохозяйственной техники и оборудования АПК Краснодарского края и вовсе предложил давать производителям лука медаль за отвагу. «Все овощи, которые мы видим сегодня, — это труд людей и их самоотверженность. Им надо медаль за отвагу давать, потому что у них то ливень, то засуха, а люди выращивают», — поделился Абаев.

Скорый спад

Опрошенные «Компанией» эксперты солидарны в одном — в скором времени цены на лук снова снизятся.

«База фундаментального анализа: “покупай на слухах, продавай на фактах”. То есть когда мы узнаем, что лук подорожал, он уже начнет дешеветь — мы на этом никак не заработаем», — уверен Зайцман.

«Вопросы про вложения и инвестиции не имеют смысла. Да, в этом году Центральная Азия меньше завозила и не обвалила цены в рублях, потому что были годы, когда лук стоил 5–7 рублей и фермеры банкротились. Но и тогда в “Магнитах” и прочих магазинах цена была 30 рублей», — заключает руководитель одного из крестьянских (фермерских) хозяйств Краснодара.

Еще по теме