Горе-PR
Когда нация скорбит в трауре - политики трудятся в поте лица. В такие дни каждое сказанное слово приносит или отнимает тысячи голосов избирателей. Действуя расторопно, можно на минимальные затраты получить колоссальную отдачу. Если кто-то из больших политиков после громких терактов и не думал об этом, то пиарщики и имиджмейкеры им напомнили.
Рискну предположить, что больше всего политических очков за эти полторы недели заработал Юрий Лужков. Работающие на него специалисты "по связям с общественностью" отреагировали на взрыв в Печатниках быстрее и профессиональнее конкурентов.
Уже 9 сентября мэр Москвы как минимум дважды очень грамотно отметился на ведущих телеканалах. В середине дня, когда спецслужбы еще пытались подсунуть журналистам бытовую версию взрыва, Лужков лично сообщил перед телекамерами, что в Печатниках, несомненно, совершен теракт. (Message избирателям: "Мэр не дает федеральным властям скрывать правду".)
Поздно вечером того же 9 сентября на тех же телеканалах Юрий Лужков объявил, что число жертв составляет уже не 50 с чем-то, а 95 человек. (Message: "Мэр лучше всех информирован о происходящем".)
В эти и последующие дни лидер движения "Отечество" идеально соблюдал три основных правила "кризисного PR": "Расскажи все", "Расскажи быстро" и "Имей свою версию". Можно только догадываться, сколько тысяч голосов россиян прибавило Лужкову твердое обещание, данное в день взрыва на Каширке: к каждому столичному дому срочно будет приставлен милиционер. Только москвичи знают, что это заверение не было выполнено. Но с точки зрения PR это уже не очень важно: жители столицы и так чуть ли не поголовно за своего мэра.
"Преимуществом" Юрия Лужкова перед соперниками в эти дни, конечно, было и то, что он начальник Москвы. Кому, как не ему, появляться на развалинах и делать жесткие заявления? А вот визиты в рабочий район Печатники Григория Явлинского и Владимира Жириновского изначально были рискованными PR-трюками.
Глава ЛДПР, впрочем, неплохо отработал на свою аудиторию. Судя по некоторым фамилиям в его избирательном списке, Жириновский на этих выборах делает ставку на голоса новых русских и других "конкретных" членов общества. Он действовал на месте трагедии так, как поступили бы многие в его специфическом электорате. Приобнял оставшуюся без крова старушку, "по-сыновнему" сунул ей в руку несколько крупных купюр, а затем принялся раздавать конверты с деньгами остальным пострадавшим. Когда деньги закончились, либерал-демократ и его свита посчитали свою миссию исполненной и удалились.
Григорий Явлинский, ориентирующийся на интеллигентных избирателей, не мог позволить себе так бросаться деньгами (не утверждаю, что у "Яблока" их меньше, чем у ЛДПР). Для интеллигенции в конце концов важны не деньги, а справедливость. Поэтому главный "яблочник" твердо обещал пострадавшим "проследить, чтобы они получили новые квартиры". Демонстративная жесткость его тона, видимо, подразумевала, что одного обещания мэра Лужкова в таких случаях недостаточно. Недоброжелатели "Яблока" в этот момент усмехнулись у экранов: нашелся, дескать, тут держатель квартирного фонда! Зато "свой" избиратель получил знак: "Врут те, кто говорит, что Явлинский "лег" под Лужкова".
Впрочем, есть ощущение, что и Явлинский, и Жириновский на московских руинах скорее потеряли голоса, чем приобрели. Точно об этом станет возможно судить после оглашения результатов свежих социологических прогнозов. Косвенно на недовольство партийных лидеров собственными акциями указывает тот факт, что после следующего взрыва на Каширке лидеры партий вели себя куда скромнее.
Правые избрали другую PR-тактику - "не светиться" на развалинах и не делать слишком громких заявлений по поводу терактов. Лидер "Новой силы" Сергей Кириенко, правда, 9 сентября второпях заявил что-то об ответственности московского мэра за взрывы во вверенном тому городе. Но быстро одумался и замолчал.
Глава НДР Виктор Черномырдин был, кажется, в те дни самым тихим из больших политиков. Хотя известно, например, что в Печатниках он был и какую-то помощь пострадавшим оказал. Его PR-мены решили этот факт не слишком афишировать. Хотя как раз у пиарщиков НДР есть в запасе сильнейший ход на ближайшие три месяца. Как по-новому теперь зазвучит предвыборный слоган движения образца 1996 года "Если дорог тебе твой дом..."!
Запусти члены предвыборного штаба Черномырдина этот лозунг накануне выборов - он даст сто очков форы любым другим слоганам. И никто не сможет обвинить "Наш дом - Россию" в кощунстве. Лозунг-то старый, и не вина движения, что за три месяца до выборов он "наполнился новым содержанием".
Еще по теме
Сергей Легашов – первый российский менеджер на топ-позиции в московском офисе General Electric Lighting. До GE он работал в гостиничной сети Radisson, компаниях 3М и Lego Group. За первый год работы в своей нынешней компании Легашов увеличил оборот российского представительства вдвое.