Горечь победителя
В жизни Магнитогорского металлургического комбината (ММК) начался новый этап. Гендиректор «Магнитки» Виктор Рашников, совсем недавно с успехом завершивший приватизацию комбината, собирается отойти от оперативного управления ММК.
Хозяева многих крупных корпораций предпочитают не заниматься «текучкой». Но Рашников смог с полным правом назвать комбинат своим лишь в середине февраля этого года. Именно тогда первый замгендиректора ММК Андрей Морозов объявил, что менеджмент завода владеет 92,5% акций ММК. Крупные пакеты акций объединения были выкуплены у их предыдущих владельцев в самом конце 2004-го – за 16,8% голосующих акций «Стальной группе «Мечел» было заплачено $890 млн, и еще $790 млн ушло на покупку госпакета из 23,7% голосующих акций комбината.
Однако едва ли смена гендиректорского поста на должность председателя совета директоров позволит Рашникову почивать на лаврах и стричь «стальные» купоны, периодически поглядывая на недавно полученную грамоту за содействие ФСБ.
Перед руководителями и собственниками «Магнитки» сейчас стоит задача не менее острая, чем консолидация акций. Специалисты компании предупредили о возможном срыве производственной программы на 2005 год из-за «тенденции безудержного роста цен на коксующийся уголь и железорудное сырье». Пока другие металлурги строили вертикально-интегрированные холдинги, руководство ММК в борьбу за сырьевые активы не включалось, стараясь накопить деньги на выкуп акций. В итоге ведущий по объемам производства комбинат остался без собственной сырьевой базы. Рашникову есть от чего тревожиться: в его отрасли главным аргументом в борьбе за меткомбинаты всегда был контроль над их поставщиками сырья.
Самым крупным добытчиком железной руды в стране сейчас является Алишер Усманов, владеющий Михайловским и Лебединским ГОКами (они закрывают 15% потребностей ММК в окатышах), и завершающий вместе со своим партнером Василием Анисимовым сделку по покупке 98% акций Михайловского ГОКа. Оставшиеся 85% железорудного сырья на комбинат поставляет Соколовско-Сарбайский ГОК. По слухам, Усманов контролирует часть акций этой казахской компании. Неудивительно, что сейчас Рашников ведет с Усмановым переговоры о приобретении железорудных активов (пока безрезультатно).
Глава «Магнитки» вынужден разрываться между рудой и углем. После неудачной попытки купить активы угольной компании «Ровер» ММК выступает в качестве инвестора в новом $300-миллионном угольном проекте в Кемеровской области. Партнером Рашникова на сей раз выступает компания «Южкузбассуголь», входящая в группу «Евразхолдинга». У ММК появился и собственный, хотя и менее амбициозный проект в Кузбассе – шахта Урегольская, в восстановление угледобычи на которой металлурги собираются потратить 400 млн руб.
В походе за сырьем нужны деньги. Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслав Жабин считает, что к моменту консолидации акций комбината менеджмент «Магнитки» обладал $2 млрд. Эксперт отмечает, что происхождение средств, направленных на выкуп акций, неизвестно. Часть из них могли составить заемные деньги. В случае же, если сделки финансировались за счет накопленных средств, в распоряжении менеджмента может оставаться $400 – 500 млн, полагает Жабин. По нынешним временам это не слишком много. Неудивительно, что «Магнитка» рассматривает возможность размещения своих акций на западных биржах.
Однако даже при наличии ресурсов, «углубляться в недра» «Магнитке» будет непросто. Владельцы «Мечела», проигравшие Рашникову борьбу за ММК, теперь ведут скупку самых интересных угольных активов. По оценкам аналитиков, при приватизации блок-пакета акций «Якутугля» в январе 2005 года «Мечел» заплатил как минимум вдвое больше его справедливой стоимости. О намерении приобрести угольные и железорудные предприятия в России объявила также американская корпорация US Steel, надеющаяся обеспечить сырьем свои стелелитейные предприятия в Сербии и Словакии.
Так что у главы ММК еще может появиться повод пожалеть о своей приватизационной победе.