Гормональный взрыв
Один из самых быстрорастущих сегментов фармацевтической отрасли – рынок гормональной контрацепции – плюс $1 млн в год.
Планы на семью
Пока государство пытается при помощи щедрых субсидий заставить российских женщин чаще рожать, врачи пытаются научить их грамотно избегать нежелательной беременности, полагая, что без этой точной науки население страны не увеличить. Реальная угроза того, что уровень рождаемости в России может достигнуть критически низкой отметки, возникла не по причине отказа россиянок рожать детей, а – в большой степени – по причине плохого здоровья. Одним из основных факторов, которые подрывают здоровье российских женщин, специалисты считают аборты, которые в нашей стране до сих пор являются главным инструментом планирования семьи. По данным Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, на 100 родов сегодня приходится 115 абортов. Причем основная часть женщин, избавляющихся от своих детей таким образом, находится в возрасте от 19 до 34 лет – самый репродуктивный возраст.
Стратегия, с помощью которой можно исправить сложившуюся ситуацию, успешно применяется во всех развитых странах. Речь идет о создании массовой культуры потребления оральных контрацептивов. В странах Западной Европы до 70% женщин репродуктивного возраста делают выбор в пользу оральных контрацептивов. Это уже привело к существенному снижению числа абортов. В России ситуация кардинально противоположная. Лишь немногим более 4% россиянок в настоящее время используют гормональную контрацепцию. Одна из причин этого явления заключается в запоздалом развитии данного рынка в нашей стране, которое принято относить к 80 – 90-м годам прошлого века. Долгое время в нашу страну просто не поступала достоверная научная информация о современных контрацептивах. Об их существовании не знали не только женщины, но зачастую и сами врачи.
Рынок оральных контрацептивов в России начал развиваться в основном за счет продажи достаточно дорогих препаратов. Соответственно такой способ контрацепции стал доступен не только самой просвещенной части общества, но и одновременно самой обеспеченной. С одной стороны, на этапе зарождения рынка данная ситуация выглядела абсолютно нормально – многие отрасли начинали завоевывать потребителей с дорогого сегмента, переходя затем постепенно на масс-маркет. Другое дело, что фармацевтическая отрасль – структура, требующая тонких подходов, в корне иных, чем, к примеру, рынок мобильных телефонов. Для продвижения препарата необходимо не только его появление на рынке и его адекватная цена (с этим как раз все в порядке), но и мощная просветительская деятельность.
Узок их круг…
Прирост российского рынка оральных контрацептивов за последние пять лет составляет приблизительно $1 млн в год. Правда, по причинам, описанным выше, столь же динамичного роста в упаковках пока не наблюдается.
Компаний-лидеров, работающих в России, которые целенаправленно ведут исследования новых направлений в области контрацепции совсем немного. По итогам III квартала 2006 года компания «Шеринг» занимает 51,51% (Schering AG, Германия) российского рынка оральных контрацептивов. Далее в тройке лидеров следуют фирмы «Органон» (Organon International, Нидерланды) и «Гедеон Рихтер» (Gedeon Richter, Венгрия).
Причина образования столь узкого круга ведущих игроков заключается в том, что гормональные препараты – высокотехнологичный продукт, и отнюдь не все компании обладают собственной исследовательской базой для создания и производства такого рода средств. Позволить себе огромные отчисления на научные разработки (до 15% годового дохода) может далеко не каждый. Новый препарат в этой области – научное открытие, помноженное на сложнейшее высокотехнологичное производство.
Одним из лидеров этого направления фармацевтики является старейшая немецкая фармацевтическая компания «Шеринг». Разработка и производство оральных контрацептивных препаратов для женщин – традиционное направление деловой активности и научных интересов этой компании. В далеком 1961 году именно «Шеринг» вывела на рынок первый в мире оральный контрацептивный препарат, пришедшийся очень кстати апологетам «сексуальной революции». А не так давно в лабораториях компании «Шеринг» был синтезирован дроспиренон – вещество, идентичное натуральному женскому гормону. Дроспиренон помогает нормализовать гормональный баланс, к тому же обладает выраженным косметическим эффектом. Он способствует некоторому снижению веса и стабилизации артериального давления, а значит, может уменьшать риск заболеваемости сердечно-сосудистой системы у женщин, использующих комбинированные оральные контрацептивы, в состав которых входит дроспиренон. Именно это действующее вещество после серьезнейших исследований и испытаний вошло в состав нескольких таблетированных контрацептивных препаратов компании, которые сейчас являются лидерами продаж в западных странах и России (см. таблицу).
Низкая доза
Не секрет, что в России существует порочная практика самоназначения препаратов пациентами без участия врача. Это имеет непосредственное отношение и к гормональным контрацептивам. Часто женщины не доверяют осведомленности врачей о новинках, появляющихся на рынке лекарств. Между тем без консультации профессионала грамотно подобрать препарат, наиболее соответствующий гормональному фону конкретной женщины, довольно сложно.
За время своего существования оральные контрацептивы претерпели значительные изменения: за счет создания новых высокоэффективных действующих веществ значительно снизились дозы гормонов. Низкодозированные препараты не только не наносят вреда гормональной системе женщин, они нормализуют ее. Некоторые инновационные препараты совершенно официально зарегистрированы не только как контрацептивные, но и как лечебные средства.
Неудивительно, что низкодозированные контрацептивные препараты в настоящее время активно завоевывают рынки Европы, Америки и России. По данным компании RMBC, в десятке препаратов – лидеров продаж находятся инновационные разработки компании «Шеринг», чьи контрацептивы выбирают большинство россиянок (сразу первые четыре позиции рейтинга), а также компаний «Органон» (5-е и 8 – 10 места) и «Гедеон Рихтер» (6 – 7 места).
Подобные данные позволяют надеяться на то, что идет процесс изживания мифа о страшных последствиях гормональной контрацепции, доставшегося в наследство от советских времен. За прошедшие годы (более полувека) наука так далеко ушла вперед, что реальная эффективность и польза новых препаратов скоро окончательно вытеснят из сознания женщин ничем не обоснованные страхи.
Лидеры продаж оральных контрацептивов на российском рынке за III квартал 2006 года*
№ |
Наименования препаратов |
Производитель |
|
1 |
Ярина |
Шеринг АГ |
13,11% |
2 |
Диане-35 |
Шеринг АГ |
11,83% |
3 |
Жаннин |
Шеринг АГ |
11,19% |
4 |
Логест |
Шеринг АГ |
10,96% |
5 |
Марвелон |
Органон |
6,81% |
6 |
Новинет |
Гедеон Рихтер |
6,49% |
7 |
Регулон |
Гедеон Рихтер |
6,15% |
8 |
Новоринг |
Органон |
5,90% |
9 |
ТриМерси |
Органон |
5,46% |
10 |
Мерсилон |
Органон |
5,16% |
* По данным RMBC