Top.Mail.Ru
архив

Городское хозяйство навсегда

Еще не выяснены причины трагедии в аквапарке «Трансвааль», но уже сейчас очевидно, что она ознаменовала собой глубокий кризис московской системы власти. Вполне возможно, что по бюрократической традиции вместо виновного обществу будет предложен «крайний», и им окажется либо архитектор, либо подрядчик, либо бывший владелец аквапарка… Но формальным ответом на подобные обвинения в этот раз отделаться вряд ли удастся. И то, что Юрий Лужков посыпает кепку пеплом, а федеральные чиновники непривычно жестко комментируют произошедшее, четко и ясно свидетельствует об одном: виновный определен. Имя ему – Городское хозяйство.

Финансовая и информационная непрозрачность, монополизм близких к мэрии финансово-промышленных групп, а главное, полное сращивание власти и бизнеса привели к тому, что система регулирования рынков в столице практически не действует. Точнее, она действует, но только по отношению к недружественным городу компаниям. А если же чужак не имеет прикрытия на федеральном уровне или угрожает интересам «родных» московским властям бизнесов, система контроля начинает действовать вдвойне активно и превращается в репрессивную. Вот и получается, что шведская IKEA безуспешно добивалась получения первого участка в Москве в течение двух лет, а аффилированные с городом структуры за считанные дни получили разрешение на снос исторических объектов: Манежной площади, Военторга, гостиницы «Москва». И уже вполне привычной выглядит ситуация, при которой крупные сырьевые ФПГ годами добиваются разрешения на перепрофилирование никому не нужных предприятий-банкротов, в то время как строители третьего кольца легко проутюжили десятки домов и вполне благополучных заводов. Московское правительство скрупулезно высчитывает арендные ставки на муниципальные помещения для малых и средних предприятий и одновременно тратит сотни миллионов долларов на проект «Москва-Сити», коммерческое будущее которого по-прежнему неясно.

Примеров подобного рода десятки, если не сотни. Московскими властями они в общем-то и не скрываются. Какая разница, если население и федеральная власть остаются безразличны даже к самым вопиющим фактам нарушений правовых и технологических норм? Ну «сложился» в 1997 году в Матвеевском целый подъезд элитного дома, построенного близкой к мэрии «ППСК-ТЭЦ-25» – и что, от этого что-нибудь изменилось? «ППСК-ТЭЦ-25» продолжает множить свои монолиты, а их жители тихо протестуют против трещин в стенах. В 2002 году полотно третьего транспортного кольца, несмотря на мировой рекорд стоимости одного квадратного метра, пришло в негодность от пожара в нескольких коммерческих палатках. И те же компании, которые застраивали сгоревший участок, спустя некоторое время приступили к работе над последним, самым дорогим отрезком третьего кольца. По счастливому стечению обстоятельств тогда никто не пострадал.

Но рано или поздно цепочка счастливых совпадений заканчивается. Оставим в стороне пикантную тему принадлежности «Трансвааля». Вне зависимости от того, кто владеет аквапарком – «Интеко» (компания жены мэра Елены Батуриной) или загадочная «Терра ойл», – ясно одно: после того как 26 москвичей погибли, а десятки пострадали, невозможно обойти стороной вопрос, как же все-таки получилось, что жена мэра контролирует многомиллиардный бизнес, напрямую связанный с городским заказом. Как невозможно теперь и продолжать уходить от разговора о причинах и механизмах возникновения таких загадочных инвестиционных проектов, как «Москва-Сити», монорельсовая дорога, переделка гостиницы «Москва» и др. Не удастся обойти молчанием и причины, по которым каждого высокопоставленного чиновника московского правительства связывают с какой-либо крупной столичной компанией.

Между тем все эти вопросы имеют один простой, если не сказать примитивный, ответ: мэр управляет городом уже 11 лет. Сошли со сцены политические деятели поколения начала 1990-х, сменился президент, трижды переизбирался парламент, девять раз формировалось новое правительство, а Лужков по-прежнему олицетворяет Городское хозяйство. И бессмысленно разбирать вопрос, плох или хорош мэр. Ведь все зависит от того, с кем сравнивать. Если с одиозными Муртазой Рахимовым или Кирсаном Илюмжиновым, то следует только перекреститься. А если с мэрами других городов, то, наверное, можно найти множество руководителей, которые не допускали такого количества аварий и катастроф. Проблема заключается в том, что эти споры носят абсолютно риторический характер. Несменяемость власти – вот главная причина трагедии «Трансвааля».

Еще по теме