Top.Mail.Ru
рынки

Горох в обмен на креветки: российский бизнес отправился «за три моря»

Фото: unsplash.com Фото: unsplash.com

Индия манит богатыми перспективами, но пути в нее по-прежнему трудны. Сегодня делать бизнес с этой страной не менее рискованно, чем во времена Афанасия Никитина, но кому это удастся — будут вознаграждены сполна, ведь рынок огромен. К тому же сейчас там растет средний класс, что меняет культуру потребления. На этом фоне некоторые российские компании уже отыскали свою дорогу в Индию, а другим это только предстоит. 

На днях группа компаний «Абрау-Дюрсо» анонсировала выход на индийский рынок. Планируется инвестировать около $4 млн в производство слабоалкогольных напитков в Индии. Это будут газированные напитки в формате ready-to-drink и коктейли, представленные в банках и бутылках. Ожидается, что объемы производства должны достичь 6 млн литров в 2026 году. 

Общий масштаб производства слабоалкогольных напитков в РФ, включая пиво, — 283 млн литров за 2022 год. Как видно, индийский проект не такой и большой — 2% от российского рынка. Однако это важный шаг для отечественного бизнеса.

«Индия, как и Китай, являются для нас дружественными странами, у них огромные рынки, и мы начинаем активно развивать свое присутствие в этих странах. Для группы компаний было очень важно найти надежных партнеров с индийской стороны, которые теперь у нас есть», — сказал президент ГК Павел Титов журналу «Компания».

Он добавил, что проект запускается именно сейчас, «когда появились соинвесторы с индийской стороны и производственные возможности за разумные деньги». В созданном совместном предприятии 51% акций принадлежит «Абрау-Дюрсо».

Такие примеры могут вдохновить и других российских предпринимателей. Павел Титов пожелал бизнесу, который хочет войти на индийский рынок, «набираться терпения, не ждать быстрых результатов, но быть настойчивыми и уверенными в успехе». 

Трудности перевода

Индия по-прежнему считается сложным направлением для предпринимателей, говорит управляющий партнер агентства Agro & Food Communications Илья Березнюк. Отношения на этом рынке остаются непрозрачными. И, к сожалению, в Индии используют довольно жесткие, часто непредсказуемые, протекционистские меры, от которых трудно себя застраховать. Рассчитывать на долгосрочные контракты очень сложно, подчеркивает эксперт.

Можно вспомнить ситуацию 2017 года, когда Индия неожиданно закрыла свой рынок для поставок гороха и российские производители оказались в тяжелом положении. Эксперт отметил, что для продукции агропромышленного комплекса такие резкие перемены критичны, поскольку речь идет о больших объемах скоропортящихся товаров.

Спустя шесть лет, в декабре 2023-го, Индия снова открыла свой рынок для импортного гороха, что весьма порадовало российских производителей: объемы его производства превышают внутренние потребности на 1 млн тонн в год. Однако окно открылось пока что на четыре месяца, и что будет дальше, никто не знает. Тем не менее это направление остается перспективным. Потребление продуктов питания в Индии растет вместе с населением.

На гребне модной волны

Традиционно Индия покупает там, где максимально выгодно и просто. А это заставляет импортеров занижать стоимость поставляемой в страну продукции. В итоге высокую добавленную стоимость можно получить лишь в ситуации повышенного интереса — за счет моды. Если возникнет мода на российскую продукцию (как в СССР у «золотой молодежи» была мода на импортные товары), тогда можно рассчитывать на прибыль.

Не случайно совместное производство напитков «Абрау-Дюрсо» будет организовано вблизи Нью-Дели, где много молодежи. Эксперты по Индии отмечают, что за последние годы столица очень сильно изменилась — регион богатеет на глазах (как и страна в целом, хотя бедность все еще остается одной из самых больших ее проблем).

Сейчас в Индии достаточно большой и растущий креативный класс, с нормальной для этого слоя тягой к новизне и разнообразию. Он сосредоточен вокруг крупных технопарков и кампусов университетов. Эти места могут быть интересны для экспорта российских брендированных товаров, включая продукцию АПК. Ведь первое, что люди начинают делать, повысив свой уровень доходов, — лучше и разнообразнее питаться, отмечает эксперт.

Интерес смещается в сторону продукции премиальных сегментов. «Что касается алкогольных напитков или кондитерских изделий, это ниши действительно перспективные и интересные. Но для рынка Индии они уже попадают в премиальный сегмент. У них есть свой дешевый алкоголь. Но там растет количество богатых людей, которые требуют разнообразия. Вот тут товары из России и могут быть с выгодой проданы в Индии», — сказал Березнюк журналу «Компания».

еще по теме:
Индо-Китай. Ничего личного, только бизнес?
60 лет назад СССР запустил процесс индустриализации у своих азиатских союзников. Возможно ли обратное движение на новом технологическом уровне?
Индия, промышленность

Со своим самоваром

Особенное значение приобретает возможность создавать производство в самой Индии, что уменьшает затраты на перевозку. Однако для удачного сочетания всех факторов требуются усилия как в сфере исследования местного рынка, так и в налаживании партнерских отношений. Для этого российскому бизнесу необходимы специалисты со знанием страны. Необходимо учитывать местную специфику предпочтений, а также возможности расширения традиционного их круга. Маркетинговые исследования и информация приобретают повышенное значение, особенно с работой на перспективу.

Однозначно в Индии будет расти внутренний спрос, удовлетворить который РФ может не только за счет экспорта готовой продукции. Возрастает потребность в технологиях и оборудовании пищевых производств. В частности, Индия заинтересована в технических решениях для рыбной отрасли, которые могут предложить российские разработчики. По этому направлению уже проводятся переговоры.

Например, 6 декабря Россельхозбанк и «Сколково» организовали агромитап в онлайн-формате. Индия ежегодно поставляет на внешние рынки рыбную продукцию на $7 млрд и планирует нарастить экспорт на 20–25%. В свою очередь, и Россия заинтересована в поставках морепродуктов из Индии, в том числе креветок. На этом направлении складываются хорошие условия для кооперации, в том числе для специалистов отраслевых институтов развития, научно-исследовательских институтов по изучению аквакультур.

Но о больших успехах российского бизнеса в Индии говорить пока рано. Интерес к этому направлению только зарождается. Чтобы поддерживать его, нужно больше совместных мероприятий и деловых контактов. Уже скоро, 19 декабря 2023 года, состоится XIV Индийско-российский бизнес-диалог. Организатором выступает Индийский бизнес-альянс (ИБА) при поддержке Делового совета по сотрудничеству с Индией (BCCI) Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы и Фонда Росконгресс.

С Индией можно и нужно работать, считают эксперты, но именно работать, вкладываться в долгосрочные отношения, изучать культуру государства и предпринимательских кругов, исследовать локации, поскольку регионы страны очень разнообразны. Но как раз потому, что пути в Индию пока массово не проторены, это позволяет первопроходцам занять лучшие позиции.