Горой за Куштау
В Башкирии около двух недель шли ожесточенные акции протеста. Местные экоактивисты боролись с властями против передачи шихана Куштау в пользование «Башкирской содовой компании» (БСК). В результате протестов задержали около 80 человек, однако проект все же приостановили. Подробнее о «битве за Куштау» — в материале журнала «Компания».
Конфликт вокруг шихана идет уже несколько лет, однако в начале августа противостояние разгорелось с новой силой. Тогда БСК начала вырубать лес на Куштау, чтобы запустить там геологоразведку. На этой территории компания планировала добывать известняк, необходимый для производства соды.
Однако планы БСК шли вразрез со взглядами местных жителей. У Куштау начали собираться активисты, которые разбили у подножья горы палаточный лагерь, пытаясь спасти памятник природы от полного уничтожения.
Вскоре на объекте спора начались задержания. 6 августа возле шихана задержали семерых человек, пытавшихся помешать вырубке леса. Для этого к Куштау приехали 60 силовиков. Произошедшее только подлило масла в огонь, и через несколько дней протестующих было уже несколько тысяч. Они выстроились вдоль дороги, идущей у подножья горы, а затем собрались на склоне у села Урняк. Там они зачитали обращение к президенту Владимиру Путину и через несколько часов мирно разошлись.
Силовой ответ
Пик конфликта пришелся на 15 августа, когда стало известно о разгроме палаточного лагеря протестующих. На него напали омоновцы и сотрудники ЧОПов. По информации в соцсетях, защитников Куштау избили и применили против них газовые баллончики. Предположительно, в числе нападавших заметили главу Ишимбайского района Башкирии Азамата Абдрахманова, одетого в военную форму и маску.
Тогда к шихану пришли сотни силовиков, между ними и активистами начались стычки. «Приехали вместе с ОМОН спортсмены какие-то и байкеры. Все вместе с сотрудниками ЧОП вытягивают защитников из толпы и передают в руки полиции. Мы не даем спецтехнике проехать», — рассказывал активист Рим Абдулнасыров.
В тот день защитники Куштау собирались устроить на горе субботник, однако им помешали. Вместо этого неподалеку прошел согласованный флешмоб в поддержку сотрудников БСК и республиканских властей. Как сообщили в компании, на него пришли 5 тысяч человек, а лагерь в это время разогнали.
На следующий день граждане все же вышли на экологический субботник. Тысячи протестующих призывали правоохранителей не мешать борьбе за Куштау и показать, что они «с народом, а не против народа». За этим последовали задержания: во время экологического субботника правоохранители задержали 79 активистов. Также на акции были пострадавшие. Люди обращались за медпомощью с переломами, ушибами и сотрясениями мозга.
В тот же день к активистам обратился глава Башкирии Радий Хабиров. Он заверил, что промышленные работы на Куштау приостановлены и не начнутся, пока власти не найдут устраивающее всех решение.
«Навоевались, все молодцы, все нормально, успокаиваемся. Я предлагаю мое решение вам такое: сегодня все отсюда, с горы уходят — уходят БСК, уходите вы. И я даю вам слово здесь, что на эту гору никто не зайдет, пока мы не найдем компромиссное решение», — сказал Хабиров.
А что БСК?
БСК — один из крупнейших производителей каустической соды и кабельных пластикатов. Компания занимает первое место в России по производству кальцинированной и пищевой соды. Основные акционеры БСК — «Башкирская химия» и республиканское государственное АО «Региональный фонд». Им принадлежат доли в 57,18% и 38,28% соответственно. Что касается «Башкирской химии», то компания, согласно данным «Спарк», зарегистрирована на кипрский офшор Modisanna limited, который, впрочем, также по данным «Спарк», в прошлом году был ликвидирован. СМИ называли бенефициаром этого холдинга совладельца группы «Петротэк» Сергея Черникова.
Отметим, что именно глава Башкирии Радий Хабиров несколько лет назад принял решение о разработке Куштау содовой компанией. Тогда он говорил, что этот шихан может стать компромиссным вариантом для решения проблем БСК. Дело в том, что настоящей сырьевой базы компании — месторождения Шахтау — хватит до 2020 года. После этого ей придется искать новый источник известняка.
БСК ведет эти поиски уже несколько лет. Больше всего предприятию подходят шиханы Торатау и Юрактау, однако они имеют охранный статус, и общественность активно выступает против их разработки. В качестве альтернативы компании предлагали Гумеровское месторождение, но имеющееся там сырье не соответствует требованиям содовой компании.
В 2019 году Куштау отдали под разработку БСК. По предварительным оценкам, запасов месторождения хватит как минимум на 70 лет. Источник в окружении Хабирова рассказал, что Торатау не отдали под эти нужды, так как это «священное для башкир место», однако активисты видят в этом другой смысл. По их словам, Торатау расположен в родных местах главы региона.
«Богатые никак не нажрутся»
Шиханы — одна из главных достопримечательностей Башкирии. Это уникальные известняковые горы, представляющие собой остатки рифов древних морей. Благодаря тому, что они сильно отличаются от степных ландшафтов, на них образовались уникальные сообщества растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Передача шихана под разработку нарушает российское законодательство, отмечают в Greenpeace. Леса Куштау относятся к лесопарковой зоне, где, по Лесному кодексу, запрещена добыча полезных ископаемых. В организации считают, что добыча известняка на этом месторождении полностью уничтожит Куштау.
«Российские законы "Об охране окружающей среды" и "О животном мире" не допускают действия, приводящие к гибели, сокращению численности или разрушению среды обитания краснокнижных видов. Отчет биологов о редких видах, населяющих Куштау, занимает 44 страницы», — напомнили в Greenpeace.
В защиту этого памятника природы выступают не только специалисты, но и медийные личности.