Горячая точка
В Интернете шутят: «На десять девчонок, по статистике, три гея, два алкоголика, три разведенных, четыре наркомана и один нормальный, но он женат». Но в каждой шутке есть доля шутки, остальное – правда.
Конкуренция огромная, а счастья хочется всем женщинам. А счастье это мало встретить, нужно еще и удержать. И на этом поле растет множество услуг для дам: салоны красоты, фитнес-центры, магазины одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерные сети, психологические тренинги и… курсы сексуального образования.
«Рынок сексуального образования в России совсем молодой, но активно развивающийся – он растет примерно на 20–30% оборота в год, – утверждает генеральный директор Центра сексуального образования Secrets Алексей Гайдай. – В целом емкость рынка сложно оценить. Потенциальная целевая аудитория – 90% сексуально активного населения в возрасте от 18 до 50 лет. Это люди с совершенно разным доходом, но основная масса, конечно, имеет средний доход или выше среднего».
Чему учат в школах 18+
На российском рынке существует как минимум пять крупных игроков – это Федерация вумбилдинга–имбилдинга–римбилдинга им. В.Л. Муранивского, центр Love is, центр «Секс.рф», Центр семейного и сексуального образования Secrets и Vagiton System. Центр Secrets, например, опирается на научную базу American College of Sexologists International и практический опыт американских тренеров sexual wellness – за рубежом рынок сексуального образования уже состоялся. В России он пока только выходит из тени. «Размер инвестиций в проект мы раскрыть не можем, – говорит Алексей Гайдай, – точка окупаемости еще не пройдена. Но мы делаем серьезные шаги вперед, в том числе к тому, чтобы детабуизировать сегмент, показать людям, что в стремлении получать сексуальное образование нет ничего странного, а тем более зазорного».
Кроме крупных и легальных заведений, на рынке присутствует множество мелких школ-однодневок, инструкторов-индивидуалов и групп в социальных сетях, которые берутся обучить тонкостям секса. Конечно, качество услуг сертифицированных центров и спекулянтов сравнивать нельзя, но все эти учебные заведения объединяет общая миссия – сексуальное образование должно, во-первых, улучшать здоровье нации, во-вторых, сохранять семьи.
Инвестиции в запуск подобного бизнеса могут составлять от нескольких тысяч рублей (открытие простого сайта) до нескольких миллионов. Крупные центры работают по всем правилам маркетинговых стратегий: красивые сайты, качественный контент, вежливые сотрудники, чистые и стильные помещения школ и, конечно, бесплатные тренинги – клиенту нужно продемонстрировать, за что он потом будет платить.
«Самый популярный из бесплатных тренингов – «Идеальная любовница», – рассказывает Алексей Гайдай. – На нем мы рассказываем, кто такая идеальная любовница, какими качествами она обладает, даем работающие оральные и мануальные техники. Тренинг так популярен потому, что он очень насыщенный по содержанию, а для бесплатных занятий это редкость. Из платных – «Оральное обольщение». По нашим наблюдениям, именно этот тренинг становится для наших клиентов точкой входа на рынок сексуального образования. После него дамы идут учиться дальше».
Дальше можно осваивать разные виды массажа, сценарии ролевых игр, психологию взаимоотношений, владение голосовым аппаратом, эротические танцы или техники использования ассортимента секс-шопов. Кстати, основатели Secrets – владельцы сети магазинов для взрослых «Точка любви». Вторая популярная сеть интим-магазинов «Он и она» совместно с Национальным институтом сексологии открыла Школу интимной гармонии. Так магазины и расширяют свою аудиторию, и выполняют социальную миссию. В Школе интимной гармонии, например, есть специальный тренинг для нестандартных пар – со значительно разницей в возрасте или особенностями физиологии. За 2,5 часа и 3000 руб. можно узнать, как преодолеть особенные сложности в интимных отношениях.
Платные тренинги в Secrets стоят от 2000 до 20 000 руб. Цены – средние по рынку. Самые дорогие тренинги – тренинги по развитию женских интимных мышц. «Каждый следующий уровень дороже предыдущего, – поделилась с «Ко» посетительница центра Love is (курс по вумбилдингу) на условиях анонимности. – До конца обучения доходят единицы, во-первых, потому что дорого, во-вторых, потому что занятия должны быть регулярными, а это занимает много времени. В-третьих, должна быть постоянная практика с партнером. Ну а в-четвертых, если начать разбираться в тонкостях имбилдинга и вумбилдинга, появляется опасение сделать что-то неправильно и навредить своему здоровью. Поэтому не стоит думать, что подобные курсы – это гарантия какой-то феерии в сексе. Это прежде всего ежедневный труд».
И именно из-за этих, вызывающих споры даже у продвинутых пользователей, тренингов между участниками рынка разгораются войны.
Страсти по вумбилдингу
Тренинги по развитию интимных мышц называются на рынке вумбилдинг, или имбилдинг. Причем разные заведения выбирают одно направление и, как правило, неодобрительно высказываются о втором. На самом деле оба термина введены в конце 1990-х создателем практики вумбилдинга Владимиром Муранивским (1933–2006) – некогда морским инженером, автором изобретений в сфере турбин, переключившимся на женское здоровье и разработавшим для него оригинальные тренажеры.
Федерация по вумбилдингу–имбилдингу–римбилдингу была зарегистрирована ученицей и напарницей Муранивского Ольгой Никитиной только в 2012 г. Однако к этому времени наследники Муранивского уже открыли собственное производство тренажеров Муранивского и проводили тренинги и для частных лиц, и для инструкторов. Тренажер Муранивского был создан и запатентован еще в середине 1990-х. Чуть позднее были запатентованы оба термина – «вумбилдинг» и «имбилдинг» – и получены свидетельства на товарные знаки.
В начале 2000-х партнер по раскрутке бизнеса Владимира Муранивского Юрий Корнев на базе тренажера Муранивского создал тренажер «Вагитон» и вышел с ним на рынок. Сейчас его компания Vagiton System занимается и продажей тренажеров, и подготовкой тренеров, и проведением тренингов для частных лиц. Приверженцы системы Корнева утверждают, что это единственная анатомически и физиологически подтвержденная методика поддержания и тренировки мышц. Согласно ей, женщина сначала учится чувствовать у себя эти мышцы, а затем уже использовать их в техниках секса. В деталях методик у фирмы Корнева и федерации имеются серьезные разногласия. Но еще более в федерации не согласны с повсеместным употреблением своих товарных знаков. Использование терминов «вумбилдинг», «имбилдинг» и «римбилдинг» (мужская практика, созданная и запатентованная Ольгой Никитиной) федерация разрешает только своим тренерам, которые прошли обучающий курс и получили соответствующий сертификат. «Но названия эти настолько хорошо знакомы рынку и целевой аудитории, что мы постоянно сталкиваемся со случаями пиратства, когда наши товарные знаки используются без разрешения, тем самым целевые клиенты вводятся в заблуждение, – рассказывает Ольга Никитина. – Мы выиграли суд, где ответчиком выступал Юрий Корнев, ему запрещено использовать наши товарные знаки. При этом многие из тех, кто прошел его курс обучения, незаконно пользуются термином «имбилдинг». Списки таких пиратов мы постоянно вывешиваем на нашем сайте. Пока мы не собираемся инициировать судебные процессы, просто хотим, чтобы люди знали, что это не является ни имбилдингом, ни вумбилдингом. Наши методики гарантируют результат, а что выдают за вумбилдинг и имбилдинг все остальные – нам неизвестно».
«Представители федерации подали на меня в арбитражный суд за использование товарного знака Imbuilding, – комментирует Юрий Корнев. – Причем накануне я писал Муранивскому, что собираюсь отказаться от этого слова в связи с утратой им различительной способности. В связи с представленным в суде огромным количеством доказательств, что товарный знак Imbuilding оформлен в нарушение патентного закона и мог быть легко оспорен, чего истец, как я думаю, просто не предполагал, он принял мое предложение заключить мировое соглашение».
Однако последователи Юрия Корнева об этом то ли не знают, то ли не считают нужным следовать букве закона. Хотя если быть до конца объективными, то термины «вумбилдинг» и «имбилдинг», кажется, уже живут своей жизнью, как памперс и ксерокс, – такое в бизнесе случается.
Было бы за что бороться
По словам игроков российского рынка сексуального образования, на нем есть и место под солнцем, и потенциал для достаточно высоких заработков. «В 2012-м мы открыли центр в Киеве, а в 2015-м – в Москве, – рассказывает владелица центра Love is и представитель Федерации вумбилдинга–имбилдинга–римбилдинга им. В.Л. Муранивского на Украине Светлана Керимова. – На открытие в Москве центр заработал сам».
Обучение в группе развития интимных мышц в среднем стоит порядка 15 000 руб., при этом в цену включена стоимость тренажера. Индивидуальные занятия могут стоить от 20 000 до 30 000 руб. Отдельно тренажеры принципиально не продаются, поскольку самостоятельные занятия с ними признаны неэффективными. Курсы подготовки тренеров по вумбилдингу в Федерации им. Муранивского стоят 400 000 руб. за три ступени обучения.
Свои обороты центры сексуального образования раскрывать не спешат. «Маржинальность этого бизнеса достаточно высока, – рассказал «Ко» представитель одной из школ на условиях анонимности. – Но многое связано с интеллектуальной собственностью, которую наше государство защищает плохо. На этом рынке много недобросовестной конкуренции, вплоть до проплаченных истерик в социальных сетях и на форумах. Поэтому участники рынка, с одной стороны, хотят внимания к этому рынку, с другой, не готовы рассказывать его кухню».
И все же, несмотря на растущую популярность темы, инвесторы не спешат вкладывать деньги в сексуальное образование. «Этот рынок не очень приспособлен для внешних вливаний, так как очень много завязано на человеческом факторе и постоянном переманивании все новых и новых учеников, – объясняет стартап-хирург Вячеслав Семенчук. – Самое главное, в этой тематике и тематике образования нет единой точки капитализации, кроме построения своего бренда (по этому пути идет «Секс.рф»). Другие моменты – учебные программы, преподавателей, методологии – практически невозможно капитализировать, что делает классические инвестиции не столь интересными. Но для предпринимателей, желающих заработать, это хороший генератор денег, и при лидогенерации постоянного потока можно держать очень высокую маржинальность бизнеса.
Развитие сексуального образования в постсоветском обществе действительно выгодно многим комплиментарным бизнесам, таким как секс-шопы, производители нижнего белья и косметики, сервисы доставки ужинов, уборки, а также пластической хирургии. При этом индустрия сексуального образования напрямую влияет и на серую индустрию оказания интимных услуг, где, с одной стороны, люди начинают понимать, что этими услугами можно пользоваться, с другой стороны, у существующих клиентов появляется альтернатива провождения времени со своими сексуальными партнерами, которые научились чему-то на курсах и могут по многим параметрам сравниться с профессионалами».