Горячий выход

16.05.200500:00

В прошлый четверг заработал последний из закрытых на майские праздники магазинов сети «Пятерочка» в Санкт-Петербурге – новых случаев заражения сотрудников гепатитом А не выявлено. Сообщение о том, что все антивирусные процедуры закончены, появилось на сайте Лондонской биржи – накануне там начались торги по акциям крупнейшего российского ритейлера. В ходе IPO владельцы «Пятерочки» разместили 30% акций и привлекли $598 млн. Инвесторы оценили капитализацию «Пятерочки» в $1,99 млрд (при том, что ее оборот в 2004 году составил $1,59 млрд), не отреагировав на сообщения о гепатите в питерских магазинах и на проблемы компании с региональными франчайзи – партнер в Екатеринбурге, например, на прошлой неделе заявил о возможном отказе от сотрудничества.

По мнению Алексея Панферова, зампреда правления МДМ-банка, очевидно, что в случае с российскими компаниями потребительского сектора инвесторы готовы платить не за факт, а за будущее. «Основные показатели разогретости рынка – те мультипликаторы, по которым размещаются потребительские компании: и «Семерка», и «Лебедянский», и «Пятерочка» получили высокую премию, – говорит Панферов. – «Семерка» продалась по 14,1 к EBITDA, «Пятерочка» по 12,7 к EBITDA 2005 года, тогда как для текущих рынков норма 11 – 11,5, и только Wal-Mart торгуется с коэффициентом 15,5».

Завышенные по сравнению с западными аналогами оценки «Пятерочки» в Лондоне могут ускорить подготовку к IPO других российских потребкомпаний. Анонсировали подобные планы, в частности, «Копейка», «Перекресток», «Нидан», АПК «Черкизовский», «Планета», «Объединенные кондитеры» и т.д. «В конце 2004 года конъюнктура рынка IPO сложилась весьма благоприятным образом. Многие российские компании (не только торговые сети) интенсифицировали свои усилия по выходу на рынки капитала, чтобы максимально полно удовлетворить аппетит инвесторов к активам предприятий недобывающих отраслей, – отмечает Андрей Бочаров, руководитель инвестиционного департамента группы компаний Verysell. – Поскольку розничные сети по природе их бизнеса (большие объемы продаж, высокие темпы роста, высокая степень автоматизации, четко регламентированные бизнес-процессы, высокая управляемость и прозрачность) весьма привлекательны для инвесторов, то их желание не упустить момент и опередить других потенциально интересных эмитентов до того, как рынок насытится, вполне объяснимо».

«Те, кто выходит первыми, получают наиболее правильные результаты по ценообразованию, но это не значит, что рынок закрыт для остальных, – считает Панферов. – И не думаю, что через год-два все изменится. 2006 год может быть еще более интересным. Не факт также, что «Пятерочку» меньше оценили бы в России – РТС перегружена сырьевыми бумагами (при доле 35% в ВВП нефть и газ на бирже занимают 70%), инвесторы заинтересованы в компаниях новой экономики».

Основатели «Пятерочки» Андрей            Рогачев и Александр Гирда (основные владельцы голландской компании Pyaterochka Holding Ltd., акции которой и размещались в Лондоне) собираются вложить заработанные на «горячем» рынке деньги в проект национальной сети гипермаркетов «Карусель». Ранее компании группы «Карусель» были выведены из структуры холдинга (в нем остались лишь «дочки», непосредственно связанные с деятельностью сети «Пятерочка» в Москве и Санкт-Петербурге: операционные «Агроаспект» и «Агроторг», инфраструктурные «Агроавто» и «Агростар» (склады, транспорт), «Цейзер» и «Ремтрансавто» (владелец недвижимости). Раскрутка «Карусели» теперь пойдет быстрее  – первый гипермаркет сети вне Питера откроется до конца года в Нижнем Новгороде.