Горячо — холодно: как российский бизнес оценивает риски климатических изменений
Эксперты ООН назвали климатические изменения Земли в 2023 году крайне интенсивными, а некоторые из них и вовсе необратимыми. По словам Генсека ООН Антониу Гутерриша, человечество «открыло врата ада». Апокалиптический настрой понять можно: ливни и засуха уничтожают урожай фермеров, изнуряющие температуры вызывают болезни, тайфуны превращают в руины целые поселения. Закон Дарвина гласит: выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный. Опыт последних десятилетий показал, что адаптироваться к изменениям Россия умеет. Как бизнес реагирует на погодные аномалии — в материале Компании.
Со всех сторон рискованное земледелие
Генеральный директор производственно-экспортной компании «ЭПТ» Карен Овсепян считает, что Россию можно назвать одним из немногих бенефициаров глобального потепления, ведь на долю основной части страны сегодня приходятся умеренные позитивные изменения климата. На Ставрополье стал вызревать хлопок, а в Подмосковье — виноград.
За счет роста количества влаги и тепла в Сибири территория постепенно превращается из зоны высокорискового земледелия в зону умеренного рискового земледелия. Причем эксплуатация земли здесь ниже в сравнении с южными регионами, поскольку основная почва Сибири — коричневый чернозем, дающий качественный результат по зерну.
В «ЭПТ» подобным изменениям только рады. «При применении современных технологий работы, а также используя хорошие семена и необходимое количество удобрений мы можем выйти на результаты урожайности по зерновым культурам, сопоставимые с югом России, — убежден Овсепян. — Сегодня в Сибири брать с гектара 55–60 центнеров зерна — не проблема. Можно и больше».
Однако выгодоприобретателем глобального потепления в РФ сегодня можно назвать только территории от Южного Урала до Дальнего Востока, считает собеседник «Компании». Прибрежные области находятся в зоне климатической турбулентности, тайфуны и штормы «грызут» побережья.
На юге России засухи сменяются избыточными осадками. Один из крупнейших агрохолдингов России — «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева» — в текущем году собрал 2,3 млн тонн зерновых колосовых и зернобобовых культур. Урожай пшеницы составил 1,98 млн тонн. Показатели снизились на 8% и 10% по сравнению с прошлым годом.
В агрокомплексе пояснили, что урожайность озимых пшеницы и ячменя в 2023 году ниже среднемноголетних значений на всей территории России. Причина — увеличение числа осадков. Их количество с апреля по июль превысило норму в 1,5–2 раза.
Лед тронулся
Изменение климата сказывается не только на южных регионах России, но и на Севере. Одна из основных проблем этих земель — оттаивание „вечной мерзлоты“, которая занимает около половины площади страны.
По данным Минприроды, из-за деградации мерзлоты могут пострадать более 20% российской инфраструктуры. А ведь на сибирских и арктических землях сосредоточено немало предприятий, разрабатывающих и добывающих природные ресурсы — нефть, газ, алмазы, никель, палладий и другие.
Процессы таяния вечной мерзлоты и сопровождающие их рельефные и геологические изменения требуют от работающих в северных широтах компаний вести мониторинг состояния грунтов, заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Некоторые компании уже начали предпринимать соответствующие действия. Так, «Норникель», по итогам 2022 года пробурил пять 200-метровых скважин (в Норильске, Талнахе, Оганере, Кайеркане и Дудинке). Специалисты изучили состав и свойства грунтов, провели геофизические измерения, а также анализ химического состава подземных вод.
Изменение климата в регионе представляет опасность не только для добывающих и обрабатывающих предприятий, но и для транспортной инфраструктуры. «На Севере развиты грунтовые дороги, раскисающие в теплое время года. Таяние вечной мерзлоты волей-неволей заставит менять традиционные маршруты доставки грузов. То же самое будет касаться имеющихся и проектируемых железных дорог, в частности Северного широтного хода», — рассуждает Леонид Хазанов.
Кроме того, через зоны многолетней мерзлоты проходит значительная часть важнейшей транспортной артерии страны — Байкало-Амурской магистрали. От Северо-Муйского хребта до хребта Дуссе-Алинь залегает сплошная мерзлота, на остальных участках — островная, пояснили в ГК 1520 (крупнейший подрядчик РЖД по проекту модернизации Восточного полигона железных дорог: БАМ и Транссиб).
Чтобы обеспечить безопасность движения, необходимо сохранять мерзлоту в основании насыпи железной дороги, что достигается за счет каменного слоя толщиной 0,5–1 метр. Для стабилизации путей также укрепляется грунт в низинах, выполняется гидроизоляция, монтируются водопропускные трубы. Контроль температурных параметров осуществляется при помощи термометрических скважин.
Если для железной дороги излишнее тепло в этих краях губительно, то для Северного морского пути может обернуться во благо, так как будет сокращаться площадь паковых льдов, облегчая проход судов, уверен Леонид Хазанов. Некоторые компании, проанализировав ситуацию в регионе, уже пришли к выводу, что пора наращивать доставку грузов по данному маршруту.
За последние десять лет объем грузоперевозок по Северному морскому пути вырос почти в 9 раз — с 4 тысяч тонн в 2013 году до более чем 34 тысяч тонн в 2021–2022 годах.
Климатические мигранты
Климатическая миграция как таковая началась задолго до глобального потепления, однако сейчас этот процесс получил новый виток. Чаще всего мигрируют в теплые регионы люди, желающие жить в климате, где лето длится девять месяцев в году, а зима — всего один.
«Мы видим, что юг России испытывает стабильный приток населения. В Краснодаре, к примеру, количество жителей с 2010 года увеличилось на 50%. Думаю, что реальный приток людей примерно в два раза больше, так как многие переезжают на юг, не меняя своей прописки», — подчеркивает генеральный директор консалтинговой компании MAR CONSULT Дмитрий Шиманов.
Еще одно направление миграции — из населенных пунктов в зоне вечной мерзлоты на юг Красноярского края, Новосибирской, Томской, Архангельской областей, Тывы, Бурятии, Чукотки и других регионов Сибири, Дальнего Востока, Урала, Европейской части.
Как итог, рассуждает доцент департамента стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян, в перечисленных регионах вырастет приток рабочей силы — приблизительно на 5–6 млн человек. Это провоцирует новую проблему: существующие производственные мощности не способны переварить такой прирост рабочих. Это создаст дополнительные сложности в социальном обеспечении, медицине, образовании.
Впрочем, нет такого вопроса, который не решили бы деньги. Конкретно этот потребует оперативного расширения объемов жилищного строительства в существующих агломерациях, либо создания новых. В любом случае инвестиции в социальную инфраструктуру и жилищное строительство, а также на возмещение ущерба переселенцам и ликвидацию потенциальных природных катастроф можно очень приблизительно оценить в диапазоне от 7 до 20 трлн рублей, резюмировал Михаил Хачатурян.