Top.Mail.Ru
архив

Горяинов и другие

Компания «Проф-Медиа», входящая в группу «Интеррос», приобрела контроль над газетой «Советский спорт». Параллельно в компании происходят кадровые и структурные изменения. Владельцы и менеджеры «Проф-Медиа» пытаются сделать компанию более похожей на классический холдинг.

Группа компаний «Интеррос», во главе которой стоит Владимир Потанин, пополнила свой «спортивный багаж». К принадлежащим холдингу баскетбольной и хоккейной командам ЦСКА прибавилась старейшая отечественная спортивная газета – «Советский спорт». Стоимость сделки между компанией «Московская недвижимость», с осени 1998 года контролировала газету, и «Проф-Медиа» осталась в тайне. Продавцы оказались в недосягаемости – все ответственные лица компании отправились в отпуска. Генеральный директор холдинга «Проф-Медиа» Вадим Горяинов сообщил, что приобретено «значительно больше 75% акций», не назвав их стоимости. Еще в апреле мы упоминали имена двух других несостоявшихся покупателей газеты. Это были Дерк Сауэр, глава издательского дома Independent Media (IM) и Арнольд Уваров, возглавляющий издательство «Апрель». Ни Сауэр, ни Уваров не смогли договориться с владельцами газеты, желавшими продать как минимум контрольный пакет акций. По общему мнению представителей компаний, ранее пытавшихся купить «Советский спорт», «Проф-Медиа» наверняка переплатила за спортивную газету. Впрочем, имея за спиной такого инвестора, как «Интеррос», можно позволить себе стратегические инвестиции. «Советский спорт» потенциально казался интересным для издательства, «но не за те деньги, которые за него просили», считает Михаил Дубик, издатель газеты «Ведомости», входящей в издательский дом Independent Media. Арнольд Уваров говорит, что для него приобретение газеты было бы невыгодно, так как на уровень текущей рентабельности проект смог бы выйти только через три года. У «Проф-Медиа», по утверждению Вадима Горяинова, нет проблем с поиском средств для реализации нового проекта, «так как рынок переполнен деньгами». Что касается финансового участия «Интерроса», то «вопрос в том, насколько холдинг захочет проинвестировать эту сделку». Не исключено, что «Проф-Медиа» доведет свой пакет акций до 100%. Пока это невозможно, так как «Московская недвижимость» должна урегулировать свои обязательства перед владельцами мелких пакетов «Советского спорта». Дальнейшие инвестиции в приобретенное издание составят $1,5 млн. На эти деньги новые хозяева планируют обновить компьютерный парк, купить редакционные программы, отремонтировать здание редакции в Спасоглинищевском переулке, а также усилить кадровый состав. «Людям нужно платить больше», – поясняет Вадим Горяинов. По его словам, бизнес-план предполагает достижение «реальных результатов» через три года. Первые перемены в газете станут заметны уже в сентябре. Во-первых, в выходных данных будет указываться сертифицированный тираж. По словам руководителя «Проф-Медиа», реальный тираж газеты составляет 100 тыс. – 200 тыс. экземпляров. Во-вторых, на первой полосе планируется проставлять рекомендованную цену (подобную практику холдинг реализует в своих изданиях с 1999 года). По признанию Вадима Горяинова, нынешний «Советский спорт» кажется ему скучным. Обновленный вариант газеты будет содержать специализированные рекламные цветные вкладки или полосы, ориентированные на бизнесменов Москвы и выходящие только в столице. Гарантией успеха проекта, считает Горяинов, должны стать комфортные условия для рекламодателей: «У нас нет других вариантов». «Известиям» и «Комсомольской правде» поступления от рекламы обеспечивают до 65% доходов, «Экспресс-газете» – 20%, «Антенне» – 40%. По словам Горяинова, приобретая «Советский спорт», медиа-группа получает в свое распоряжение аудиторию, которая практически не пересекается с аудиторией других изданий холдинга. По его прикидкам, это около 300 тыс. читателей. При этом, как утверждает Горяинов, 50% этих людей не читают никаких газет, кроме «Советского спорта». Используя потенциал спортивной газеты, «Проф-Медиа» сможет предоставлять пакетные скидки рекламодателям. По расчетам руководства компании, совокупная полугодовая аудитория «Комсомольской правды», «Известий» и «Советского спорта» достигнет 20 млн человек. Как считает Горяинов, это позволит холдингу конкурировать по охвату аудитории с электронными СМИ. «Мы получили продукт, который идеально вписывается в стратегию развития нашего бизнеса. Самый крупный медиа-холдинг стал владельцем общенациональной ежедневной прессы», – говорит Горяинов.

Нереальный холдинг

 «Мы занимаемся исключительно бизнесом, мы капиталисты и для нас самым главным является коммерческий успех», – утверждает Вадим Горяинов. По некоторым неофициальным оценкам, «Проф-Медиа» приносит в общую копилку «Интерроса» до $1 млн в год. Возможно, декларируемый коммерческий успех медиа-холдинга стал достижим потому, что в отличие от хозяев «Медиа-Моста» и издательского дома «Коммерсантъ», во всеуслышание объявивших о том, что СМИ для них – средство политического влияния, «Интеррос» в лице руководства «Проф-Медиа» придерживается линии невмешательства в редакционную политику изданий, входящих в холдинг. Собственно говоря, «Проф-Медиа» классическим холдингом можно назвать лишь весьма условно. Финансовые потоки в «Проф-Медиа» не идут через головную компанию, дочерним компаниям не выделяется определенный бюджет. Сейчас, по утверждению Вадима Горяинова, «Проф-Медиа» зарабатывает деньги, получая дивиденды от компаний: «Я бы назвал нас инвестиционно-управляющей компанией, специализирующейся в сфере СМИ». Подобная бизнес-схема сложилась исторически. В отличие, к примеру, от издательского дома Independent Media, который изначально создавался как компания, ставящая перед собой задачу достичь лидирующих позиций в заранее определенных нишах, компания «Проф-Медиа» подобных целей не планировала. Она начала работать с активами, которые принадлежали ОНЭКСИМбанку еще до того как банк вошел в холдинговую компанию «Интеррос» (во главе которой встал Владимир Потанин, бывший глава ОНЭКСИМа). Не все издания медийной группы «Интерроса» чувствуют себя хорошо. При росте аудитории еженедельника «Антенна» и газеты «Комсомольская правда» количество читателей такого старого брэнда, как «Известия», стабильно падает. Согласно замерам Gallup Media если в апреле – июне 1998 года средняя аудитория одного номера газеты в Москве составляла 190 тыс. человек, то уже в декабре – апреле текущего года она уменьшилась до 90 тыс. Впрочем, Михаил Дубик полагает, что с «Известиями» работать все же можно, хотя газета и является «тяжелым активом». Похоже, проблема в менеджменте. К примеру, последняя рекламная кампания «Известий», которая была направлена на омоложение аудитории, не была согласована с изменением контента продукта. Если не предпринимать активных действий, то тенденция к снижению тиража может быть продолжена. В сентябре 1998 года в пользу «Известий» был «заморожен» выпуск газеты «Русский телеграф», на которую, по разным оценкам, было потрачено от $16 млн до $20 млн. Спустя почти три года Вадим Горяинов объясняет это решение тем, что «Известия» и «Русский телеграф» рано или поздно стали бы конкурировать между собой, тогда как задача медийных активов «Проф-Медиа» «не конкурировать, а поддерживать друг друга». Сделал свое дело и кризис. Люди, имевшие отношение к изданию «замороженной газеты», считают, что неудача постигла газету из-за неграмотного менеджмента. Возможно, одной из причин неудачи стала внутренняя разобщенность СМИ, контролируемых «Проф-Медиа». В 1998 году Михаил Кожокин, который был тогда вице-президентом ОНЭКСИМбанка и курировал его медиа-проекты, говорил: «Наша задача – консолидация финансовой и экономической структуры наших СМИ. И тогда мы сможем сказать, что создали реальный холдинг». Похоже, к созданию «реального холдинга» компания приступает только сейчас. Два месяца назад в «Проф-Медиа» сменился председатель совета директоров. Михаила Кожокина, оставшегося членом совета, сменила Лариса Зелькова, которая, по отзывам Михаила Дубика, «высокопрофессиональный человек и на протяжении долгого времени работала в тесном контакте с Владимиром Потаниным». И хотя у председателя никаких особых прав нет, в «Интерросе», по мнению Вадима Горяинова, посчитали, что во главе совета директоров медийного подразделения ФПГ должен стоять человек непосредственно из «Интерроса», а не тот, «который работает главным редактором в одном из изданий группы». «Это абсолютно верный ход в рамках выстраивания правильной системы корпоративного управления», – соглашается с решением собственника Горяинов. Первые четыре года компания «Проф-Медиа» развивалась экстенсивно, приобретая активы. Сейчас главная задача – интенсификация производства с максимальным использованием существующих активов. Одним из катализаторов этого процесса может стать строящаяся сейчас газетная типография в Москве, которая должна заработать в июне 2003 года. Проект осуществляется совместно с норвежской медиа-группой A-pressen. Из $11 млн необходимых для строительства типографии, 65% инвестируют норвежцы, а остальные 35% – «Проф-Медиа». Как говорит Вадим Горяинов, печатные проекты компании загрузят мощности типографии на 60%. Остальные мощности будут загружены за счет сторонних заказов, которые, по его утверждению, найти на рынке достаточно легко. В случае успешной реализации проекта (а все говорит о том, что так оно и будет) разрозненные издания компании окажутся под единым технологическим колпаком. Он существенно облегчит «корпоративное управление» холдингом.

Еще по теме