Горючие слезы Vestel
На одном из крупнейших заводов по производству электробытовой техники Vestel Electronics 14 ноября произошел пожар. Уничтожена линия по производству телевизоров стоимостью около $40 млн и мощностью 2 млн штук в год. Турецкая компания Vestel Electronics считается одним из ведущих контрактных производителей в Европе. Предприятие, открытое ею в Александрове год назад, выпускало по лицензии недорогие модели Sanyo, JVC, а также продукцию под собственной маркой. Vestel контролировала 13% российского рынка телевизоров.
Представители компании заявили, что не собираются отказываться от работы в России и хотят восстановить завод в кратчайшие сроки. Но процесс может затянуться. «Производство Vestel возобновит только в начале 2007 года. Поэтому компании, которые размещали там заказы, будут вынуждены обратиться к услугам других подрядчиков», – считает директор по маркетингу холдинга «Полар» Светлана Жирухина. Оставшись без мощностей, Vestel рискует навсегда потерять свои позиции. Ведь о строительстве заводов в России объявили LG, Beko, Samsung.
Временная потеря производителя может негативно отразиться и на рыночной ситуации. «Пожар произошел в канун высокого сезона, поэтому не исключено возникновение дефицита недорогих кинескопных телевизоров, которые выпускала Vestel. Вполне возможно, что остальные производители поднимут цены», – рассуждает PR-директор сети магазинов бытовой электроники «Мир» Елизавета Тотунова. Впрочем, как отметили в ассоциации «Ратэк», на складах скопились товарные запасы, поэтому серьезного скачка цен не произойдет.
По факту возгорания на заводе возбуждено уголовное дело. Однако участники рынка не склонны рассматривать пожар как экономическую диверсию. «Vestel использовала для производства корпусов телевизоров отходы горючего пластика, которые она привозила со всей Европы. Это самый дешевый пластик с низким классом пожаростойкости. Сырье хранилось навалом и могло загореться от любого случайного окурка», – прокомментировал ситуацию один из участников рынка. По информации того же источника, турецкая компания строила в России завод с помощью кредитов ЕБРР. Однако новое оборудование, купленное на эти средства, фирма устанавливала на своих европейских и турецких предприятиях. А в Александров завозилось из Турции старое. Так что при получении страховки за вычетом кредитов пострадавшая компания еще и заработает на пожаре $3 – 5 млн. Имущество завода, а также убытки от перерыва в производстве по пакету рисков (в который входит и пожар) страховала «АльфаСтрахование». Компания уже объявила, что готова возместить ущерб.