Top.Mail.Ru
архив

Госкомтелеком

25.10.201500:00

Все последние годы операторы «большой тройки» («Билайн», «Мегафон» и МТС) спокойно сосуществовали в Московском регионе, поделив между собой рынок. Ситуация всех устраивала, так как она предполагала отсутствие «ценовых войн», и компании преспокойно снимали сливки с самого состоятельного региона России.

Для примера, Москва и область приносят «Вымпелкому» (торговая марка «Билайн») около 40% всей российской выручки. Понятно, что отдавать такой лакомый кусок и снижать уже давно устоявшиеся тарифы никто не хотел. Но в конце октября ситуация кардинальным образом изменилась: на столичный рынок вышла компания «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2), которая позиционирует себя как оператор-дискаунтер.

Она присутствует на российском рынке с 2003 г. и уже обслуживает клиентов в 62 регионах страны, неоднократно пыталась попасть и на московский рынок, но пока контролирующими акционерами компании были шведы, ей этого сделать не удавалось. В 2013 г. шведская группа Tele2 AB приняла решение о продаже российского подразделения группе ВТБ. С этого момента дела у компании пошли в гору: за два последних года она поглотила сотовые активы «Ростелекома» и SkyLink. Поворотным этапом стало получение в 2014 г. долгожданного разрешения на работу в Москве. А один из основных акционеров компании – ВТБ – выдал ей кредит на 16 млрд руб. как раз на строительство сети в Москве.

На момент старта продаж sim-карт (21 октября) в Москве у Tele2 было 7000 базовых станций, но их строительство продолжается, заявил на пресс-конференции первый заместитель гендиректора телеком-компании Александр Провоторов. По его словам, оператор планирует размещать базовые станции вдоль магистральных сетей и в торговых центрах, а в 2016 г. начнет разворачивать сеть в Московском метрополитене. При этом из кредита ВТБ пока израсходовано лишь 16%, притом что удалось обеспечить покрытие 90% территории столицы и 75% – Московской области. Конечно, столь быстрый выход и феерическая рекламная кампания были бы невозможны без выделенных госбанком денег.

«Большая тройка» заранее начала готовиться к появлению в столице четвертого оператора. В частности, «Мегафон» пошел на обнуление тарифов для смартфонов «Все включено» внутри сети со 2 ноября. Официально в компании не связывают эти два события, подчеркивая, что изменения касаются всех регионов присутствия оператора, а не только Москвы, но эксперты абсолютно уверены, что причина в появлении Tele2 на рынке столичного региона. В конце сентября «Вымпелком» предложил абонентам на несколько месяцев бесплатный мобильный Интернет 4G. Опять же официально представители компании никак не связывали такие «подарки» с выходом на рынок конкурента, но все абсолютно четко понимали, что у «большой тройки» остается совсем мало времени для завоевания лояльности клиентов. Сейчас все ее действия так или иначе связаны с выходом на московский рынок Tele2, уверен аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. А причины для опасений у аборигенов московского рынка сотовой связи действительно есть: в каждом регионе, куда ранее выходил Tele2, он устанавливал тарифы на 20–30% ниже среднерыночных и благодаря этому быстро наращивал долю рынка. Эксперты отмечают, что в дальнейшем тарифы нередко повышаются, но на старте они всегда бывают значительно ниже рынка. Так произошло и в столице. «Компания по-прежнему будет придерживаться принципов сотового дискаунтера, то есть удерживать цены ниже, чем у конкурентов. Разница может составлять до 30%», – подтвердил «Ко» официальный представитель Tele2 Константин Прокшин. Хотя похоже, что «большая тройка» пока не готова к ценовым войнам в столице: операторы рассчитывают, по всей видимости, на то, что «богатые» столичные абоненты не будут обращать внимания на столь незначительную для них разницу в тарифах, а наиболее состоятельные ради экономии 1000 рублей в месяц не захотят ломать себе голову и терять время, а возможно, и важные звонки при переходе к другому оператору с сохранением номера.

«В дальнейшем они («большая тройка». – Прим. «Ко») вряд ли будут сильно демпинговать: у них сильные позиции на рынке, а Tele2, чтобы потеснить их, понадобится время», – заключает Максим Савватин.

Как бы то ни было в дальнейшем, сейчас привлечь внимание столичной публики Tele2 все-таки удалось. Объявленный за две недели до официального старта продаж предзаказ sim-карт принес новому оператору порядка 30 000 абонентов. Наиболее показательной была история с отказом компьютерной системы, которая записывает данные новых пользователей. В пяти салонах из-за большого наплыва клиентов электронная система перестала работать. Но в компании считают это незначительным событием, учитывая, что в один день в столице открылось сразу 400 салонов Tele2. Что касается дальнейших перспектив на московском рынке, то новый оператор не хотел бы забегать вперед и говорить о планах по завоеванию той или иной его доли. «Могу привести пример Воронежа. В 2005 г., когда мы пришли в регион, никто не верил, что мы сможем получить значимую долю. Сейчас Tele2 занимает там первое место по числу абонентов. И таких примеров множество», – не давая расслабиться конкурентам, заявляет Константин Прокшин.

 

Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «Финам»:

«На мой взгляд, некорректно даже приблизительно оценивать, какую долю Tele2 займет на рынке Московского региона до конца текущего года. Дело в том, что по методологии, распространенной в РФ, абонентом считается sim-карта, которая была активна хотя бы раз в течение трех месяцев. Поскольку Tele2 запускается за 2,5 месяца до конца года, к новогодним праздникам у оператора может быть много «мертвых душ», которые теоретически можно будет считать действующими абонентами. Чтобы окупить CAPEX и быть прибыльной на операционном уровне, Tele2 нужно в течение нескольких лет получить 10% и более на местном рынке. Я думаю, компания сделает все, чтобы достичь этого показателя. Ей потребуются не только конкурентные цены на продуктовую линейку и доступ к качественной инфраструктуре 3G/4G, но и более высокое качество обслуживания абонентов, чем в среднем по региону».

 

Сергей Огороднов, председатель совета 
директоров компании Voltaware:

«Я предположу, что доля рынка будет заниматься не два месяца, а несколько лет. Безусловно, учитывая характер Tele2 как дискаунтера на нерастущем рынке в кризисный период, есть серьезные шансы отобрать такую же пропорцию клиентов у «большой тройки», как это было сделано в регионах. Думаю, что бóльшие потери понесут операторы с худшим покрытием и качеством связи. Однако без внедрения чего-то нового, типа агрессивного продвижения «умного дома», или услуг на энергорынке домохозяйств Tele2 будет гораздо сложнее переманивать абонентов.

На самом деле OIBDA операторов еще достаточно высока, поэтому падать всем есть куда. Средние тарифы могут серьезно снизиться, особенно будут развиваться тарифы с фиксированной платой за все звонки и sms и большим количеством «даты». Аналогичная ситуация сложилась на других рынках, где фактически разница между операторами заключается лишь в названии компании».