Госкорпорации против логики
«Газпром» с каждым месяцем все острее испытывает дефицит свободных средств. Российско-украинский газовый конфликт и сокращение потребления голубого топлива снизили доходы компании. Получить дополнительные инвестиции монополия собирается за счет продажи своих акций. В середине марта «Газпром» начал road show в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Ранее он уже собирался разместить свои акции в регионе ЮВА. Рассматривалась Токийская, Сингапурская или Шанхайская биржи, но до листинга дело пока не дошло. Начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин считает, что средства монополии требуются в том числе для финансирования целого ряда инвестпроектов: освоения Бованенковского и Штокмановского месторождений, строительства газопроводов Nord Stream и South Stream. В общей сложности инвестиционные потребности «Газпрома» оцениваются в $45 млрд. Учитывая, что его капитализация с лета прошлого года снизилась почти в 4 раза, а расписки на газпромовские акции торгуются на Лондонской, Берлинской и Франкфуртской биржах, эксперты сомневаются, что компании удастся привлечь деньги в Европе. Именно поэтому «Газпром» сконцентрировался сейчас на странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Теоретически при нынешней цене бумаг предложение может быть интересным для нового круга инвесторов, тем более что проблема со свободными средствами там стоит не так остро, как в Европе или США.
Госкорпорации против логики
Президент Дмитрий Медведев продолжает притягивать предложения, отчасти противоречащие тому, что предпринимал его предшественник. Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагает упразднить госкорпорации как форму юридических лиц. В России существует 7 структур с подобных статусом – такие как Внешэкономбанк, «Ростехнологии», «Агентство по страхованию вкладов», «Росатом», «Олимпстрой», и все они были созданы в эпоху президентства Владимира Путина. «Когда создавались госкорпорации, нефтегазовых денег у государства было много, соблазн потратить их быстро был велик, – иронично замечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Тратить по бюджетным процедурам или через создание акционерных обществ – долго и громоздко, поэтому нужна была какая-то организационно-правовая форма, позволяющая потратить эти огромные средства на любые цели». Фактически эти структуры с особым статусом объединяют в себе признаки органов госуправления и корпораций. Юристы хотят ясности, предлагая сделать эти структуры либо ведомствами, либо акционерными обществами. Однако вряд ли распорядители госкорпораций, в частности глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, согласятся на самоупразднение. «Самое страшное в этой ситуации – индивидуальное правовое регулирование: можно сделать все, что хочешь, внеся поправки в законодательство. А плохое состояние бюджета еще больше провоцирует на нерациональные траты», – уверен Игорь Николаев.
Опрос недели
На саммите G20 Россия намерена предложить отказаться от доллара США в международных расчетах и заменить его СДР – искусственными деньгами, созданными МВФ.
УГРОБИМ ДОЛЛАР?
Александр Орлов, управляющий директор «Арбат Капитала»:
Отношусь к такой идее негативно, так как не может быть резервной валюта национального органа, не обеспеченная реальными активами и ВВП. Более того, устойчивость валюты МВФ будет очень сильно зависеть от спонсорской помощи его членов, а последние распри вокруг нежелания стран, имеющих средства для донорства (Китай, Саудовская Аравия), финансировать фонд, большинство голосов в котором принадлежит США и другим развитым странам, денег не имеющим, подтверждает нежизнеспособность самого МВФ.
Сергей Елагин, директор казначейства Евразийского банка развития:
Не думаю, что в ближайшем будущем велика вероятность возникновения новой искусственной мировой резервной валюты. Глобальная финансовая система настолько хрупкая, что революционные изменения требуют ювелирной выверки. Другое дело, что уже сейчас вполне реальным может стать как усиление роли сильнейших региональных валют во взаимных расчетах в рамках отдельных регионов, так и усиление контроля за крупнейшими эмиссионными центрами мира.
Сергей Овчаренко, финансовый директор представительства Pfizer в России:
Проект целесообразен в очень отдаленной перспективе, поскольку предполагает совершенно другой уровень взаимодействия между странами, которые примут решение о применении такой валюты. В настоящее время я пока не вижу альтернативы доллару США, поскольку, при всех оговорках, за данной валютой стоит мощь самой большой экономики мира.