Господин надзиратель
Через три с половиной года председательства в ЦБ Эльвира Набиуллина смогла наконец внести изменения в устойчивую систему банковского надзора.
Своих постов с 17 октября лишаются первый зампред регулятора Алексей Симановский, работавший в Центробанке с конца 1980-х, и Михаил Сухов, пришедший в ЦБ в начале 1990-х. Эльвира Набиуллина объявила, что Банк России усиливает вертикаль надзора и создает отдельную службу анализа рисков. Председатель совета директоров холдинга «Национальный резервный банк» Александр Лебедев так прокомментировал эти кадровые перестановки: «ЦБ покидают остатки «транзитно-обнально-конвертной» крыши мошенников-банкиров, похитивших в РФ $100 млрд».
За последние три года ЦБ лишил лицензий около 300 российских банков, невозвратные потери при этом составили примерно 1,6 трлн руб. Экономист Сергей Алексашенко* высказал мнение, что банковский надзор оказался неработоспособным, проблемы у финансовых организаций выявлялись только в тот момент, когда в банке разворовано все, включая скрепки, пепельницы и дыроколы. И ответственность за это должны нести персонально Алексей Симановский и Михаил Сухов. Саму возможность их увольнения ряд экспертов связывает со сменой элит в силовом блоке, в частности, с отставкой генерала Виктора Воронина, руководившего управлением «К» СЭБ ФСБ. За судьбу отставников политик Роман Харланов призывает не беспокоиться: «Очень скоро они проявятся в каких-нибудь крупных банках в качестве членов совета директоров или же лоббистов, потому что из ЦБ на улицу еще никто не уходил». Как считает директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков, ротация в любой системе, особенно на уровне заместителей, является нормой и позволяет вливать новые силы, новую энергию и новые идеи для реализации задач, которые ставятся высшим руководством. Решать задачи придется Дмитрию Тулину, он уже курировал банковский надзор в ЦБ дважды – в 1990-х и в середине 2000-х – и заменял принесенных в жертву ради спасения главы ЦБ: в прошлом году он занял место Ксении Юдаевой, которую «ушли», чтобы Эльвира Набиуллина избежала наказания за резкую девальвацию рубля.
* признан в России иноагентом.