Top.Mail.Ru
архив

Гости столицы

Поток нелегальных иммигрантов из Мексики в Соединенные Штаты становится все более интенсивным и уже создает угрозу национальной безопасности. Нынешний президент нашел оригинальное решение проблемы, которое не приходило в голову ни одному из его предшественников: он предлагает построить вдоль южной границы США многокилометровую каменную стену.

 

С момента возникновения государственности Соединенных Штатов авантюристы всех мастей стремились сюда в поисках лучшей доли, да и сами отцы-основатели не были коренными жителями континента. Эту страну создали пассионарные иммигранты: благодаря им были освоены бескрайние территории континента, они же запустили бурный процесс индустриального развития, без которого не было бы современной корпоративной Америки. Однако уже во второй половине XIX века приезжающих в страну стали делить по сортам. Гражданами «второй свежести» сначала оказались китайцы.

 

Yo, nigga

 

24 октября 1871 года пятьсот вооруженных американцев европейского происхождения устроили резню в китайском квартале Лос-Анджелеса. Под покровом ночи они ворвались в чайна-таун на Кале де лос Негрос (Негритянская улица). Большинство зданий в квартале были разгромлены и разграблены, почти каждый житель избит. Не менее 20 китайских иммигрантов погибли – наутро их обезображенные трупы были вывешены на площадях в респектабельных районах города. Всего в Лос-Анджелесе, в то время еще тихой американской глубинке, проживало около 200 этнических китайцев.

Поводом для погрома послужила смерть некоего Роберта Томпсона, застреленного на дуэли из-за женщины. Убийца скрылся, и возмущенные местные жители решили выместить свое негодование на китайцах. После этой акции Западное побережье стало пользоваться заслуженной славой цитадели американского расизма, нью-йоркские газеты называли его «погрязшим в крови Эдемом».

Азиатов в Америке не любили в основном из-за того, что они начали процесс ассимиляции в США последними. Расизм очень похож на армейскую дедовщину – тому, кто не успел освоить правила поведения в группе, приходится отвечать за все. Двадцати китайцам пришлось нести ответственность и за гражданскую войну, и за экономический спад, и за тотальную безработицу на Западном побережье.

Хотя за резню на Негритянской улице повесили только троих зачинщиков, к разжиганию расовой нетерпимости были причастны практически все партии, представленные в Конгрессе. На сложные вопросы избирателей политики предпочитали давать простые ответы: все беды Америки происходят из-за того, что новые мигранты дестабилизируют рынки рабочей силы. Из-за них-де разоряются фермеры, рабочих массово увольняют с фабрик.

В 1882 году эти простые ответы привели САСШ к принятию законов о выдворении китайцев из страны и жесткой фильтрации новых переселенцев из Восточной Азии.

 

На лицо ужасные

 

В середине XIX века китайские мигранты искали в США спасения от голода и беспорядков, вызванных Тайпинским восстанием 1850 – 1864 годов. В первое время правительство и деловые круги САСШ охотно привлекали их в страну: предполагалось, что дешевые рабочие руки из Китая помогут построить в стране железные дороги и поднять калифорнийскую целину. Американские моряки рассказывали китайцам завораживающие истории о далекой стране, в которой за пару лет можно сделать внушительное состояние.

Большая часть иммигрантов прибывала в Соединенные Штаты из разоренных южных районов Китая: там иногда до 90% мужского населения деревень отправлялись на заработки за океан. Неприхотливые, трудолюбивые, готовые за мизерное по местным меркам вознаграждение переносить любые тяготы и лишения, китайские гастарбайтеры казались американским промышленникам и золотодобытчикам идеальными работниками.

В конце 1840-х годов в Калифорнии разразилась «золотая лихорадка», которая создала условия для массового переселения китайцев в САСШ. Первая организованная группа, состоявшая из 300 китайцев, отправилась на калифорнийские шахты и прииски в 1849 году. С 1851-го по 1860 год в страну официально въехали 41 400 китайцев, к 1867 году в Калифорнии их проживало около 50 000 – две трети от общего количества китайцев в США. Большая их часть прибывала в Новый Свет по пятилетним трудовым контрактам. Иммиграции также способствовало заключение между двумя державами в 1868 году Берлингемского договора, который предоставлял жителям Поднебесной право мигрировать в Америку, но не предусматривал их натурализации.

Белые калифорнийцы поначалу встречали покорных и трудолюбивых азиатов дружелюбно. Общаясь с ними, они чувствовали себя миссионерами, приобщающими дикарей к ценностям христианской цивилизации. «Скоро китайцы начнут голосовать на выборах, посещать те же школы, что и американцы, и молиться на том же алтаре, что и наши соотечественники», – с восторгом предрекала одна из калифорнийских газет того времени.

Вскоре, однако, запасы золота в верхних пластах калифорнийской земли стали иссякать, а рабочие в широкополых соломенных шляпах и с традиционными косичками все прибывали и прибывали. Отношение к ним уже было не столь дружелюбным, они отнимали хлеб у американских рабочих или пополняли армию безработных, живущих воровством и попрошайничеством. Американские шахтеры объединились в профессиональный союз и потребовали принять закон, который позволит добывать калифорнийское золото только американским гражданам. Профсоюз также пригрозил физической расправой китайцам, работающим в калифорнийских рудниках.

Под давлением союза золотодобывающие компании в массовом порядке разрывали пятилетние контракты и выгоняли китайцев с насиженных мест в шахтерских городках. Те смогли пристроиться на строительстве Трансконтинентальной железной дороги, которое вела «Центрально-тихоокеанская железнодорожная компания» в 1860-х годах. В 1869 году строительство магистрали было завершено, и китайцы, которые составляли до 90% штата компании, остались без работы.

 

Чужаки

 

Хотя потребность американской экономики в рабочей силе значительно снизилась, число эмигрантов из Азии в САСШ с каждым годом увеличивалось. С 1861-го по 1870 год, согласно официальным регистрационным документам, в США из Поднебесной иммигрировали 64 301 человек, с 1871-го по 1880 год – уже 123 201 человек. Они не могли получить статуса граждан и в большинстве своем не владели английским языком. Поэтому после изгнания с калифорнийских рудников и завершения строительства Трансконтинентальной железной дороги они стали оседать в этнических гетто городов Западного побережья. Самые бедные китайцы нанимались чернорабочими, те, у кого были небольшие сбережения, открывали в чайна-таунах дешевые ресторанчики и прачечные. Несколько сотен тысяч человек оказались совершенно лишними в социально-экономической системе Соединенных Штатов. Вернуться назад они тоже не могли – сюда их привезли за счет работодателя, а на обратный билет денег не было. Впрочем, «китайский вопрос», по расчетам правительства, должен был со временем разрешиться сам собой. В китайских гетто практически не было женщин, за редкими исключениями власти не разрешали китаянкам въезд в страну, а без них китайская диаспора не могла воспроизводиться. Чайна-тауны представляли собой холостяцкие общины, обреченные на вымирание.

Но профсоюзы не собирались ждать так долго, активисты рабочего движения отлавливали азиатов на улицах, избивали, грабили или заталкивали в поезда, идущие в другие штаты. Стены домов пестрели листовками примерно следующего содержания: «Объявляется всеобщий бойкот всем китайским и японским ресторанам, швейным мастерским и прачечным, а также всем, кто наймет азиата. Все, кто является другом или сочувствует трудовому союзу, поможет нашему движению в борьбе против этих мрачных азиатских стандартов жизни и морали. Америка – против Азии, прогресс – против упадка».

Ухудшение экономической ситуации в стране и рост антикитайских настроений в обществе помогли сделать не одну блестящую политическую карьеру. Так, например, Деннис Кирней, лидер одного из рабочих союзов США и основатель Рабочей партии приобрел славу и популярность благодаря своим откровенно расистским выступлениям.

Популист Кирней, начав путь в политику в качестве защитника прав безработных, вскоре стал лидером антикитайского движения на всем Западном побережье. Поддерживаемый в своей борьбе губернатором Калифорнии Джоном Биглером, Кирней регулярно призывал к расправе над китайцами, ставя их на один уровень с животными.

Кирней предъявлял к выходцам из Азии типичный для расиста набор претензий: он обвинял их в аморальности, распространении антисанитарии и опиумной зависимости. Китайским иммигрантам калифорнийский рабочий лидер приписывал ту же неполноценность, что и другим ущемленным группам населения – индейцам и неграм. При этом китайские рабочие составляли менее 10% населения Калифорнии, не были самым крупным этническим меньшинством и даже в свое время принесли пользу экономике штата. «Калифорния – для американцев», – такими словами Кирней, как правило, завершал свои выступления. Кроме того, он постоянно озвучивал угрозы в адрес «Центрально-тихоокеанской железнодорожной компании» – промышленного гиганта, обеспечившего тысячи китайцев рабочими местами.

Кирней несколько раз ездил на Восточное побережье, чтобы найти единомышленников, но успеха ему эти поездки не принесли. Оголтелый расизм профсоюзного лидера находил понимание в основном среди жителей Калифорнии англо-саксонского происхождения. Тем не менее его агитаторская деятельность сыграла ключевую роль в выдворении китайцев из страны в 1882 году.

 

Униженные и оскорбленные

 

Американские историки спорят о том, что же именно стало причиной принятия закона, запрещающего въезд китайцам в страну. В большинстве случаев речь идет об интересах политиков федерального уровня, которые решили, что расовая нетерпимость – отличный инструмент для влияния на исход президентских и парламентских выборов. Антикитайские настроения разжигались в стране под видом умонастроений рабочего класса, у которого китайцы якобы отбирают последний кусок хлеба. Но подобные ситуации имели место только в нескольких западных штатах США, «китайской проблемы» общенационального уровня просто не существовало.

Участившиеся забастовки, в том числе и общенациональные, вскрыли социальные язвы эры «золотой лихорадки». Рост рабочего движения тоже надо было как-то брать под контроль, и прикормленные лидеры пролетариев, такие как Кирней, умело уводили энергию возмущенных рабочих в расовое русло, направляя ее против приезжих азиатов и негров.

Тем не менее ненависть к китайским рабочим, культивировавшаяся на Западном побережье, вскоре все-таки просочилась на национальный уровень. Поддерживаемые калифорнийскими магнатами, американские законодатели еще в 1879 году протащили через обе палаты Конгресса закон, который запрещал прибывать в США судам, имеющим на борту свыше 15 китайцев. Эта мера должна была приостановить непрекращавшийся приток азиатов на тихоокеанское побережье Америки. Однако президент США Ратерфорд Хейс наложил вето на этот законопроект, поскольку он вступал в противоречие с действующим двусторонним договором с Китаем.

Действия Хейса вызвали недовольство среди белых жителей Западного побережья и привели к внезапному падению его популярности среди избирателей. Кроме того, президенту пришлось послать в Китай специальную комиссию, чтобы разъяснить императору, почему США теперь получили право в одностороннем порядке «регулировать, ограничивать, приостанавливать, но не запрещать полностью» въезд китайских рабочих на территорию страны.

Американские законодатели уже в 1880 году в одностороннем порядке пересмотрели Берлингемский договор. Благодаря новым поправкам США теперь в одностороннем порядке могли регулировать вопросы китайской иммиграции в страну, чем власти не преминули воспользоваться.

Федеральный акт о выдворении китайцев, вступивший в силу в 1882 году, запрещал китайским гастарбайтерам въезжать на территорию США в течение 10 лет. Это был первый американский иммиграционный закон, направленный против конкретной этнической группы.

Поправки, которые были внесены в него в 1884 году, еще больше ужесточили условия иммиграции китайских подданных в Америку. Теперь ограничения распространялись на всех этнических китайцев, независимо от страны рождения. Американцы долгое время не спешили вновь открывать свои границы для жителей Поднебесной. В 1892 году действие Акта о выдворении китайцев было продлено еще на 10 лет, а в 1902 году дата окончания действия закона вообще была отложена на неопределенное время. Лишь в 1943 году он был отменен, а ежегодная квота въезда китайских иммигрантов достигла 105 человек. Только в 1965 году, когда был принят новый национальный иммиграционный акт, жители Китая были более или менее уравнены в правах с другими национальностями.

Несмотря на дискриминационный закон, китайцам все же удавалось всеми правдами и неправдами просачиваться в Америку. Так, например, с 1910-го по 1940 год через иммиграционный пункт на Энджел Айлэнд в заливе Сан-Франциско на территорию Соединенных Штатов вошли 56 113 китайцев, обратно вышло на 30% меньше.

В результате нового иммиграционного законодательства, которое стало точечным оружием против нашествия китайской рабочей силы в руках американских властей, проблема перенаселения США азиатами была решена. Правда, когда иссяк поток китайцев, обнаружилось, что без дешевой и неприхотливой рабочей силы, которая бралась за самую грязную и низкооплачиваемую работу, американская экономика существовать уже не может. Работодатели обратили свой взор на соседнюю Мексику, откуда вскоре в страну потекли неприхотливые гастарбайтеры.

 

 

Еще по теме